ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Кафедра финансов
и валютно-кредитных отношений
Факультет международных
финансов
Дневное отделение
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «Финансы»
на тему: « Финансовая система
США: внешний долг и глобальное лидерство
доллара»
Работу выполнил:
Студент 2 курса ФМФ ДО
Крикун Дарина |
Проверил:
Кандидат экономических наук
Щурина Светлана Валентиновна
|
Работа сдана на кафедру
«__»__________2013г. |
Оценка работы
_____________
«__»________2013г. |
Москва 2013
Финансовая система – это совокупность
сфер и звеньев финансовых отношений,
связанных с ними денежных фондов и органов
управления финансами. Разные звенья финансовой
системы обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное -
финансами предприятий, внутриотраслевое
- финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное -
государственным бюджетом, внебюджетными
фондами.
Одним из главных звеньев финансовой
системы является государственный бюджет.
С его помощью правительство концентрирует
в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и экономическом отношении
расходы. Бюджет тесно связан с другими
звеньями финансовой системы, выступает
координирующим центром и оказывает им
необходимую помощь в форме бюджетных
дотаций, субсидий, субвенций, гарантий,
обеспечивая более или менее нормальное
функционирование остальных звеньев финансовой
системы.
Финансовая система США сложна
и многообразна, состоит из множества
государственных федеральных и иных органов
власти и управления, финансовых и административных
ведомств и учреждений, частных банков
и корпораций, осуществляющих как внутренние,
так и международные финансовые операции.
В силу огромного влияния на всю мировую
экономику и мировые финансы финансовая
система США более чем какая-либо другая
национальная система является частью
мировой финансовой системы. Государственный
бюджет занимает важнейшее место в общей
структуре финансовой системы США с точки
зрения воздействия государства на состояние
финансов, хозяйственную конъюнктуру,
характер и направления экономической
политики правительства. Он выступает
мощным индикатором в определении долгосрочных
планов крупных корпораций и банков. Эта
роль очевидна уже в силу колоссальных
размеров государственных расходов, которые
прямо и непосредственно оказывают влияние
на состояние экономики и финансов, деятельность
производственных и торговых фирм, реализующих
государственные заказы, банки и иные
финансовые учреждения, обслуживающие
бюджетные программы правительства США.
Современная система государственных
финансов США состоит из:
- финансовой системы федерации;
- финансовых систем 50 штатов;
- финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно — предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
- специальных фондов;
Такая система организации
государственных финансов характеризуется
отсутствием единства. Это означает, что
каждое подразделение государственного
управления (федерация, штаты, местные
органы) самостоятельно составляет и утверждает
свой бюджет, разрабатывает и осуществляет
налоговую политику, управляет долгом.
Бюджеты штатов не входят в федеральный
бюджет, а местные бюджеты — в бюджет штатов.
Бюджетный год федерального
правительства начинается с 1 октября
и завершается 30 сентября следующего года,
а большинства штатов — начинается 1 июля
и заканчивается 30 июня следующего года.
При этом свыше половины штатов практикуют
составление бюджета на два года. В большей
части местных административных единиц
бюджетный год совпадает с календарным.
Центральное место в системе
государственных финансов США занимает
финансовая система федерации и федеральный
бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся
в последние три десятилетия параметры
распределения и перераспределения средств
между бюджетами трех уровней: около 65%
совокупных расходов консолидированного
бюджета проходят через федеральный бюджет
и 35% — доля остальных двух уровней, которая
делится между штатами и местными органами
власти в пропорции 2/1.
За федеральными органами закреплены
расходы общенационального значения (на
военные цели, международные дела; на финансовую
поддержку каких-либо отраслей и секторов
национального хозяйства; на содержание
федерального государственного аппарата;
на управление федеральным государственным
долгом и т.п.). На долю властей штатов и
местных органов приходится значительная
часть государственных расходов, связанных
с финансированием социальных нужд местного
хозяйства, административного аппарата.
Что касается доходов, то основным
источником доходной части бюджета являются
налоговые поступления. Причем, в доходах
федерального бюджета преобладают прямые
налоги, в доходах штатов – косвенные,
а в доходах местных органов власти –
поимущественные налоги. В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений.
Движение ресурсов происходит
одновременно по четырем каналам: из федерального
бюджета – в бюджеты штатов и местные
бюджеты; из бюджетов штатов – в местные
бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты
штатов; между местными бюджетами. В базе
собственных доходов властей штатов и
местных властей наблюдается неуклонно
растущая зависимость от федеральных
дотаций. Федеральная помощь штатам (≈23%)
и местным властям (≈6%) носит ярко-выраженный
программно-целевой характер. Дотации
и субсидии в США распределяются неравномерно.
С их помощью на уровне штатов реализуется
более 500 целевых программ.
Такая растущая зависимость
от федеральных дотаций дает основание
утверждать, что «федеральная помощь»
(≈29% общей суммы доходов штатов и местных
органов) превратилось в средство прямого
контроля федерации за финансовой политикой
штатов и местных органов власти. Важное
место в системе государственных финансов
принадлежит специальным фондам США, которые
функционируют обособленно как самостоятельные
финансово – кредитные учреждения. Они
представляют собой совокупность денежных
ресурсов, имеющих селевое назначение.
Доходы этих фондов формируются за счет
налоговых и не налоговых поступлений,
также за счет средств федерального бюджета.
Наиболее значительными являются
фонды социального страхования. К основным
общенациональным системам (фондам) социального
страхования и обеспечения относятся
страхование по старости, по случаю потери
кормильца и страхование здоровья. Кроме
того, существует страхование по безработице,
по временной нетрудоспособности и, наконец,
система государственной помощи престарелым,
инвалидам и нуждающимся. В дополнение
к этому имеются весьма урезанные системы
семейных пособий, которые частично финансируются
федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.
Право на получение пенсии по
старости в США в полной сумме возникает
лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих необходимый
стаж страхования. Пособия по страхованию
здоровья выплачиваются лицам по достижении
65 лет. Фонд пособий по безработице формируется
за счет взносов предпринимателей (в размере
незначительного процента к фонду заработной платы).
Также в США в зависимости от
целей использования выделяют следующие
специальные фонды:
- экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;
- научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;
- военно-политические фонды – резервы,
находящиеся главным образом в распоряжении
президента США, за счет которых финансируются
дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.
- прочие фонды.
Таким образом, специальные
фонды США имеют целевой характер и формируются
за счет налоговых и неналоговых поступлений
и за счет средств федерального бюджета.
В США все 50 штатов формально
наделены автономными правами в области
финансов. Они самостоятельно составляют,
утверждают и исполняют свои бюджеты,
которые ни по доходам, ни по расходам
не входят в федеральный бюджет страны.
В известной мере они самостоятельны в
определении объема бюджетов, структуры
расходов и доходов. Федеральные власти
не уполномочены прямо контролировать
бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются
перед федерацией о состоянии финансов
и бюджета.
В большинстве штатов составление
бюджета находится в ведении главы исполнительной
власти и осуществляется подчиненным
ему финансовым органом. При этом смету
расходов разрабатывают бюджетные и финансовые
бюро, а смету доходов – налоговые и другие
органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными в составе
расходов бюджетов штатов являются затраты
на просвещение (≈35% от расходной части
бюджетов), социальное обеспечение (≈13%),
здравоохранение (≈9%), дорожное строительство
и содержание дорог, охрану окружающей
среды, жилищное строительство и коммунальное
хозяйство.
Основным источником доходов
бюджетов штатов, как и федерального бюджета,
являются налоговые поступления. В послевоенные
годы в составе налоговых доходов заметно
возросла роль подоходного налога с населения
и обязательного взноса в фонды социального
страхования (доля этих налогов увеличилась
с 20% в 1979/60г. до 32% в 1979/80г.). Сегодня основным
источником доходов бюджетов штатов является
налог на продажу – 29% от доходной части.
А индивидуальный подоходный налог составляет
17%. Недостаток собственных средств штатов
порывается за счет финансовой поддержки
из федерального бюджета (23% от доходной
части) и поступлений из бюджетов местных органов власти (≈1,5%).
Что касается местных административных
единиц и местных функциональных органов
и учреждений, то они также располагают
определенной степенью автономии по составлению,
утверждению и исполнению своих бюджетов,
которые не входят ни в федеральный бюджет,
ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению
местных бюджетов возложены на глав исполнительной
власти, функции по утверждению бюджетов
– на представителей местной законодательной
власти.
В состав расходов местных бюджетов более
половины их общей суммы приходится на
долю затрат, связанных с финансированием
государственной налоговой школы. Кроме
того, значительная доля средств ежегодно
выделяется на финансирование содержания
дорог, коммунального и городского хозяйства,
противопожарной охраны, лечебных и других
учреждений.
К источникам финансирования
расходов местных бюджетов относятся:
местные налоги, доходы от услуг коммунального
хозяйства и другие не налоговые доходы,
дотации из федерального бюджета и бюджетов
штатов, поступления от выпуска местных
займов и лотерей. Основным источником
доходов являются местные поимущественные
налоги (на их долю приходится около 29%
налоговых доходов).
Таким образом, важно выделить,
что при единстве налоговой системы США
каждая административная единица выбирает
свою структуру налогов с учетом разнообразия
местных условий и уровня жизни населения.
История США - это история постоянного
роста объемов внешней торговли, расходов
государственного бюджета и увеличения
размеров государственного долга. Фактически,
и граждане США, и американское государство
несколько десятилетий живут в долг. Однако,
за всю историю США федеральные власти
страны никогда не отказывались от выполнения
своих долговых обязательств и никогда
не объявляли мораторий на выплату процентов
по долгу.
За последние 20 лет Соединенные Штаты
стали самым большим должником в мире.
С 1940 года количество населения США увеличилось
примерно на 100%. За это же время, государственный
долг США вырос в 120.5 раз.
Большая часть американского долга является
наследием войн, экономических спадов
и неразумной финансовой политики.
Новое скачкообразное увеличение государственного
долга США было вызвано Первой Мировой
войной и огромными военными расходами:
долг увеличился до $27 млрд. В последующее
десятилетие федеральный бюджет США был
профицитным, что дало возможность значительно
уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы
задолженность США была сокращена на 38.2%
до $16.2 млрд. А в последующие несколько
лет долг составлял не более 5% ВВП страны.
В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал
бюджет и сократил государственные расходы,
чем, кстати, ускорил темпы спада экономики,
переживавшей беспрецедентный в истории
США кризис - "Великую Депрессию".
Его приемник президент Рузвельт начал
бороться с кризисом путем проведения
обширных реформ, направленных на сокращение
безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря
на то, что ему удалось вывести экономику
США из кризиса, его политика стала причиной
значительного увеличения бюджетного
дефицита. Долг американского государства
увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая
война и колоссальные военные затраты
нанесли еще более сильный удар по американскому
бюджету: в 1945 году государственный долг
США составлял уже $258.7 млрд.
В 1980-е годы, при правлении президента
Рональда Рейгана государственный долг
страны впервые резко вырос не из-за внешних
причин, а в результате непродуманной
финансовой политики. Рейган провел крупное
сокращение налогов, при этом, однако,
государственные расходы не уменьшились,
а, наоборот, возросли, что стало причиной
утроения размеров государственного долга.
В 1990 году он достиг $3 трлн. 233 млрд. С 1992
по 2000 годы экономика США переживала период
экономического подъема. Однако крах интернет-компаний
и террористические атаки 11 сентября 2001
года стали одной из многих причин начала
резкого спада в экономике страны. По оценкам
Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными
для США по уровню бюджетных расходов.
На каждую американскую семью администрация
США затратила $73 273 (учитываются все виды
государственных расходов). Большие траты
были зафиксированы в США лишь во время
Второй Мировой войны. Только за период
с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%.
Государственный долг США вырос из-за
значительного увеличения расходов на
оборону и безопасность, а также военных
действий в Афганистане и Ираке. В результате,
в 2002 году государственный долг США достиг
$6 трлн. 228 млрд.