Финансы в Респулики Таджикистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма не только существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национального размежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.

Файлы: 1 файл

III.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

пустовала, а на зимовку сюда спускались кочевые тюрко-монгольские племена под общим названием <узбеки>.[66] На тот момент не 93%, как сейчас, а гораздо больше площади Таджикской республики составляли непроходимые не только в зимний период, но и весь год, горные отроги и пространства. Так, на вполне законном основании удалось вытеснить, точнее загнать, часть

таджикского населения в горный и голый <каменный мешок>. Оставшееся на территории Узбекистана таджикское население подверглось невиданной в истории узбекизации, о чем, как уже отмечалось, свидетельствуют переписи населения и последующая политика руководства этой республики.

Каким же был национальный состав населения ТАССР? Данные этнического состава населения на момент образования Таджикской автономной республики по ее областям и районам, приводимые впервые, таковы. Памирская область и Гармский район имели население 168 тыс. 894 человека, из них таджиков - 88,0%, узбеков - 11 тыс. 545 человек, или 6,0%, киргизов - 11 тыс. 500 человек, или 5,9%.[67] Часть Сары-Ассийской области и Каратаг насчитывали 163 тыс. 500 человек,

из них таджиков - 3 тыс. 500, или 2,2%, узбеков - 160 тыс., или 97,8%.[68] В Душанбинской области проживали 126 тыс. 500 человек, в том числе таджиков - 59,2%, узбеков __________- 39 тыс., или 30,0%.[69] Население Кулябской области составляло 177 тыс., таджиков было 79 тыс. 540, или 44,9%, узбеков - 94 тыс. 640, или 55,1%.[70] В число узбеков были включены представители всех кочевых тюркоязычных племен бывшей Восточной Бухары. Разумеется, что приведенные цифры национального состава населения ТАССР не являются точными, так как они составлены не на основе проведения официальной переписи населения, а являются приблизительными. Масштабного, точного,всеохватывающего учета населения и определения национальности жителей провести в то

время было непросто. Вместе с тем, нельзя сомневаться в том, что большинство населения Центрального и Южного Таджикистана, а также нынешней Гиссарской долины – от Кофирнихонского района до Турсунзаде, Вахшской долины и большинства районов бывшей Кулябской области составляли тюркоязычные кочевые племена. Самым многочисленным из этих племен были локайцы. По этой причине на территории ныне переименованных Ленинского, Яванского, Даханакиикского, Куйбышевского районов и других населенных пунктов был образован Таджикско-Локайский район.<Недаром Гиссарский край, - как отмечают Н.А.Маев и А.А.Семенов, - в административных кругах Бухарского ханства назывался Узбекистаном. Гиссарскую и среднюю часть Сурханской долины занимало племя юз, оно имело еще владения в Ходженте и Ура-Тюбе>.[71]

Таким образом, существовала реальная угроза полного вытеснения таджикского

населения из нынешних Центрального и Южного Таджикистана далее в горы, что и произошло бы в действительности, если бы не своевременное установление Советской власти, коренным образом изменившей положение таджиков и спасшей их от физического уничтожения. Убедительным примером, доказывающим вышесказанное, являются события 90-х годов XX в., когда бывших переселенцев 30-х, 40-х и конца 50-х годов из Каратегина, Горно-Бадахшанской автономной области и других густонаселенных горных районов в Гиссарской, Вахшской долинах беспощадно уничтожали вооруженные подразделения Узбекистана и местные тюркоязычные боевики, заставляя их покинуть обжитые десятилетиями места. Когда бывшие переселенцы спасались бегством кто куда, не только

в горы, но и ближние и дальние страны - Россию, Афганистан, азахстан__________, Киргизию, лишь не в Узбекистан, который закрыл свою границу для беженцев из Таджикистана под надуманным предлогом проникновения в соседнюю республику исламских фундаменталистов. Хотя какими фундаменталистами могли быть малые дети, женщины и старики? Настоящие фундаменталисты готовились именно на территории Узбекистана, в Ферганской долине - в городе Намангане. Оттуда они и проникли в Таджикистан, понимая слабость государственной власти, наличие региональных разногласий, особенно в вопросах подбора и расстановки кадров на высокие посты, в том числе руководителя страны. Все эти и другие внешние причины привели Таджикистан к гражданской братоубийственной войне.

Возвращаясь к событиям 1924 года, нужно отметить, что деятельность национальных комиссий и подкомиссий в период национально-территориального размежевания проходила не всегда гладко и согласованно. Возникали острые противоречия по разделу отдельных земель. Основная борьба и территориальные споры шли между самими представителями, уполномоченными тюркоязычных народов: узбеков - с одной стороны, казахов, киргизов __________и туркмен - с другой. Так, например, Центральная территориальная Комиссия по национальному размежеванию Средней Азии <признала нужным волости

Мирзочульского уезда Сыр-Дарьинской области - Славянскую, Етысайскую

(быв.Спасскую), Крестьянскую (быв. Романовскую), Сыр-Дарьинскую и Ирджарскую - включить в состав Киргизской (Казахской) республики>.[72] Узбекская комиссия не возражала против включения лишь одной Ирджарской волости, но категорически выступала против вхождения в состав Киргизской (Казахской) республики северной части Мирзочульского уезда в составе волостей Славянской, Етысайской, Крестьянской и Сыр- Дарьинской с городом Мирзочуль. По ее мнению, <такое решение вопроса не только нарушало экономическую целостность и единство всего Мирзо-Чульского уезда, но и противоречило основному принципу национального размежевания – соотношению численности национальных групп>.[73]Кроме того, по мнению той же комиссии, левобережная часть Мирзочульского уезда, за исключением Ирджарской волости, представляло собой оседлое земледельческое поливное хозяйствование с преобладанием хлопковой культуры. Центром всего этого уезда, по мнению Узбекской комиссии, являлся город Мирзочуль (в котором переписью 1920 г. было зарегистрировано незначительное число Киргиз-кайсоков).[74] Более того в Мирзочульском уезде была сосредоточена хлопкоочистительная промышленность района,

от которой зависели все оседлые волости левобережной части Мирзочульского уезда (Беговатская, Етысайская, Крестьянская, Саватская, Славянская, Сыр-Дарьинская, Ховостская).[75] Узбекская комиссия не хотела уступить наиболее развитые в экономическом отношении территории, обосновывая это национальным составом оседлого населения, его умением, в отличие от кочевого казахского и киргизского населения, выращивать хлопок- сырец. Последняя аргументация применялась и в последующие годы, когда к Узбекистану

присоединялись новые территории за счет соседних республик. Это так называемый <хлопковый прием> всегда действовал безотказно, потому что Советской стране нужно было побыстрее достичь хлопковой независимости и освободиться от ввоза за золото импортного хлопка. Поэтому Киргизская (Казахская) комиссия никогда не возражала против того, что оседлое население казахской или каракиргизской национальности автоматически включали в состав Узбекской республики. Так случилось с курамийцами, сартами, представителями других этносов, которые были отнесены к Узбекистану Характерным примером нарушения национально-территориального принципа стало и включение казахов и таджиков Чирчикского района к Узбекской республике.[76] В протоколе Территориальной комиссии Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б) было записано:

<Этим решением в корне нарушается принцип национального размежевания, ибо этим актом наиболее культурная и экономически устойчивая часть киргизов (казахов - Р.М.) искусственно отделяется от остальной части киргизского (казахского) населения Ташкентского уезда>.[77] Как посчитала Киргизская (Казахская) комиссия, такой необдуманный подход к решению этого вопроса <еще в периоде национального формирования с неустойчивым

хозяйственным бытом, потеря наиболее культурной оседлой части является

существенным ударом, не дающим возможности дальнейшего развития и создания сколько-нибудь крепкого государственного ядра на культурной территории>.[78] Киргизской (Казахской) комиссией приводились и другие веские доводы для обоснования неправомочного, ошибочного решения вопроса. Так, в частности, ею было отмечено, что <кроме того, этот Чирчикский район имеет слишком много общего с рядом лежащим кочевым киргизским (казахским - Р.М.) районом и, помимо родственных связей киргизов, в целом последний район зависим от первого в хозяйственных отношениях>.[79] Таким обстоятельством и объяснялись беспокойство киргизского (казахского) населения обоих районов по поводу размежевания и нежелание казахов размежеваться между собой, находясь в пределах своей национальной республики, несмотря на решение

Центральной территориальной комиссии. Серьезной причиной такого нежелания явилось и то, что в Чирчикском районе, непосредственно граничащем с проживающим по соседству узбекским населением, очень часто происходили межнациональные конфликты на почве взаимного антагонизма и местного национализма, в основном, со стороны узбеков. Поэтому Казахская комиссия настаивала именно на территориальном размежевании. Однако Центральная комиссия под давлением Узбекской комиссии отказывалась от территориального размежевания под разными предлогами, в частности, по соображениям ирригационного обеспечения, что было абсолютно несостоятельно.

Именно здесь, по сравнению с другими районами, следовало бы провести раздельное водопользование по магистральным каналам из реки Чирчик. Основная причина нежелания Узбекской комиссии на передачу указанного района киргизам (казахам) состояла в том, что он был наиболее экономически развитым во всем Туркестанском уезде, что имело, по мнению Казахской стороны, важное значение для будущейгосударственности киргизской (казахской) республики: <нельзя игнорироватьнациональный интерес киргизов этого района из-за того, что богатство нужно будущему Узбекистану>.[80] Центральная комиссия по национально-территориальному размежеванию Средней Азии включила Чиназскую волость Ташкентского уезда в состав Киргизской (Казахской)

республики. Узбекская национальная комиссия, возглавляемая Р.Исломовым, протестуя против такого решения, считала его несправедливым. Мотивировалось это тем, что на территории Чиназского района узбеков было больше, чем киргизов (казахов) и представителей других народностей. Кроме того, по мнению Узбекской комиссии, здесь проживало население, ведущее оседло-земледельческий образ жизни, и его экономика была связана с другими территориями, которые были включены в состав будущей Узбекской республики.[81] Еще одним доводом Узбекской комиссии было то, что Чиназская волость была в торговом отношении тесным образом связана с городом Ташкентом. Но самым главным аргументом Узбекской комиссии являлось существующее положение, при котором

<источником орошения как для Чиназской, так и для соседних волостей, служила река Чирчик и ее магистральные каналы Боз-Су и Чирчик-арык (канал), поэтому отнесение Чиназской волости к Киргизской (Казахской) республике>,[82] привело бы к бесконечным конфликтам между казахами и узбеками на почве водопользования

Каждая национальная комиссия имела право высказать свое особое мнение в

отношении решения Центральной территориальной комиссии по проблеме присоединения тех или иных территорий. Особое мнение Узбекской территориальной комиссии по Чиназской волости гласило: <Считаем необходимым напомнить решение территориальной комиссии по размежеванию Ташкентского уезда, которая для сохранения единства водопользования решила весь Чирчикский район оставить за Узбекской республикой>.[83] Как видно из приведенных документов, решение хозяйственных, экономических проблем, наряду с территориальными, играло важную, если не основную, роль в национально-территориальном размежевании, особенно там, где

земледелие было тесно связано с искусственным орошением. Еще с древнейших времен вода в условиях Средней Азии имела важное значение для оседло-земледельческого хозяйства. Иногда за владение источником воды, ирригационными сооружениями между государствами, соседями и отдельными хозяйствами вспыхивали кровопролитные войны. Конфликтные ситуации между туркменами и узбеками постоянно и очень часто возникали именно из-за воды и ирригационных сооружений. Они имели место и в советский период,

продолжаются __________и в настоящее время.Возникшая полемика между казахами и узбеками по вопросу, какой республике передать Чиназскую волость Ташкентского уезда, как это часто происходило, была решена в пользу Узбекской республики -вместе со всеми ирригационными сооружениями.Казахи ведь еще не научились заниматься производством важнейшей сельскохозяйственной культуры - хлопка, которая имела поистине огромное значение для

всей страны. V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

КОМИССИИ

В СОЗДАНИИ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА

(СЭС)

Одновременно с решением вопросов национально-территориального размежевания Средней Азии и образования новых советских национальных республик в Ташкенте на заседании Центральной территориальной комиссии обсуждались и вопросы хозяйственной интеграции будущих республик и областей. Для этой цели была образована Межнациональная экономическая комиссия, которая завершила свою работу уже в сентябре 1924 г., проведя несколько заседаний. Но и тут не обошлось вновь без острых споров и

дискуссий между казахами, узбеками и туркменами. Таджики и кара-киргизы, как всегда, не проявляли особую активность, так как у них не имелось достаточного экономического потенциала, на базе которого можно было развивать сотрудничество. С другой стороны, они не обладали полной самостоятельностью и их проблемы решались в рамках тех республик, в которые они входили. Уполномоченные из центра совместно с казахами и узбеками решали все вопросы, исходя из необходимости тесной экономической интеграции

новых республик и автономных образований, в том числе и бесправного, не имеющего своего голоса, Таджикистана. Туркмены и узбеки могли отстаивать независимость и самостоятельность своих республик и по хозяйственным вопросам. Хотя в экономическом отношении Туркмения не

была выше Кара-Киргизии или Таджикистана. Экономика Туркмении была самой слабой, если не сказать, что ее практически не было, и по логике вещей эта республика не меньше, а больше других нуждалась в хозяйственной интеграции. Скорее всего, еще сильна была эйфория от национально-территориального размежевания и превращения ТуIII. НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ

СРЕДНЕЙ АЗИИ. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПАНТЮРКИЗМА В

ПАНУЗБЕКИЗМ ИШОВИНИЗМ

Накануне и в процессе проведения национально-территориального размежевания

Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма нетолько существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национальногоразмежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На

Информация о работе Финансы в Респулики Таджикистан