Финансы в Респулики Таджикистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Средней Азии никаких референдумов или даже простых опросов населения здесь не проводилось, уполномоченные ЦК РКП(б) целиком и полностью полагались на свои региональные партийные структуры, в состав которых входило немало сторонников пантюркизма и панузбекизма из местных кадров. Идеи пантюркизма и панузбекизма не только существовали как теоретические течения, но и претворялись на практике. Выражалось это в абсолютной дискриминации таджикского народа, само существование которого отрицалось великодержавным узбекским шовинизмом. Еще до национального размежевания преподавание во всех школах в системе народного образования Туркестанской и Бухарской Республик велось исключительно на узбекском языке. На таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.

Файлы: 1 файл

III.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

таджиков было развернуто неприкрытое давление, чтобы они именовались узбеками.Это явление, охватившее таджикоязычных жителей городов, областей и районов Средней Азии, приняло массовый характер. Даже высокопоставленные, ответственные партийные и советские работники из числа таджиков, переименовав себя в узбеков, приняли активное участие в процессе узбекизации. Так, в статье А.Аграновского <Тов Мухиддинов просит помощи>[50] были приведены вопиющие факты и примеры грубого нарушения элементарных прав таджикского населения со стороны пантюркистов и узбекских шовинистов. В частности, автор отмечал, что <недостаточный интерес европейцев (имеется в виду русскоязычные партийные и советские работники вновь

созданных республик Средней Азии - Р.М.) к изучению национальных языков коренного населения бледнеет перед приведенными фактами межнациональных

взаимоотношений>. Автор статьи требовал активного вмешательства партийных

работников, особенно некоренной национальности, в дело исправления допущенных перегибов межэтнического характера, оказания должного воздействия на местных чиновников. Далее Аграновский писал: <Вы помните документ, устанавливающий <процентную норму> для поступающих в учебные заведения нацменов. Этот документ видел ответственный работник - европеец, коммунист, тоже наркомпросвещенец, но даже не счел нужным вмешиваться в <чужие> дела. Этот член партии, который видел ошибку и сознавал, что это ошибка, не нашел нужным прийти на помощь своему товарищу по

работе. Ошибся ведь не он>. Автор характеризует такой факт <политической

пассивностью, с которой партия не мирилась и которая достойна беспощадной оценки. И здесь следует сказать, что одним из основных критериев при чистке узбекской организации (партийной - Р.М.) в отношении европейцев должна быть оценка степени активности члена партии в проведении нашей национальной политики>. По словам А.Аграновского, многие политические и партийные руководители находились под влиянием идей пантюркизма, <перенося последствия серьезной болезни - пантюркизма>. Этой болезнью страдали почти все бывшие джадиды из числа таджикской интеллигенции бывшего Бухарского эмирата и после революции - в Бухарской республике. <За Бухарской революцией и в первые годы после образования Бухарской республики, - писал А.Аграновский, - пантюркизмом болела почти вся передовая интеллигенция Узбекистана (<джадиды>). Они утверждали, что узбеки, киргизы и туркмены от одного тюркского корня, и они имеют права на реализацию самостоятельного тюркского государства на территории Средней Азии. Как только образовалась Бухарская Народная Республика, немедленно были закрыты все таджикские

школы и официальным языком Бухары был объявлен узбекский...>.

Такие политические и шовинистические перегибы сохранялись длительное время. В 30-е и 40-е годы, а точнее до кончины И.В.Сталина, определенная часть узбекской интеллигенции, в своем большинстве состоявшая из таджиков, под страхом наказания и серьезного обвинения в национализме и пантюркизме, несколько отошла от панузбекских взглядов, либо пыталась скрыть их. Кое-кто из этой интеллигенции не мог изжить свои пантюркистские взгляды вплоть до конца своей жизни. В период правления Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева и других генсеков панузбекские взгляды были вновь реанимированы Некоторые из бывших джадидов и пантюркистов открыто признали свои ошибки, когда

после национально-территориального размежевания были выдворены с территории Узбекистана как лица неузбекской национальности.

В журнале <За партию> было помещено признание и покаяние бывшего джадида и пантюркиста А.Мухиддинова: <Мы, которые начали это преступное дело (превращение таджиков в узбеков. - Р.М.), признаем свою ошибку и хотим, чтобы она была исправлена>.[51] Возникает вопрос: а к кому обращался А.Мухиддинов? К руководству Узбекской ССР? К своим бывшим единомышленникам? К бывшим партийным соратникам, которые не хотели вмешиваться в чужие дела? Чтобы они исправили положение или приостановили активный процесс превращения таджиков в узбеков, а, точнее сказать, ассимиляцию таджикского населения на территории уже образованной де- факто и де-юре Узбекской ССР, где титульным, господствующим народом республики стали только узбеки?! Таджики, оказавшиеся национальным меньшинством, подлежали теперь полной

ассимиляции, чтобы о них не было ни слуху, ни духу. И с этой задачей панузбекисты справились вполне. В наши дни таджикского населения Узбекистана с каждым годом становится все меньше. И по-видимому, к середине XXI века таджики, как народ, полностью исчезнут на территории нынешнего Узбекистана, исчезнут, как многие другие народы на протяжении прошлых времен и исторических эпох.Напомним, что статья А.Мухиддинова была написана им, или кем-то за него, еще в 1928 году, когда шел активный процесс преобразования Таджикской АССР в Таджикскую ССР. И надо честно признать, что многие партийные, советские работники Узбекской ССР, которые по своему происхождению считались таджиками, а по документам -паспорту, партийному билету - узбеками, выражали сожаление и раскаяние в том, что

творило узбекское руководство с таджикским населением, его творческой

интеллигенцией. Появившееся после национально-территориального размежевания вместо пантюркизма новое течение - панузбекизм и шовинизм - ставило целью создание единого, мононационального великого Узбекистана, на основе объединения не всех тюркоязычных народов, а лишь узбекского населения из многочисленных тюркоязычных племен и таджиков, именуя последних <узбеками>. Массовая узбекизация, или обузбечивание, проводилась не только по отношению к таджикам, но и другим племенам и народностям Средней Азии, вошедшим по территориальному размежеванию в состав Узбекской республики. Националисты открыто заявляли, что в Узбекистане место есть только для узбеков, тех же, кто будут считать себя таджиками, отправят в Таджикистан, то есть в бывшую Восточную Бухару. Угроза насильственной депортации, естественно, пугала таджикское население Самарканда,

Бухары, Ходжента, Ферганы, многих других городов и районов Узбекистана. Отметим также, что в результате территориального размежевания ни один из городов, центров таджикской культуры и истории, не был включен в состав Таджикской АССР. Таджикская Автономная Республика была образована буквально на голом месте, где история застигла

ее почти на патриархальном уровне, а кое-где - в раннем средневековье. Это была почти неосвоенная, не тронутая никем территория с отсталым в своей абсолютной массе, необразованным населением, вытесненным в мало-мальски пригодные для выживания горные местности. А на территории созданной ТАССР, кроме высокогорных районов Памира, Каратегина и Матчи, доминирующее положение вновь заняли многочисленные по составу тюркоязычные, кочевые племена, только с новым наименованием <узбеки>. Более подробно об этом будет сказано ниже, в связи с районированием, национальным численным составом проживающего здесь населения. Грубая, оголтелая агитация среди неузбекского населения, главным образом, таджикского, была направлена на изменение им своей национальности. При регистрации новорожденных детей в таджикских семьях мнение и желание их родителей не брались во

внимание, в документах о рождении или паспортах органами ЗАГСа или милиции, в которых работали, в основном, узбеки, в графе <национальность> стандартно записывалось - <узбек>. Тем же, кто пытался протестовать, угрожали депортацией. Поэтому представители таджикского коренного населения, чтобы жить в родных местах должны были изменять национальность. На узбекском велось и преподавание во всех школах. Преподавателей, стремившихся вести уроки на родном, таджикском языке, попросту увольняли или переводили на другую работу, где языковая сторона не имела никакой роли. Это же касалось сотрудников государственных и других организаций. Жалобы __________таджикоязычных учителей в органы народного образования, партийные и советские

учреждения, редакции средств массовой информации оказывались безрезультатными. А если кто-либо из протестующих уезжал на работу в Таджикистан, о нем распространяли всякого рода слухи и небылицы, как о смутьяне и подстрекателе. Можно было подумать,что соседняя республика является своего рода местом <ссылки>, и те, кто продолжал

работать и жить в Узбекистане, должны были постоянно помнить об этом.

Результаты такой насильственной ассимиляции таджикского населения показала

проведенная в 1926 году в Узбекистане перепись, когда численность таджиков, по

сравнению с переписью 1920 года, резко уменьшилась. Словно среди таджиков в этой республике прошла страшная эпидемия, которая в течение короткого времени унесла жизни сотен тысяч людей одной национальности. Под страхом выселения, угрозами, уговорами таджиков заставляли записываться узбеками.

Таким образом, в городах Бухаре, Самарканде, других населенных пунктах, где раньше таджики имели компактное большинство, резко вдруг возросла численность узбеков. Это явилось одним из оснований для легитимности перехода в Узбекскую Республику Самарканда, Бухары и других городов, где до национального размежевания таджики составляли абсолютное большинство населения. Теперь же подавляющим и преобладающим здесь оказалось узбекское население. Для большей убедительности приведем данные переписи 1915 года в Самарканде, где население таджикской национальности составляло 59 тыс. 901 человек. В 1917 г. здесь уже было 44 тыс. 753 таджика и 3.301 узбек. Эти цифры взяты из книги <Население Самаркандской области> (изд. Академии наук СССР, 1926 г.) и Списка народов Туркестанского края (изд. Академии наук СССР, 1925г.).

Дальше, как говорится, больше. По переписи 1926 года в Самарканде численность

узбеков в 10.263 хозяйствах уже была 43.304 человека, а таджикских хозяйств - 1.290 с населением 10.716 человек. По переписи 1926 г. получалась удивительная картина, свидетельствующая о прямой, наглой фальсификации, в результате которой многие районы, которые фактически являлись таджикскими и таковыми были зарегистрированы по переписи 1920 г., оказались узбекскими. Просто фантастика! Как можно было в течение пяти лет так увеличить численность титульной нации? Факт небывалый в истории, который достоин быть включенным в Книгу рекордов Гиннесса. Такое <чудо> продолжало иметь место в Узбекистане и в последующие времена, когда с каждым годом титульное население республики все увеличивалось, а таджикское – неизменно сокращалось.

При этом нельзя не признать и такого очевидного факта, что пантюркистские

устремления узбекской и турецкой интеллигенции поддерживались в значительной степени и таджикской продажной интеллигенцией, которая в процессе проводимой ассимиляции играла немаловажную, если не главную роль. Можно сказать, что именно она была идейным организатором и вдохновителем пантюркизма, а затем и панузбекизма и шовинизма в Средней Азии. Больше того, таджикская интеллигенция в лице советских и партийных работников высшего состава, ученых, писателей, поэтов, представителей духовенства и значительной части педагогов школ и вузов взяла на себя право и ответственность прямо заявлять, что таджики проживают только в Таджикистане, а для тех,

кто находится на территории Узбекистана, не нужны административные органы, учебные заведения на таджикском языке, так как таджиков в Бухарском, Самаркандском, Ходжентском и других округах Узбекистана попросту нет.

Одной из основных акций предательства по отношению к своему народу, было то, что в результате национально-территориального размежевания Таджикской Автономной Республики ей выделили районы, где еще продолжалась борьба за установление Советской власти с басмачеством, особенно в Центральном и Южном Таджикистане, в Зеравшанской долине, за исключением Горно-Бадахшанской автономной области. Кроме того, многие горные районы, по существу, были оторваны от всего внешнего мира, в том числе от более культурно-экономических и политически развитых центров Средней Азии

и страны. Все это было осуществлено со стороны пантюркистов и узбекских шовинистов с явной целью, преднамеренно. И в этом им активно помогали их таджикские <коллеги>. В такой ситуации высшие номенклатурные работники Узбекистана из числа таджиков меняли свою национальность, чтобы избежать нареканий в отказе помощи <своим братьям по крови>, загнанным пантюркистами и панузбекистами в резервации, благодаря насильственному вытеснению из равнинных мест. В связи с преобразованием в 1929 году Таджикской АССР в союзную республику было принято специальное постановление городских и районных партийных, советских организаций о том, чтобы г.Самарканд и прилегающие к нему 9-11 сельских Советов выделить в отдельный таджикский район. Члены Таджикской комиссии во главе с А.Ходжибаевым настаивали на том, чтобы Самарканд и близлежащие к городу районы с таджикским населением вошли в состав образованной Таджикской ССР, т.е. были включены в Пенджикентскую область. При положительном решении вопроса отдельные небольшие по территории и числу узбекоязычного населения кишлаки вместе с Самаркандским округом перешли бы в состав Таджикской ССР.

В этом случае члены Таджикской комиссии обещали, что они примут все меры, чтобы в таких узбекоязычных населенных пунктах были образованы специально узбекские сельсоветы для полного и всестороннего экономического и культурного обслуживания жителей. При обсуждении вопроса о том, какие районы и города бывшей Бухарской Советской Республики, кроме ее восточной части, должны быть включены в состав Таджикской советской республики, у комиссии не было каких-либо сомнений по поводу самого города Бухары и прилегающих к нему районов с преобладающим большинством таджикского населения. Члены Таджикской комиссии исторически обоснованно отмечали, что Бухара во все времена была известна в мире как таджикский город с традиционной таджикской историей, культурой, языком и классической литературой.

Однако, по переписи 1926 года Бухара была классифицирована как город с узбекским населением. Приведенные членами Таджикской комиссии убедительные факты и документы, естественно, не были приняты во внимание членами Узбекской комиссии во главе с ее председателем Р.Исломовым. Они мертвой хваткой <вцепились> в фальсифицированные результаты переписи 1926 года.В 1928 году, как уже отмечалось выше, появилась статья А.Мухиддинова, в которой он просил прощения себе и своим единомышленникам, совершившим предательство по отношению к своему народу накануне и в ходе национально-территориального размежевания, которое в конечном итоге привело к национальной катастрофе и окончательному вытеснению и ассимиляции оставшегося на территории Узбекистана таджикского населения. В статье было допущено множество искажений исторических фактов и неточностей, тем не менее, в ней приводились данные, свидетельствующие, что

Информация о работе Финансы в Респулики Таджикистан