Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:33, творческая работа
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.
В течение значительной части послевоенного периода Соединенные Штаты занимали господствующее положение на многих экспортных рынках. Это явилось результатом мощи и стабильности экономики США, того факта, что машина их индустрии не была затронута войной, и американских успехов в развитии технологии и технических методов производства в обрабатывающей промышленности. Однако к семидесятым годам прошлого столетия разрыв между экспортной конкурентоспособностью Соединенных Штатов и других стран стал сокращаться. Более того, нарушения стабильности цен на нефть, мировой спад и повышение курса доллара по отношению к другим валютам в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового баланса США. Дефицит торгового баланса США еще больше увеличился в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, поскольку в Америке тенденция к приобретению иностранных товаров по своим масштабам постоянно обгоняла спрос на американские товары в других странах.
В восьмидесятые и девяностые годы XX века растущий дефицит торгового баланса в Соединенных Штатах привел к уменьшению политической поддержки либерализации торговли со стороны Конгресса США. В эти годы американские законодатели рассматривали широкий перечень протекционистских предложений, инициаторами многих из которых были отрасли американской промышленности, оказавшиеся не в состоянии конкурировать на рынке с аналогичными отраслями других стран. Кроме того, Конгресс все более неохотно давал президенту свободу действий в ведении переговоров о заключении новых соглашений по либерализации торговли с другими странами. В довершение всего, после окончания «холодной войны» американцы ввели ряд торговых санкций против стран, которые, по мнению США, нарушали общепринятые нормы поведения в отношении прав человека, терроризма, торговли наркотиками и создания оружия массового уничтожения.
Несмотря на эти неудачи в достижении свободной торговли, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах. США ратифицировали Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), завершили так называемый уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные правила защиты интеллектуальной собственности и торговли финансовыми и основными телекоммуникационными услугами.
Все же к концу девяностых годов прошлого столетия будущее направление торговой политики США оставалось неопределенным. Официально эта страна сохраняла приверженность свободной торговле, поскольку участвовала в новом раунде многосторонних торговых переговоров; прилагала усилия к разработке региональных соглашений о либерализации торговли с участием Европы, Латинской Америки и Азии и стремилась решить свои двусторонние торговые споры с рядом других стран. Однако отсутствовала уверенность в том, что удастся получить поддержку в проведении подобной политики. Тем не менее, это не означало, что Соединенные Штаты собираются уйти из мировой экономики. Ряд финансовых кризисов, особенно кризис, потрясший Азию в конце девяностых годов XX века, наглядно продемонстрировали взаимозависимость глобальных финансовых рынков. В процессе работы над созданием механизмов, имеющих своей целью разрешение или предотвращение подобных кризисов, Соединенные Штаты и другие страны стали рассматривать идеи реформ, проведение которых потребует в предстоящие годы налаживания все более широкого согласования усилий и сотрудничества в международном масштабе.
Соединенные Штаты не всегда были убежденным сторонником свободной торговли. Наблюдались периоды в истории этой страны, когда она решительно поворачивала в сторону экономического протекционизма. Так, например, в первые годы республики государственный деятель Александр Гамильтон выступал за введение протекционистского тарифа в порядке поощрения промышленного развития Америки, причем страна во многом следовала его рекомендациям. Американский протекционизм достиг своего пика в 1930 г., когда был принят Закон Смута-Холи, который резко повысил введенные в США тарифы. Этот закон, быстро вызвавший ответные меры со стороны иностранных государств, в значительной степени способствовал возникновению кризиса, который в тридцатые годы XX века охватил Соединенные Штаты и значительную часть всего мира. [11, с. 3-5]
Начиная с 1934 г., подход США к проведению торговой политики представлял собой прямое продолжение неудачного опыта, с которым ассоциируется Закон Смута-Холи. В упомянутом году Конгресс принял Закон о торговых соглашениях от 1934 г., предоставивший основной законодательный мандат на снижение тарифов CША. «Страны не могут достигать уровня производства продукции, необходимого для поддержания жизни своего народа и благосостояния, если эти страны лишены разумных возможностей торговать друг с другом, - пояснил занимавший в то время пост государственного секретаря Корделл Халл. - Поэтому принципы, лежащие в основе Программы торговых соглашений, являются необходимым угловым камнем здания мира».
После Второй мировой войны многие руководители США утверждали, что стабильность внутри страны и сохранение преданности ее союзников будет зависеть от восстановления их экономики. Американская помощь имела большое значение для этого восстановления, но упомянутые союзники также нуждались в экспортных рынках, особенно в огромном рынке США, для того, чтобы вновь обрести независимость своей экономики и добиться экономического роста. Соединенные Штаты поддерживали либерализацию торговли и сыграли важную роль в создании Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), представлявшего собой международный свод тарифных и торговых правил. Это соглашение было подписано в 1947 г. 23 странами. К концу восьмидесятых годов XX века к нему уже присоединились свыше 90 стран.
Помимо установления свода правил поведения в сфере международной торговли ГАТТ выступило в качестве спонсора нескольких раундов многосторонних торговых переговоров, а Соединенные Штаты приняли активное участие в каждом из них, одновременно выступая в качестве лидера. В девяностых годах прошлого столетия уругвайский раунд, названный так, поскольку он начался на переговорах в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, обеспечил дальнейшую либерализацию торговли.
Власти США регулярно поднимают предельный объем заимствований, чтобы избежать технического дефолта.
С 2001 года, за время президентства Джорджа Буша-младшего, объем госдолга увеличился на 3,865 трлн долларов. Администрация объясняет свои действия необходимостью подстегнуть экономический рост после рецессии, вызванной терактами 11 сентября 2001 года.
Основными иностранными кредиторами США ныне являются страны Восточной Азии. Эта система была, в основном, создана в эпоху Холодной войны и была направлена на укрепление стратегических связей между США и их основными союзниками в Азии. Япония, Таиланд, а недавно и Китай за последние десятилетия активно аккумулировали ресурсы, которые не расходуются на внутреннем рынке и не тратятся в производственных целях, и вкладывали их в американские ценные бумаги. Эти вложения помогают сохранить низкий уровень ссудного процента и увеличить себестоимость доллара. Это, в свою очередь, позволяет США активно импортировать дешевые товары. Фактически, государства Азии - торговые партнеры США, обслуживают американский долг в замен на то, что их товары и услуги имеют беспрепятственный доступ на американский рынок.
Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Если в 1960-е годы доля американских ценных бумаг, находившихся в руках иностранцев, составляла 17.78%, то сегодня этот показатель составляет 36.4%. Примерно по этой же схеме администрация Соединенных Штатов одалживает деньги у самих американцев. Американским компаниям и частным лицам США ныне должны около $3.5 трлн. Однако, экономика США, как и вся страна "живут в кредит" - поэтому кредиторы, в свою очередь, должны правительству. Компании должны около $7 трлн., штаты и муниципалитеты должны около $1.5 трлн. Объем задолженности покупателей недвижимости оценивается в $8 трлн., иные задолженности по потребительскому кредиту - $1.6 трлн. Таким образом, федеральный долг США велик, однако он составляет только 12% от суммы, которую частные лица и компании должны самому государству.
Как правило, в условиях бюджетного дефицита правительство США одалживает деньги для того чтобы профинансировать расходные статьи бюджета. Иногда США быстро погашают долг: работники Министерства Финансов решают, что будет более выгодно - оплатить долг путем печатания новых ценных бумаг или заплатить за эти ценные бумаги "живыми деньгами".
Основными странами-кредиторами США являются Китай и Япония. Первой Америка должна 583 млрд долларов, второй – 503 млрд долларов без учета долгов перед Гонконгом и Макао. Это в сумме составляет 40% всего госдолга США. Долг перед Китаем растет у этой страны на 25% в год. Причем эта часть долга стала расти именно в последние несколько десятилетий и продолжает расти все более быстрыми темпами. 20% государственного внешнего долга США примерно перед Японией. Эта часть долга формируется еще со времен послевоенного порабощения проигравшей в войне Японии.
Остальной долг распределен в основном между странами поставщиками природных ресурсов, в число которых, кстати, входит Россия. По состоянию на 2009 год Россия занимает 7-ое место среди стран кредиторов США. Долг США перед Россией примерно равен 120 миллиардов долларов.
Россия входит в десятку крупнейших кредиторов США. По итогам первого полугодия 2008 года Америка была должна РФ 2,5% всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.
Япония за счет активного развития экономики в период после второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0%). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в йенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).
Китай за счет более чем двукратного превышения объема экспорта над объемом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объем долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах (ЗВР).
Поскольку большая часть поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.
США имеют перманентный дефицит бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Это заложено в долговой природе финансовой системы США. Проект бюджета на фискальный 2008 год предполагал, что совокупный дефицит бюджета в $248 млрд в 2006 уменьшится до $244 млрд в 2007 и до $239 млрд в 2008. Предполагалось расходы на войну с террором в бюджете 2007 г уменьшить с $163 млрд до $142 млрд в 2008, и до $50 млрд в 2009, а в 2010—2012 вообще исчезнут. Также это потребует введения дополнительного налога на десятки миллионов американских семей среднего и большого достатка начиная с 2008.
Основными кредиторами США являются те страны, продукцию которых потребляют США. То есть получается такая ситуация, что США фактически бесплатно потребляют товары стран, которые работают в основном на США. И, в общем-то, страны кредиторы понимают все серьезность ситуации, но перестать давать в долг США не могут. Причина этому состоит в том, что если они не будут давать в долг основному потребителю в лице США, то их товары не будут покупаться. Таким образом, спрос на их продукцию упадет и экономика встанет. Это происходит потому что заместить США другими равноценными мировыми потребителями совершенно невозможно. Столько, сколько потребляют Соединенные Штаты Америки, не потребляет ни одна страна в мире.
Другой причиной, по которой они и дальше дают в долг США, является тот факт, что если перестать давать в долг, то доллар обесценится, а точнее рухнет, а вместе с ним рухнут и уже существующие долги США перед странами кредиторами. А потерять столько денег они не могут себе позволить. Хотя все понимают, что эти деньги они и так вряд ли когда увидят.
Информация о работе Финансовая система США: внешний долг и глобальное лидерство доллара