Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

В данной работе отражены сущность и структура финансовой системы РФ, дана краткая характеристика звеньев финансовой системы, описан государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства

Оглавление

I. Введение
II. Сущность и структура финансовой системы РФ
III. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
IV. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 73.96 Кб (Скачать)

До 1990 г. страхование в  России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием  рыночных отношений    появилась  возможность отказаться от монополии  государства в страховом   деле. Рынок побуждает государственные    страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время   наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.

Фондовый рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной  системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем  дохода. Фондовый рынок служит для  мобилизации   и эффективного использования временно свободных  денежных средств.

Фондовый рынок служит для мобилизации   и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его   особенность заключается в том, что участники фондового рынка   рассчитывают на получение более   высокого дохода по сравнению с вложением  денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования    финансовых ресурсов на фондовом рынке   зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

 

Финансово кредитная  система.

Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты  финансового рынка. Финансово-кредитная  система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.

Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов  кредитования, а также система  кредитных учреждений.

По этому звену рассматривается  банковская система РФ.

Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих  в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится  центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

Финансы предприятий  различных форм собственности.

Финансы предприятий различных   форм собственности (государственные,   муниципальные, акционерные, частные,   арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От     состояния   финансов   предприятий     зависит  обеспеченность   централизованных денежных   фондов финансовыми  ресурсами.   При  этом  активное   использование     финансов  предприятий   в  процессе   производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

 

 

        1.  Государственный бюджет, как главный элемент финансовой      системы государства.

Главный элемент финансовой системы государства   — государственный  бюджет. Государственный бюджет —это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны или муниципальным собранием.

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения.

Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Бюджет представляет   собой   форму   образования  и   расходования   фонда   денежных   средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

- Образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды)

- организация налогов

- финансирование отраслей народного хозяйства

- формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

- перераспределение национального дохода

- государственное регулирование и стимулирование экономики

- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований.

Основой для составления  бюджета является:

- бюджетное послание Президента РФ;

- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

- основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

- прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

- план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Рассмотрение  и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета   существует специальный орган - Счетная палата, которая участвует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет  об  исполнении   бюджета  готовит орган,   исполняющий  бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей  и  получателей  бюджетных средств.  Ответственным за  составление  отчета  об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

- отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

- отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

- отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

- отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

- сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

- годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

- реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

- отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение полутора месяцев после представления  отчета в ГД, используя материалы  и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном  порядке. В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования:

- составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,

- утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,

- принятие денежных обязательств бюджетополучателями,

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается  в расходовании бюджетных средств.

За исполнение доходной части  бюджета отвечают Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов  и других платежей в бюджет обязаны  представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового  органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым  органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

Информация о работе Финансовая система России