Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:41, реферат
Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма не только существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национального размежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.
исправления допущенных перегибов и ошибок в результате национально-
территориального размежевания 1924 года.
Несмотря на то, что в советской национальной политике отсутствовала идея ассимиляции,
в Узбекистане в различной форме продолжалось обузбечивание таджиков под разными
предлогами, создание в этой республики такой обстановки, при которой они вынуждены в
целях нормального человеческого существования идти на самые крайние меры, изменив
своей национальности. Об этом весьма красноречиво свидетельствует, например, Сергей
Георгиевич Кара-Мирза, который долгое время жил и работал в Сталинабаде-Душанбе.
<Таджики - большой народ иранской группы, - пишет он, - в 20-е годы в Туркестане и Бухаре
их насчитывалось более 1,2 миллиона. Но они, окруженные узбеками, оказались под сильным
давлением идеологии пантюркизма, так что даже малочисленная таджикская интеллигенция
приняла идею <обузбечивания> и считала бесперспективным развитие своей культуры. Но в
советской национальной политике, которая складывалась стихийно, из общих представлений
о народе, не было курса на ассимиляцию. Проводить советские установки было очень трудно
- в Средней Азии были популярны идеи Ататюрка о государстве-нации <по тюркски> и этим
идеям были привержены руководители узбекских коммунистов. Они считали, что сила
региона зависит от его единства - а оно во многом укрепляется языковой общностью - и
отвергали культурное обособление таджиков от тюрков. Под все это подводилось <научно-
материалистическое> обоснование. Укрепление Советской власти послужило тому, что
таджикские интеллигенты преодолевали и пантюркизм, и джадидизм - течение либеральных
модернизаторов, идущих в русле младотурок>.[94]
Руководители и представители национальной творческой интеллигенции
Узбекистана, нетаджикского происхождения, всегда были озабочены боязнью потерять
перенятую у таджиков историю, культуру, науку, то, что было создано предками этого
народа в течение многих веков. Для того, чтобы все удержать и выдавать за свое,
узбекам приходилось применять, говоря спортивной терминологией, запрещенные
приемы, проводя курс на обузбечивание (ассимиляцию) таджиков, которые в результате
национально-территориального размежевания Средней Азии остались в составе
Узбекской ССР. В результате такой акции ее жертвами стала, прежде всего,
интеллектуальная часть таджикского населения - ученые, писатели, поэты, работники
сферы культуры и искусства. Конкретных примеров тут настолько много, что можно
писать отдельную книгу под названием: <Роль таджикской творческой интеллигенции в
становлении и развитии культуры Узбекистана за годы Советской власти>.
Позиция Президента Узбекистана Ислама Кариимова по поводу национально-
территориального размежевания Средней Азии и образования национальных республик
вместо бывших Туркестана, Бухарского эмирата, Хивинского ханства, в которых
господствующее положение занимали узбеки, вполне объяснима. Однако его точка
зрения, что эти образования были только узбекскими, не соответствует исторической
действительности. На самом деле в этих дореволюционных территориальных
образованиях проживали не только узбеки, но и другие тюркоязычные народы - казахи,
киргизы, туркмены, а также таджики, кстати сказать, язык последних являлся
государственным. И все они могут считать с большей уверенностью эти образования
своими протогосударствами, несмотря на то, что ведущую роль в них играл конгломерат
племен под общим названием <узбеки>.
Но узбекские руководители и ученые так не считают. Они творят историю по своему
разумению, так, как им выгодно. На их взгляд, узбеки жили в Средней Азии с древнейших
времен, а остальные тюркоязычные народы пришли позже, в том числе и мангиты, и минги,
и кипчаки. Но даже сами правители Бухары, Хивы и Коканда не считали себя узбеками, они
не признавали такой своей национальной принадлежности в современном ее понимании.
Как можно считать эмиров Бухары, особенно последнего из них, узбеком, если по своему
происхождению он являлся представителем совсем другого народа. Однако ученые мужи
соседней республики <обузбечили> последнего отпрыска правителей эмирата. Между тем,
хорошо известно, что до национально-территориального размежевания народы Средней
Азии еще полностью не определили свою национальную идентичность, как в наши дни.
Обычно они именовали себя <мусульманами>, либо по названию той местности, города,
области, долины и т.д., где они проживали, а тюркоязычное население - по наименованию
племени или рода.
В советской историографии, как правило, считалось, что все государственные
образования, которые существовали уже после установления Советской власти и
проведения национального размежевания, были многонациональными. С таким
утверждением согласиться невозможно и вот почему. В Средней Азии до определенного
периода проживали, в основном, лишь два народа - индоевропейского и тюрко-
монгольского происхождения. К первому относились таджики, ко второму - все остальные
этносы, которые и после национального размежевания, спустя еще много лет, не могли
определить свою национальную идентичность. До этого они проходили под общим
названием: тюрки или - по родоплеменному обозначению - как кунградцы, лакайцы, минги,
кипчаки, катаганы, барласы и т.д. Число таких родоплеменных кочевых образований в
Средней Азии, по определению русских и европейских востоковедов, доходило до 90 и
более. Многие из них и до наших дней сохранили свою принадлежность к тому или иному
племени. Современная концепция, хотя во многом спорная, происхождения этнонима
<узбек> впервые была сформулирована А.Ю.Якубовским, отметившим, что <кочевники-
узбеки (XVI в.) застали, если не на всей территории Узбекистана, то во всяком случае на
огромной ее части густое тюркоязычное, т.е. тюркское и тюркизированное население,
которое долго жило здесь культурной жизнью и складывалось в процессе слияния с
другими более древними народами, жившими здесь со времен глубокой древности.
Кочевники-узбеки вошли в тюркоязычное население лишь как последнее слагаемое
(составляемое - Р.М.), передав ему свое имя>.[95]
Почти все исследователи дореволюционной истории Средней Азии отмечали, что под
<тюрками> понимали представителей военно-кочевой аристократии, с термином <таджик>
были связаны понятия <чиновная верхушка>, <купечество>, позже - <городское
население>. Социальное значение термина <таджик> отчетливо прослеживается в
этнографических работах, начиная со второй половины XIXв. и до настоящего времени.
А.Д.Гребенкин (XIX в.) прямо подчеркивал, что <в Средней Азии ввелось в обычай, что
если кто себя называет по имени города, то он таджик>. Утверждения подобного рода
встречаются также в работах таких исследователей Средней Азии, как Н.Ханыков,
А.Вамбери, А.А.Бобринский, А.А.Семенов, М.С.Андреев.
В отличие от Бухарского эмирата и Хивинского ханства, а также Туркестанской АССР,
образование союзных и автономных республик в результате национально-территориального
размежевания Средней Азии вполне можно считать акцией <национальной
государственности>. Тот факт, что в регионе определенное время функционировали
некоторые партийные и государственные организации - для оказания соответствующей
помощи - не дает основания утверждать, как это делает И.Каримов, что <эти образования
являлись протогосударствами (подобием государства)>.[96]
В нашей памяти еще свежи трагические события, происходившие после распада СССР и
приобретения республиками в одно и то же время (как и при национальном размежевании)
полной политической независимости. С тех пор прошло более десяти лет и что же
изменилось в национальной политике Узбекистана по отношению к таджикскому
населению в этом суверенном, самостоятельном государстве? Практически ничего,
наоборот его положение стало гораздо хуже, а процессы обузбечивания, а значит
ассимиляции таджиков, принимают новые обороты, заметно ускоряясь.__