Финансовая система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение современной финансовой системы США. Задачами:

•дать понятие сущности финансов;
•рассмотреть структуру финансовой системы США;
•рассмотреть структуру государственного долга США

Файлы: 1 файл

Курсач по финансам.docx

— 79.48 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Финансовая  система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    Рассмотрим  это понятие чуть подробнее, чтобы  иметь некоторое представление об объекте изучения.

    Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования  и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства  и органов местного самоуправления.

    В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов  местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

    В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято разделять  на две сферы:

  • централизованные (публичные) финансы;
  • децентрализованные финансы.

    Финансовая  система также подразделяется на четыре подсистемы:

    • Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности);
  • Финансы домашних хозяйств;
  • Государственные финансы;
  • Муниципальные финансы.

    Первые  две подсистемы относятся к сфере  децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

    Актуальность  этой работы состоит в том, что финансовая система США, как образец для мировой финансовой системы, является интересным объектом для изучения, а, учитывая современные реалии мирового финансового кризиса, еще и пособием для изучения ошибок в финансовой политике.

    Целью работы является изучение современной финансовой системы США. Задачами:

  • дать понятие сущности финансов;
  • рассмотреть структуру финансовой системы США;
  • рассмотреть структуру государственного долга США.

    Объектом  изучения в работе стала финансовая система, а предметом – финансовая система США.

    В работе использованы статистические данные о госдолге США. 

 

    

    1. СУЩНОСТЬ  ФИНАНСОВ
 

    1.1.Понятие и структура финансовой системы

    Определение понятия «финансовая система» по-разному трактуется различными авторами: известный американский специалист Дж. Ван Хорн [3] определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам. По мнению Л.А. Дробозиной [14], финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка [13] трактует финансовую систему как совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

    С учетом изложенного можно рассматривать  финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    По  природе своей финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

    Именно  роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого  объективного критерия классификации  финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:

    1. финансы предприятий, учреждений и организаций;
    2. страхование;
    3. государственные финансы.

    Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние  на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как:

    1. финансы коммерческих предприятий;
    2. финансы некоммерческих организаций;
    3. финансы финансовых посредников.

    В сфере государственных финансов:

    1. государственный бюджет;
    2. внебюджетные фонды;
    3. государственный кредит.

    В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают:

    1. социальное страхование;
    2. имущественное и личное страхование;
    3. страхование ответственности;
    4. страхование предпринимательских рисков.

    Среди ответвлений финансовой системы  огромное значение имеют финансы предприятий, учреждений и организаций, ведь именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

    Ключевое  место среди децентрализованных финансов занимают финансы коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

    Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком использования, владением имуществом и т.п.

    Особое  место в финансовой системе развитых стран мира занимают финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающихся в денежных средствах. Финансовые посредники приобретают и продают так называемые «финансовые продукты» (ссуды фирмам, закладные, акции компаний; чековый депозит, полисы страхования, паи и т.п.).

    Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

    Если причина создания государства - стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.

    Наиболее  известная и эффективная форма  реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система.

    Финансовая  система это не только сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

    Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет  реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство  практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды  и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких  условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную  роль.

    Значит, механизм разделения труда, который применяется в государстве, зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.

    Различные формы реализации финансовой системы  по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей.

    Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать  количественный скачок в объемах  производства в течение короткого  времени, а другая система действует  наоборот – позволяет совершить  быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное  войной государство, то мы можем применить  второй вариант финансовой системы  на достаточно небольшой срок. После  совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы  «выдохнется», мы должны применить  первый вариант на неопределенный исторический срок.

    Если  мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие  при этом, насколько она стимулирует  технический прогресс.

    Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции  зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное  есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку  величины равны или превышают  в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения  велики, говорит о том, что главная  задача государства исполняется  плохо.

    В любой системе важен любой  фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней  слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем  порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать  систему и достигнуть разрушения всей системы.

    В современных условиях финансовая система  состоит их четырех звеньев:

  • государственный бюджет
  • муниципальные финансы
  • финансы государственных предприятий
  • специальные правительственные фонды.

    В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

    Социально-экономическая  сущность финансов заключается в  исследовании и ответе на следующие  вопросы: за счет кого или чего тот  или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и  в чьих интересах используются эти  фонды денежных средств.

    Так как главной характеристикой  финансовых отношений является их распределительный  характер, то и главной функцией финансов является распределительная функция.

    Финансы обслуживают разные этапы распределения  совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его  распределении, так и в перераспределении.

Информация о работе Финансовая система США