Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа
Целью, поставленной в данной работе, является изучение международных экономических отношений и роли, которую в этих отношениях играют финансы.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
Определение сущности международных экономических отношений;
Способы воздействия финансов на внешнюю торговлю;
Определение роли финансов в привлечение иностранного капитала;
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 103,2 млрд.долларов США, или на 76,3% больше, чем в 2007 году.
Таблица 2.8 - Зарубежные инвестиции российских организаций
Накоплено на конец 2008 года |
В том числе | ||||
всего |
В % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | |
Всего инвестиций |
53759 |
100 |
32108 |
2823 |
18828 |
Из них страны – крупнейшие получатели инвестиций |
48511 |
90,2 |
30457 |
1801 |
16253 |
В том числе Кипр |
15679 |
29,2 |
9994 |
115 |
5570 |
Нидерланды |
11219 |
20,9 |
9787 |
40 |
1392 |
Виргинские острова |
6405 |
11,9 |
1453 |
1163 |
3789 |
США |
5454 |
10,1 |
4669 |
0,0 |
785 |
германия |
2824 |
5,2 |
513 |
0,0 |
2311 |
Швейцария |
2777 |
5,2 |
1189 |
0,1 |
1588 |
Беларусь |
1505 |
2,8 |
1323 |
0,1 |
182 |
Украина |
1098 |
2,0 |
123 |
463 |
512 |
Великобритания |
873 |
1,6 |
730 |
20 |
123 |
Армения |
677 |
1,3 |
676 |
0,0 |
1 |
По прогнозам Всемирного банка в 2009 году произойдёт резкое сокращение прямых иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран. Также считается, что рост экономики в этом году будет отрицательным.
3. Перспективы участия России в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
финансы инвестиционный
В начале 1990-х
гг. Россия стала членом Международного
валютного фонда и
Принимая участие
в деятельности мировых валютно-финансовых
организаций, Россия приобщается к
деятельности и опыту, накопленному
международным сообществом в
области регулирования валютно-
Но кроме прав, у любой страны, вступившей в МВФ и МБРР, возникает и ряд обязательств, исполнение которых порой требует принятия не только экономических, но и сложных политических решений.
При установлении отношений с МБРР Россия в 1990-х гг. получала до 2 млд. долл. в год в качестве кредитов. Больше средств от него получали только Китай и Индия. Кредиты, предоставленные банком, были предназначены для развития инфраструктуры, восстановления экономики и проведения масштабных экономических реформ.
Россия тесно сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития. Он тоже предоставлял нашей стране большие кредиты, которые большей частью были направлены на создание венчурных фондов, развитие некоторых целевых программ и т. д. ЕБРР часто принимал участие в кредитовании некоторых рискованных с точки зрения инвесторов проектов. Например, он предоставлял кредиты для судостроительных компаний.
Но, естественно, сотрудничество с международными кредитными учреждениями не дает стопроцентной гарантии получения кредитов в любых размерах. У России в ходе кредитования со стороны МВФ возникали проблемы. Например, несколько раз было отказано в предоставлении уже обещанных кредитов или замораживались операции, связанные с их предоставлением.
Россия является членом Организации Объединенных наций. Это позволяет ей принимать участие в разрешении важных экономических и политических вопросов. После распада СССР это ей также немало помогло при получении международной помощи, и к тому же участие в деятельности организации такого уровня повышает престиж страны на мировой арене.
Таким образом, Россия активно вовлечена в структуры, механизмы международного экономического сотрудничества. Это очень важно для любой страны мира, так как на современном уровне развития ни одно государство не может обособленно заниматься развитием народного хозяйства. Участие в крупнейших международных организациях позволяет России получать выгоды, что после распада СССР было немаловажно. Но кроме преимуществ, у нее возникают и обязанности по отношению к ним, выполнять которые тоже необходимо. Однако в любом случае деятельность в рамках этих организаций позволяет получать не только экономические, но и политические выгоды.
На экономическое развитие России огромное влияние оказывает её членство в ООН. Хотя финансовые возможности ООН и ограничены, она может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему доноров.
Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает научно-техническая и социально - экономическая информация, ноу-хау, документы и материалы на десятки миллионов долларов. Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения, входящие в состав ООН, выполняют важнейшую регулирующую роль в торговле и валютно-кредитной области. Их значение для российской экономики в контексте её перехода к рынку трудно переоценить. Так, например, процесс либерализации торговли в рамках ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) имеет ключевое значение для российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются как своего рода международные свидетельства платёжеспособности страны и необходимое условие её долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.
Рассмотрим подробнее финансовые учреждения, являющиеся основными кредиторами России.
Участие России в МВФ.
Международный валютный фонд (МВФ) – международная финансово-кредитная организация. В МВФ входит 185стран, в том числе Россия (с июня 1992 г.)
Квота России составляет 4 313,10 млн. СДР (6026 млн. долларов), т.е. 3% уставного капитала МВФ. Основные направления деятельности – регулирование платёжных балансов стран-членов (включая предоставление валютных средств на финансирование временных дефицитов платёжных балансов), внешней задолженности.
МВФ предоставляет кредиты странам - членам при условии проведения ими определённых изменений в своей экономической политике. Страна-заёмщик обязана согласовать с фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства. В августе 1992 г. МВФ одобрил первый транш резервного кредита (4,1 млрд. долл.) на сумму 1 млрд. долл. Для России, который был полностью использован к январю 1993 г.; МВФ готов создать фонд стабилизации рубля (6 млрд. долл.) кредиты предоставляются на условиях гораздо более мягких, чем традиционные резервные кредиты. Россия получила системный кредит в размере 3 млрд. долл. Осваивается первый транш в 1,5 млрд. долл.
Соглашения России с МВФ имеют особое значение, поскольку они служат ориентиром для всех кредиторов и иностранных инвесторов.[8]
Участие России во Всемирном банке.
Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года.
В 1992 г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении России первого кредита на сумму 600 млн. долл. Кроме того, с МБРР согласовано предоставление России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл.
С Всемирным банком связаны три дочерние организации: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).
В декабре 1992 г. Россия была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ - ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков - позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения.
В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию (МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают широкий спектр секторов экономики, на сумму 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.
Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Целями банка являются содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитие частной предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. В соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России осуществляется 30 проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих финансовое участие Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР- 9,5 млрд. долл. Россия – крупнейший получатель технической помощи со стороны ЕБРР.
Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2008 году.
Таблица 2.9
Задолженность на 01.01.08 |
использовано |
погашено |
Курсовая переоценка |
Задолженность на 01.01.09. | |
Кредиты МФО |
5,0 |
0,2 |
0,8 |
0,0 |
4,5 |
МБРР |
4,3 |
0,2 |
0,7 |
0,0 |
3,8 |
ЕБРР, СИБ, ЕИБ |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,7 |
Участие России в международных финансовых организациях обладает многими преимуществами для нашей страны. Однако можно выявить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными организациями:
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов.
Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых организаций при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.