Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:41, реферат
Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма не только существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национального размежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.
Очевидно, что излишне. От тех, кому в течение многих лет ломали хребет, кого вытесняли из
родных мест, ассимилировали с другим народом, трудно было ожидать какого-то активного
сопротивления. Ассимилированные таджики - люди с нарушенной психикой и
самосознанием - предали свой народ. Представившись узбеками, они не желали, чтобы
таджики вообще существовали как исторически сложившийся древний самобытный этнос.
Для национал-предателей исчезновение этого народа было бы всего удобнее.
В протоколах заседания Центральной территориальной комиссии по национальному
размежеванию среднеазиатских республик перечисляются национальные комиссии из
региона: Туркменская национальная комиссия, Кара-Киргизская национальная комиссия,
Узбекская национальная комиссия, Киргизская (Казахская) национальная комиссия.
Таджикской комиссии среди них нет, так как она попросту не была создана и все вопросы за
нее решала Узбекская комиссия.[91] О том, что существование таджикского народа
пантюркистами и панузбекистами вчистую игнорировалось, видно из доклада Р.Исломова
на сессии ТуркЦИКа 15 сентября 1924 г., в котором отмечалось, что <вместе с народами
Туркестана свою волю о национальном размежевании выразили и народы Бухары и
Хорезма. Они также стремятся исправить результаты исторической несправедливости
путем слияния в единое государство всех узбеков, киргизов и туркмен>.[92]
Таджики, таким образом, оказались как бы на обочине истории. Судьба целого народа
была решена задолго до национально-территориального размежевания Средней Азии. В
Туркестане и Бухаре пантюркисты проводили политику тотального насильственного
обузбечивания таджиков, политику геноцида, прикрываемую лживым лозунгом <Один народ
- два языка>, смысл которого сводился к тому, что таджики - это те же узбеки, но только
некогда принявшие персидский язык. Многие исследователи отмечали поспешное,
необдуманное проведение такого судьбоносного для народов Средней Азии политического
решения, как национальное размежевание, для обсуждения и анализа проблем которого не
были привлечены ведущие советские востоковеды-специалисты истории народов региона.
Все эти и другие факты свидетельствуют, и в том нет никакого сомнения, что были
допущены серьезные ошибки в столь исторически важном событии. Однако цели и задачи
национального размежевания были иными, оно имело, скорее всего, экономическое
направление, чем политическое, национально-государственное.
Национально-территориальное размежевание, проведенное Советским правительством и
Коммунистической партией, было направлено, прежде всего, против пантюркистов и их
идеологии. И оно нанесло огромный удар по ее вдохновителям и сторонникам в регионе.
Движение пантюркизма с середины 20-х годов пошло на убыль, а многие его приверженцы
(Ахмет Зеки Валиди Туган, Шермухамедбек и др.), признав бесперспективность,
пропаганды пантюркистской идеологии, покинули Среднюю Азию, пробираясь
направившись в Турцию. Однако такой поворот дела не принес ощутимого облегчения для
таджикского народа. В результате национально-территориального размежевания Средней
Азии две трети таджикского населения оказалось на территории, отошедшей
непосредственно к Узбекской ССР, где оно подвергалось и подвергается до настоящего
времени безудержной ассимиляции, где вместо пантюркизма нашли благодатную почву
неопантюркизм, панузбекизм, течения гораздо коварные и опасные, чем пантюркизм,
который так и не искоренен до конца.
По утверждению Ислама Каримова, Президента Узбекистана, с образованием союзных,
автономных республик и областей вводилось ранжирование, дифференциация этносов. И не
только в связи со статусом их образования, но и внутри них - на титульный этнос, давший
название этому образованию, и <национальные меньшинства>. Исходя из этого, можно сказать,
что часть населения, продолжая жить и трудиться на земле своих предков, превращалась в
<национальное меньшинство>, что не могло не накладывать соответствующий отпечаток на
его сознание, порождать убеждение в некоей ущербности своих прав. Все это, несомненно,
отражалось на этнонациональных процессах внутри образований. Конфликтность ситуации
еще более усугублялась проблемой <раздельных __________этносов>, так как новые национально-
территориальные образования, концентрируя основную часть <титульной> национальности,
тем не менее, продолжали оставаться также полиэтническим обществом с идентичным набором
этносов в каждом из них. Вместе с тем, по сути дела, утверждалась, что <под будущие
этнонациональные процессы и взаимоотношения между народами Средней Азии были
заложены мины замедленного действия, способные в чрезвычайных ситуациях взорваться
всевозможными конфликтами и обострениями>.[93]
С рядом суждений И.Каримова можно согласиться как, например, о преимуществе
искусственно созданных <титульных народов>, давших название государственному
образованию, перед необоснованно созданными <национальными меньшинствами>. При
этом надо было бы как следует разобраться, изучить, кто <меньшинство>, а кто
<большинство>. В остальном И.Каримов, вместе с авторами книги <Туркестан в начале ХХ
века: к истории истоков национальной независимости>, не правы, они просто не знают
историю народов Средней Азии или специально не хотят говорить правду. Когда
отшлифовывались эти положения в высоких кабинетах, в Узбекистане происходила
реанимация идеологии пантюркизма. Вновь заговорили о создании единого тюркского
государства на основе объединения тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.
Прошлые тюрко-монгольские деспотические режимы, мало отвечающие принципам
государственного образования - Бухара, Хива, Коканд, для И.Каримова и его
единомышленников оказались, на их взгляд, идеалом решения этнических отношений в
регионе.
Об истории народов Средней Азии, входивших в состав трех вышеназванных
образований, написано и много, и подробно. И до присоединения Средней Азии к России, и
после их окончательной ликвидации в результате национально-территориального
размежевания. Повторяться не стоит. Однако очень хотелось бы напомнить И.Каримову,
что между деспотическими режимами трех государственных образований возглавляемых
представителями крупнейших тюрко-монгольских племен - мангитов (ногайцев) в Бухаре,
кунградов в Хиве, мингов в Коканде - постоянно происходили кровопролитные войны, от
которых страдали, прежде всего, крестьяне, ремесленники__________, торговцы, то есть простой люд.
В период завоевания и присоединения края к России население многих районов Средней
Азии изъявило желание добровольно войти в состав Российского государства, в числе
такового были таджики, которые жестоко преследовались и вытеснялись в самые глухие,
отдаленные горные места, спасаясь от кочевых тюрко-монгольских агрессоров.
Утверждение И.Каримова о том, что национально-территориальное размежевание
Средней Азии заложило мины <замедленного действия, способные взорваться
всевозможными конфликтами и обострениями>, не имеет основания. Все зависит от
умения, мудрости современных руководителей, теперь уже независимых национальных
образований Средней Азии и Казахстана. В советское время никаких <чрезвычайных
ситуаций> и <взрывов> здесь не случалось, за исключением периода горбачевской
<перестройки> и <гласности>, хотя коренных изменений в смысле территории и населения
не произошло, если не считать массового исхода русского и русскоязычного населения, в
котором виновны не народы региона, а руководители республик и их коррумпированная
националистическая элита. Дореволюционная Россия и Советская власть смогли покончить
с конфликтами и войнами, которые происходили в Средней Азии между теми же тюрками,
из которых были образованы отдельные республики с <титульным> народом. Почему же
кровно родственным, ныне самостоятельным народам должно воевать самим с собой?
Причина только одна: амбиции, мания величия и стремление к созданию единого тюркского
государства без отдельных <титульных> народов - узбеков, казахов, туркменов, киргизов и
др.
В первые годы после распада СССР такая идея овладела умами и сердцами многих, даже
известных писателей, представителей творческой интеллигенции, государственных деятелей
тюркоязычных республик Средней Азии и Казахстана, кроме С.Ниязова (Туркмен-баши),
Президента Туркменистана. Последний стремится быть до конца жизни единственным
руководителем в своей республике и не собирается делить власть, стоящую ему дорогого, ни
с кем.
Ностальгия некоторых, во все времена холуйски настроенных, интеллигентиков по
мифическому <Турану>, - просто утопия. И если руководители Узбекистана всех рангов и
особенно его первые лица прекратят проводить политику <обузбечивания> таджиков и
представителей других <национальных меньшинств> республики, то никаких конфликтов и
чрезвычайных ситуаций, межнациональных обострений в регионе быть и не должно.
Поэтому необходима выработанная международным сообществом соответствующая
национальная политика по правам титульных народов в республиках Средней Азии.
Что касается таджиков, то они не намерены конфликтовать с кем-либо, взрывать или
обострять ситуацию в регионе ради восстановления исторической справедливости и
исправления допущенных перегибов и ошибок в результате национально-
территориального размежевания 1924 года.
Несмотря на то, что в советской национальной политике отсутствовала идея ассимиляции,
в Узбекистане в различной форме продолжалось обузбечивание таджиков под разными
предлогами, создание в этой республики такой обстановки, при которой они вынуждены в
целях нормального человеческого существования идти на самые крайние меры, изменив
своей национальности. Об этом весьма красноречиво свидетельствует, например, Сергей
Георгиевич Кара-Мирза, который долгое время жил и работал в Сталинабаде-Душанбе.
<Таджики - большой народ иранской группы, - пишет он, - в 20-е годы в Туркестане и Бухаре
их насчитывалось более 1,2 миллиона. Но они, окруженные узбеками, оказались под сильным
давлением идеологии пантюркизма, так что даже малочисленная таджикская интеллигенция
приняла идею <обузбечивания> и считала бесперспективным развитие своей культуры. Но в
советской национальной политике, которая складывалась стихийно, из общих представлений
о народе, не было курса на ассимиляцию. Проводить советские установки было очень трудно
- в Средней Азии были популярны идеи Ататюрка о государстве-нации <по тюркски> и этим
идеям были привержены руководители узбекских коммунистов. Они считали, что сила
региона зависит от его единства - а оно во многом укрепляется языковой общностью - и
отвергали культурное обособление таджиков от тюрков. Под все это подводилось <научно-
материалистическое> обоснование. Укрепление Советской власти послужило тому, что
таджикские интеллигенты преодолевали и пантюркизм, и джадидизм - течение либеральных
модернизаторов, идущих в русле младотурок>.[94]
Руководители и представители национальной творческой интеллигенции
Узбекистана, нетаджикского происхождения, всегда были озабочены боязнью потерять
перенятую у таджиков историю, культуру, науку, то, что было создано предками этого
народа в течение многих веков. Для того, чтобы все удержать и выдавать за свое,
узбекам приходилось применять, говоря спортивной терминологией, запрещенные
приемы, проводя курс на обузбечивание (ассимиляцию) таджиков, которые в результате
национально-территориального размежевания Средней Азии остались в составе
Узбекской ССР. В результате такой акции ее жертвами стала, прежде всего,
интеллектуальная часть таджикского населения - ученые, писатели, поэты, работники
сферы культуры и искусства. Конкретных примеров тут настолько много, что можно
писать отдельную книгу под названием: <Роль таджикской творческой интеллигенции в
становлении и развитии культуры Узбекистана за годы Советской власти>.
Позиция Президента Узбекистана Ислама Кариимова по поводу национально-
территориального размежевания Средней Азии и образования национальных республик
вместо бывших Туркестана, Бухарского эмирата, Хивинского ханства, в которых
господствующее положение занимали узбеки, вполне объяснима. Однако его точка
зрения, что эти образования были только узбекскими, не соответствует исторической
действительности. На самом деле в этих дореволюционных территориальных
образованиях проживали не только узбеки, но и другие тюркоязычные народы - казахи,
киргизы, туркмены, а также таджики, кстати сказать, язык последних являлся
государственным. И все они могут считать с большей уверенностью эти образования
своими протогосударствами, несмотря на то, что ведущую роль в них играл конгломерат
племен под общим названием <узбеки>.
Но узбекские руководители и ученые так не считают. Они творят историю по своему
разумению, так, как им выгодно. На их взгляд, узбеки жили в Средней Азии с древнейших
времен, а остальные тюркоязычные народы пришли позже, в том числе и мангиты, и минги,
и кипчаки. Но даже сами правители Бухары, Хивы и Коканда не считали себя узбеками, они
не признавали такой своей национальной принадлежности в современном ее понимании.
Как можно считать эмиров Бухары, особенно последнего из них, узбеком, если по своему
происхождению он являлся представителем совсем другого народа. Однако ученые мужи
соседней республики <обузбечили> последнего отпрыска правителей эмирата. Между тем,