Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

В данной работе отражены сущность и структура финансовой системы РФ, дана краткая характеристика звеньев финансовой системы, описан государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства

Оглавление

I. Введение
II. Сущность и структура финансовой системы РФ
III. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
IV. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 73.96 Кб (Скачать)

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации  сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х  годов не был исполнен полностью.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в том числе акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы. Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ). Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу. Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Таким образом, выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

Основная  часть государственных  доходов и расходов проходит через  государственный  бюджет.

Доходы   бюджета - это  экономические   отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой.

Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Доходы  бюджетов - это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней.

Доходы    могут формироваться  на налоговой    и неналоговой  основе и за счет безвозмездных перечислений в   соответствии   с   бюджетным   и   налоговым   законодательством.   В   доходах   бюджетом   могут   быть   частично централизованы   доходы,   зачисляемые    в   бюджеты   других   уровней    бюджетной    системы   для    целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления.

Нормативы централизации  доходов утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, законом  субъекта РФ о бюджете на очередной  финансовый год. В составе доходов  бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы  бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

  Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.

Регулирующие  доходы - виды доходов,  получаемые бюджетами  в    форме отчислений от собственных доходов   бюджетов  других  уровней   бюджетной системы в соответствии  с установленными  на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы,  который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Федеральным Законом «О федеральной бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» №198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 
2010     год,     определенные     исходя     из     прогнозируемого  объема     валового     внутреннего     продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов    федерального бюджета на 2009 год    в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального  бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс.   рублей, и на 2010 год в сумме   8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового  трансферта  на 2009 год в сумме  2 103 570 000,0 тыс.  рублей и на 2010 год в сумме  2 016 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сунне 4 480 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

  1. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;
  2. прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

Таблица 1

Доходы  и расходы федерального бюджета  РФ за 2008- 2010 года.

Показатели

2008

2009

2010

Доходы, тыс. руб.

6 644 447 448,0

7 465 446 753,0

8 089 965 207,0

Расходы, тыс. руб.

6 570 297 744,0

7 451 153 801,8

8 089 965 207,0

ВВП, млрд. руб.

35000,0

39690,0

44800,0


 

Федеральным Законом «О федеральной бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» №357-ФЗ от 13 декабря 2010 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на 2012     год,     определенные     исходя     из     прогнозируемого объема     валового     внутреннего     продукта в размере соответственно 50389,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) и 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов    федерального бюджета на 2011 год    в сумме 8 844 554 761,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального  бюджета в сумме 4003,0 млрд.   рублей, и на 2012 год в сумме   11 779 855 206,0 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4088,1 млрд. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2011 год в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда на 2011 год в сумме 247,9млрд. рублей и на 2012 год в сумме 47,1 млрд. рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;

  1. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро;

Таблица 2

Доходы  и расходы федерального бюджета  РФ за 2008- 2010 года.

Показатели

2011

2012

2013

Доходы, тыс. руб.

8 844 544 761,0

9 503 469 245,0

10 379 889 320,0

Расходы, тыс. руб.

10 658 558 761,0

11 237 919 245,0

12 175 569 320,0

ВВП, тыс. руб.

5 148 390 316,9

6 976 386 792,2

8 826 270 310,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги —это одно и тоже, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?

Термин flnansia возник в ХШ—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.

Денежные отношения становятся финансовыми, когда движение денег  приобретает определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".

Финансовая      система   Российской   Федерации   включает   следующие   звенья   финансовых   отношений: 
государственный     бюджет,     внебюджетные     фонды,     государственный     кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий  различных форм собственности.

Основой   единой  финансовой  системы   являются   финансы      предприятий,     поскольку они   непосредственно   участвуют в   процессе    материального   производства.    Источником    централизованных государственных   фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Через государственные финансы  перераспределяется значительная часть ВВП стран  с рыночной экономикой.

Основная  часть государственных  доходов и расходов проходит через  государственный  бюджет.

Государственный бюджет-это  годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Государственный  бюджет является  основным   финансовым  планом  страны,  обеспечивающим   образование, распределение   и   использование      централизованного   фонда   денежных   средств   как   обязательного   условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих  функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и  услуг, финансовых рынков и распределение  доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С, помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете  отражаются финансовые взаимоотношения  государства с плательщиками  налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс. Часть 2
  2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года -

     ст. 1

  1. ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» № 198-ФЗ 13 декабря 2010 года -

     ст. 1

  1. http :ii ww wl. rninfin. ru/
  2. Финансы. (Учебник! Пол ред. Ковалева В.В. (2007. 2-е изд.. 640с.)

 


Информация о работе Финансовая система России