Финансовый анализ и контроль на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях финансовый контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Контроль является одной из функций управления, однако не всегда обнаруживается его важная роль во всех процессах функционирования субъектов хозяйствования. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность финансового анализа и контроля…………………......4
2. Виды и формы финансового анализа................................................................9
3. Система показателей и методика финансового анализа................................12
4. Методы реализации финансового контроля...................................................15
5. Анализ и контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26
Список использованных источников..................................................................28

Файлы: 1 файл

контролка по финансам.docx

— 59.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система показателей и методика финансового анализа

 

Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все  более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть  этапов.

На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия  можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных  элементов: ресурсов, производственного  процесса и готовой продукции.

Целью работы предприятия является рентабельность, т. е. по возможности высокий результат  в денежном выражении за рассматриваемый  период времени. Задача системного анализа  — рассмотреть все частные  факторы, обеспечивающие более высокий  уровень рентабельности. Экономический  принцип деятельности предприятия  — обеспечение либо максимального  выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо альтернативно  заданного выпуска продукции  при минимальном расходе ресурсов. Условия функционирования предприятия  определяются системой долговременных экономических нормативов налогообложения  и внешнеэкономическими связями  предприятия, т. е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

На втором этапе анализа производится отбор  показателей, характеризующих финансово-хозяйственную  деятельность предприятия.

На третьем  этапе проведения системного экономического анализа составляется общая схема  системы, устанавливаются ее главные  компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается  схема подсистем, показывающая соподчинение их элементов.

 

Рис. 1 "Показатели, учитываемые при анализе финансового  состояния предприятия"

 

На четвертом  этапе системного анализа хозяйственной  деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики.

На пятом  этапе строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе предприятия, и получают параметры в числовом выражении.

Завершающий шестой этап анализа — работа с  моделью. Он включает объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности  производства.

Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдельных разделов — блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи  и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов  анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Методика  комплексного экономического анализа  для целей управления должна содержать  следующие составные элементы:

• определение  целей и задач экономического анализа;

• совокупность показателей для оценки возможности  достижения целей и задач;

• схему  и последовательность проведения анализа;

• периодичность  и сроки проведения управленческого  анализа;

• способы  получения информации и ее обработки;

• способы  и методы анализа экономической  и финансовой информации;

• перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при  проведении комплексного анализа;

• систему  организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа;

• порядок  оформления результатов анализа  и их оценку;

• оценку трудоемкости аналитических работ.

Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной  деятельности определяет разделы и  последовательность проведения комплексного анализа:

1. Комплексный  обзор обобщающих показателей  производственно-хозяйственной деятельности.

2. Анализ  организационно-технического уровня  производства и качества продукции.

3. Анализ  натуральных и стоимостных показателей  объема производства.

4. Анализ  использования основных фондов  и работы оборудования.

5. Анализ  использования материальных ресурсов.

6. Анализ  использования труда и заработной  платы.

7. Анализ  себестоимости продукции.

8. Анализ  прибыли и рентабельности.

9. Анализ  финансового состояния и диагностика  банкротства.

10. Обобщающая  оценка работы и анализ эффективности  производства.

 

4. Методы реализации финансового контроля

 

 При  проведении финансового контроля  используют следующие методы: проверка, обследование, надзор, анализ финансового  состояния, наблюдение, ревизия. 

 В  процессе обследования контролирующие  органы охватывают не какие-то  отдельные вопросы финансовой  деятельности субъекта контроля, а более широкий спектр финансово-экономических показателей для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В рамках обследования выделяют различные его направления.

 Процесс  анализа финансового состояния  контролируемого объекта предполагает  детальное изучение его периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов экономической деятельности и ликвидности, обеспеченности капиталом и эффективности использования капитала.

 Надзор  проводится контролирующими органами  за экономическими субъектами, деятельность  которых лицензируется, и предполагает  соблюдение данными субъектами  установленных правил и нормативов  осуществления того или иного  вида деятельности.

 Под  проверкой финансово-хозяйственной деятельности понимают способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

 Ревизия  – способ контроля, предусматривающий  наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких ли во всех направлениях.

 В  теории и практике контрольно-ревизионной  деятельности различают несколько видов ревизий и проверок, которые принято классифицировать по определенным признакам.

 В  зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные и смешанные.

 Вневедомственные  ревизии проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности. В Республике Беларусь к ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля, Инспекцией Министерства по налогам и сборам.

 Ведомственные  ревизии проводятся контрольно-ревизионным  аппаратом вышестоящих органов,  таких как министерства и ведомства, в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

 Внутрихозяйственные  ревизии проводятся работниками  хозяйствующего субъекта, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений.

 Смешанные  ревизии осуществляются государственными и другими органами контроля одновременно.

 По  организационному признаку ревизии  и проверки подразделяются на плановые, внеплановые и перманентные.

 Плановые  ревизии и проверки проводятся  по заранее разработанному и утвержденному плану. Внеплановые ревизии и проверки в Республике Беларусь проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа. Они осуществляются в сроки, не предусмотренные утвержденным планом.

 Перманентные  ревизии и проверки проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом хозяйствующего субъекта в его структурных подразделениях.

 По  времени проведения ревизии подразделяются  на предвари-тельные, текущие и последующие. Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушения законности и неэффективности использования ресурсов. Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения и недостатки. Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций.

 В  зависимости от полноты охвата деятельности объекта контроля ревизии и проверки подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

 Комплексные ревизии и проверки проводятся путем привлечения к осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью объекта и его структурных подразделений специалистов различных профессий, что позволяет выявить все недостатки деятельности предприятия, вскрыть резервы улучшения производственной и финансовой его деятельности, способствует повышению эффективности производства. Некомплексной называется ревизия или проверка, проводимая одним ревизором, при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексная ревизия и проверка не позволяют в полной мере изучить финансово-хозяйственную деятельность контролируемого объекта. Тематические ревизии и проверки проводятся тогда, когда исследуются отдельные стороны деятельности контролируемого объекта с целью более детального изучения отдельных вопросов его хозяйственно-финансовой деятельности.

 По  источникам контрольных данных  ревизии подразделяются на фактические и документальные.

 Фактические  ревизии проводятся преимущественно  по данным осмотра объектов  и направлены на выяснение  законности и целесообразности  использования ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций.

 Документальные  ревизии проводятся преимущественно  по документальным данным и  представляют собой обычно форму последующего контроля.

 В  настоящее время в Республике  Беларусь в соответствии с  Порядком организации и проведения  проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности и применения экономических  санкций, утвержденным Указом  Президента Республики Беларусь  от 15.11.1999 №673, контроль финансово-хозяйственной  деятельности осуществляется путем: 

    • изучения действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
    • проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
    • проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
    • сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
    • сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
    • проведение встречных проверок;
    • сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам;
    • контрольного обмера объемов выполненных работ;
    • взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
    • контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного анализа сырья, материалов, готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов;
    • проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
    • проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета;
    • проверки состояния внутрихозяйственного контроля;
    • других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки.

Информация о работе Финансовый анализ и контроль на предприятии