Финансы в Респулики Таджикистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма не только существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национального размежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.

Файлы: 1 файл

III.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

Бухара на протяжении многих веков была таджикским городом и оставалась таковым до 1924 г. Автор, в частности, писал: <Все население города и 90% его ближайших окрестностей были таджики и таджиками оставались: из районов Бухары только в Каракумском районе узбеки составляли абсолютное большинство, в районе же Гиждувана, Вабкента, Ваганеза местных таджиков половина, а местами и больше половины всего населения>.[52]

Однако, как отмечал А.Мухиддинов, <после Бухарской революции положение в

отношении языка сильно изменилось>.[53] Почему именно после революции это

произошло с таджикским языком? А где была таджикская интеллигенция, таджикское мусульманское духовенство, работники государственных учреждений Бухарской Республики из числа таджиков? На такие вопросы у автора статьи вразумительно обоснованных ответов не найти.

Единственная причина дискриминации таджикского языка, изменения таджиками

своей национальной принадлежности заключалась, по мнению А.Мухиддинова, в том, что после революции господствующей идеологией в Бухарской Республике стал пантюркизм.Но ведь по своему характеру революция была советской, народно-демократической и совершалась во имя преобразований в стране, перехода на социалистический путь развития, что и произошло в 1924 году. Кроме социалистической идеологии, никакими другими целями, тем более пантюркистскими, она не руководствовалась.А вот что пишет А.Мухиддинов: <Известно, что первое время организации Бухарской

еспублики во главе ее стояли группы: I. Военнопленные (имеется в виду турецкие -

Р.М.); 2. Работники из ташкентских и ферганских узбеков, которые были

единомышленниками джадидов; 3. Мы, бухарские джадиды, которые получали свое первое политическое воспитание и развитие в момент развития пантюркизма и панисламизма в Средней Азии и сами были под полным влиянием пантюркистской и панисламистской идеологии>.[54] Признание А.Мухиддинова показывает, что __________джадиды в большинстве своем были

сторонниками пантюркизма и выполняли социальный заказ своих идеологов из Турции и частично России. Вся просветительская работа, организация ново-методных школ, издание журналов являлись лишь маской, скрывающей пантюркистский характер их деятельности на территории Средней Азии. Говоря о реакционной роли джадидизма в определенный период нашей истории, академик Б.Гафуров был тысячу раз прав. Мы еще очень мало представляем себе объективную картину этого явления. Порой поверхностно, безответственно подходим к освещению вопросов джадидизма, определению его роли в

истории, бросаясь из одной крайности в другую. На самом деле джадиды и их лидеры проводили одну и ту же единственную линию - пантюркистскую.

В признании А.Мухиддинова отмечается, что <под влиянием этих идей

(пантюркистских - Р.М.) и для их осуществления мы были врагами персидского,

таджикского языка и слугами и сторонниками турецкого языка, турецкого

объединения>.[55] В свое оправдание А.Мухиддинов говорит о том, что в период существования БНСР были предприняты попытки организации школ на таджикском языке, однако они не имели успеха из-за малого числа сторонников. После того, как Бухара стала частью Узбекистана, об этом уже не могло быть и речи. <Наши ошибки, - пишет он, - которые были сделаны во

время существования Бухарской республики и являлись следствием господства

пантюркистских и панисламистских идей как наследство перешло к Узбекистану>.[56] Ошибки, просчеты, предательство, допущенные в период образования Бухарской республики, проведения национально-территориального размежевания и создания

сравнительно огромной по территории, экономическим и культурным ресурсам Узбекской республики, еще больше усилили процессы узбекизации и ассимиляции таджикского народа. Убедительной иллюстрацией сложившейся ситуации в городе Бухаре после территориального размежевания служит характеристика, данная А.Мухиддиновым национальному составу <старого города и его окрестностей>. На вопрос, какой процент таджиков имеется в Бухаре, он сам отвечает, что его следует поставить наоборот, а именно <сколько процентов узбеков в Бухаре, так как если предположить, что старая Бухара имеет население в десятки тысяч, а из них 15-20 узбеков, то как из этих цифр можно вычислить процент>.[57]

Факты такого преступного отношения к целому народу наблюдались и по другим

городам и территориям Средней Азии. Пантюркисты, а затем панузбекисты оправдывали это тем, что ассимиляция является, по их мнению, одним из условий прогресса. Они утверждали, что если таджикское население Бухары и других территорий Узбекистана, <принадлежащее к малой национальности, будет ассимилировано узбеками, то этим самым будет сделан шаг вперед>.[58]

Приводились и другие сумасбродные утверждения о том, что жители города Бухары и окрестностей в доисторические времена были, якобы, узбеками, но под влиянием персидской культуры стали говорить по-персидски и поэтому их нужно вновь превратить в узбеков. Процесс превращения таджиков в узбеков продолжается и поныне. Между тем, по сведениям всемирно признанных ученых России и западных стран, таджики являются коренным населением Средней Азии, а покорившие их победители - тюрки приняли в советское время для себя наименование - <узбеки>. Спрашивается, как они, то есть

узбеки, могли существовать в доисторические времена, более миллиона лет назад, когда никаких народов, кроме первобытных, полудиких людей с самоназванием не существовало. Статья А.Мухиддинова, доказывающая задним числом неправомочность включения города Бухары и его окрестных районов в состав Узбекистана, фактически уже ничего не могла изменить. Все было проведено по заранее разработанному плану пантюркистов и

узбекских шовинистов с согласия и одобрения центральных партийных и советских органов. Покаяние одного из тех, кто ради личной выгоды предал свой народ, оказалось не только запоздалым, но на него не было обращено внимания. Даже в 1929 году при образовании Таджикской ССР республике не удалось возвратить себе, кроме Ходжентского округа, другие города и территории, населенные таджиками. Деятельность пантюркистов и великоузбекских шовинистов принесла и приносит до сих пор свои негативные плоды. Как уже отмечалось, руководящие посты, в первую очередь, предоставлялись узбекам, а в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях преподавание велось на узбекском языке, многим таджикам пришлось изменить свою национальность. Более того, при проведении национально-территориального размежевания Средней Азии Абдулло Рахимбаев - один из известных

партийно-государственных деятелей региона, впоследствии Председатель Совета

народных комиссаров Таджикской ССР, таджик по национальности, однако в период своей работы в Туркестанской и Узбекской республиках представлявшийся узбеком, - выдвинул бредовую пантюркистскую идею о том, что, поскольку большинство таджиков уже ассимилировались с узбеками и в <чистом виде> они сохранились только в Матче, Каратегине и Гарме, именно из этих районов надо сформировать Таджикскую Автономную область в составе Узбекской ССР.Председатель Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Восточной Бухары Нусратулло Махсум Лутфуллоев, ознакомившись с протоколами Комиссии по национально-территориальному размежеванию, обратился с письмом в ЦК РКП(б) на имя И.В.Сталина, считая, что <вопрос, касающийся интересов таджикского народа, разрешен несправедливо>. Он писал следующее: <I. Границы <Таджикской Автономной области определены неправильно, т.к. многие местности с преобладающим таджикским населением, находящиеся по соседству с границами намеченной Таджикской области, остаются вне своих естественных границ и очутились в черте Узбекистана. 2. Постановление о вхождении Таджикистана в состав Узбекистана, как автономной области, нарушает национальные права таджиков на самоопределение в то время, когда такие права предоставлены узбекам и туркменам>.

Обращаясь в Центральный комитет Российской Коммунистической партии

(большевиков) с просьбой о пересмотре постановления Территориальной комиссии по национальному размежеванию, Нусратулло Махсум предлагал обсудить следующие вопросы: I. О включении в границы Таджикистана Ура-Тюбе, Ходжента, Канибадама, Исфары, Соха, Риштана, Уч-Кургана, а также других прилегающих местностей с преобладающим таджикским населением; 2. О предоставлении Таджикистану полной возможности организоваться совершенно свободно на тех же принципах, как  Туркменистан и Узбекистан, без всякой зависимости от последнего. Географическое положение и число населения Таджикистана, подчеркивал Нусратулло Махсум, вполне соответствуют условиям для его организации в самостоятельную республику. В интересах

трудящихся таджиков, в смысле их культурного и экономического развития, является жизненно необходимым разрешить затронутые вопросы в вышеизложенных направлениях, заявлял автор письма.

11 октября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) заслушало доклад Комиссии под

председательством В.В.Куйбышева. Политбюро признало необходимым образовать автономную республику таджиков (вместо автономной области) в составе Узбекской ССР. Однако из тех городов и местностей, которые были названы Нусратулло Махсумом, лишь один Ура-Тюбе был включен в состав Таджикской Автономной республики, все же другие

остались в пределах Узбекистана и Киргизской Автономной республики.

После национально-территориального. размежевания в таджикских городах и районах, вошедших непосредственно в состав Узбекской ССР, явно усилился процесс ассимиляции таджиков, причем насильственными методами, путем угрозы выселения в бывшую Восточную Бухару, освобождения от занимаемых постов, лишения перспектив продвижения по службе, возможности поступления на учебу в специальные учебные заведения. Перепись 1926 г., проводившаяся с массовым применением подобных методов, и привела к резкому уменьшению таджикского населения и соответствующему увеличению узбекского. По этой переписи оказалось, что в Ходжентском округе, включая Аштский, Канибадамский и Исфаринский районы, таджики составляли всего 24%, а

узбеки - 73,9%.[59]

IV. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ

ТАДЖИКСКОЙ ССР

Границы Таджикистана, как автономной республики, оставались в пределах

территории раннее намечаемой автономной области.Еще до решения центра вместо области создать автономную республику были установлены следующие границы: северная шла по Туркестанскому хребту, начинаясь несколько восточнее перевала Алле Исман и проходя в восточном направлении через перевалы Гуралаш, Чандыр, Шахристан, Дана-агби, Яхрут и дальше по другим

малоизвестным перевалам и горным проходам до главного перевала Матча.[60] Далее от последнего граница была определена по горным хребтам, служащим водоразделами между бассейнами рек Сох и Кызыл-су, проходя через перевалы Тутек, Карагуш-хана, Янги-даван, Бок-Баш, пересекая реку Кызыл-су, несколько западнее впадения в нее реки Кашта-Кармук.[61] Восточная граница Таджикской автономной республики проходила выше указанного пересечения реки Кызыл-су и далее шла по водоразделу левых притоков Кызыл-су и реки Мук-су, пересекая которую в месте расположения урочища Каштау, и далее на юг - к пику

Гармо, а от него - к перевалу Танымас. Отсюда граница резко поворачивала на восток, на высоту 11700, к урочищу Ко-Джар и перевалу Аил-уток, от которого шла в юго-западном направлении на перевал Туз-Бель. От последнего направлялась на юго-восток к устью реки Боз-Байтал, отсюда - на юг к перевалу Кара-Булак, далее в западном направлении, по реке Мургаб до оврага Кара-Крум-сай, затем по этому оврагу к югу через перевалы до урочища Суйды и перевала Марджана.[62] Отсюда граница поворачивала на запад и шла по Рушанскому горному хребту до перевала Выхынг, где, пересекая реку Гунт, направлялась

в кишлак Вархизд, от него - к югу, к перевалу Дузах-Дара и, проходя между озерами Калык-Куль и Турумтай-Куль, шла через перевал Гурум к перевалу Кек-Бай, затем от последнего, по Памирскому хребту, через перевалы Юл-Базар, Харгуш и Кунды - к озеру Зоркуль.[63] Южная граница Таджикской АССР совпадала с границей между Афганистаном и образованной на тот момент Узбекской ССР, в которую и входили Таджикистан с бывшей Бухарой, - <по реке Памир, Пяндж и Аму-Дарье до Российского поста Овражного>.[64] Западная граница совпадала о западными границами Фальгарской и Искандеровской волостей бывшего Самаркандского уезда до пересечения с границей, отделяющей бывшую

Бухарскую Республику от Туркестанской. Далее к югу граница Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики продолжалась от верховьев реки Янчик по реке Янчик до реки Каратаг-Дарьи, по последней - до кишлака Читтак, в нескольких километрах к северо-западу от Регара, затем к юго-востоку до кишлака Дака, далее от урочища Ишка- Вад-Тугай, затем на запад по существующей границе между Сары-Ассийским и Курган- Тюбинскими вилоятами до горы Баба-Таг, по хребту горы Баба-Таг к югу до перевала Хазрат-Баба, через высоты 5531, 2519, и на юге, пересекая Аму-Дарью, несколько восточнее

поста Овражного.[65] В определенных выше границах Таджикская АССР занимала площадь 76.100 кв.км с населением более 700 тыс.человек. При определении территории Таджикистана, как автономной области, а затем и автономной республики, никаких кардинальных изменений не было внесено. Узбекская

комиссия по национальному размежеванию вначале вообще не хотела предоставить таджикам какую-либо национальную государственность, даже областную, не говоря уже о республиканском уровне. Когда же наконец было принято решение о создании Таджикской автономной области, то ей отвели самые глухие, отсталые во всех отношениях места, где господствовали патриархально-родовые отношения, где сама история человеческого общества остановилась в своем развитии сотни лет назад. Многие народы уже жили в новейшую историческую эпоху, а здесь, в забытой Богом и цивилизованным человечеством окраине бывшей глухой территории феодального Бухарского эмирата, население продолжало вести свое существование почти в древнем мире с сохранением признаков рабовладельческой и феодальной общественно- экономической формаций при полном господстве натурального хозяйства.Получилось, как в известной сказке: <Кому вершки, а кому - корешки>. Узбеки оставили себе корешки, а таджикам дали вершки. К Узбекистану отошли все равнинные,

развитые в экономическом и культурном отношениях территории, культурные центры, железные дороги, ирригационные сооружения и все, что было достигнуто прогрессивного со времени присоединения Средней Азии к России. Таджикам же отводились горные места и заросшие камышом и колючками, в основном, заболоченные территории. Исследователи отмечают, что <самым малолюдным районом Восточной Бухары была Курган-Тюбинская равнина (0,9 жителя на 1 кв.км), т.е. ныне густонаселенная плодородная, цветущая в советское время, Вахшская долина. До советского периода Вахшская долина представляла собой пустынные плато или непроходимые болота и тугаи, которые тянулись к северу от Курган-Тюбе, в этой местности на правом берегу Вахша, окруженная его притоками, находилась болотистая низменность Арал-тугай. Летом она

Информация о работе Финансы в Респулики Таджикистан