Финансовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
- разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности;
- практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание финансовой политики предприятия………..3
1.1. Понятие и сущность финансовой политики предприятия………………………3
1.2 Финансовой политики ее цели и задачи…………………………………………..5
1.3 Субъекты и объекты финансовой политики……………………………………....7
1.4 Основные этапы формирования финансовой политики предприятия…………..9
Глава 2. Формирование финансовой политики предприятия..............................10
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия……....10
2.2 Разработка финансовой стратегии………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК КУРСОВАЯ.docx

— 45.91 Кб (Скачать)

В период «юности» рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период «зрелости», когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период «старости», когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития предприятия  зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов. 
 
 
 
 

1.3 Субъекты и объекты финансовой политики 

Финансовая политика — основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.

На средних  предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический  отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях  есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

• информационными  органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;

• финансовыми  органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными  бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

• контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового  характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.

На крупных  предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.

Основные объекты  управления имеют следующие направления:

1. Управление капиталом:

•  определение  общей потребности в капитале;

•  оптимизация  структуры капитала;

• минимизация  цены капитала;

•обеспечение  эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

• определение  оптимальных пропорций между  текущим потреблением прибыли и  ее капитализацией.

3. Управление активами:

•  определение  потребности в активах;

• оптимизация  состава активов с позиций, их эффективного использования;

•  обеспечение  ликвидности активов;

•  ускорение  цикла оборота активов;

•  выбор эффективных  форм и источников финансирования активов.

4. Управление текущими издержками: CVP-анализ;

•  минимизация  издержек;

•  нормирование затрат;

•  оптимизация  соотношения постоянных и переменных издержек.

5.  Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):

•  формирование входящих и исходящих потоков  денежных средств, их синхронизация  по объему и времени;

•  эффективное  использование остатка временно свободных денежных средств.

1.4 Основные этапы формирования финансовой политики предприятия

Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и имеет  следующие этапы:

1. Определение  стратегических направлений развития.

2. Планирование:

• стратегическое;

• оперативное;

• бюджетное.

3. Разработка  оптимальной концепции управления:

• капиталом;

• активами;

• денежными потоками;

• ценами;

• издержками.

4. Контроль:

• проверка выполнения планов;

• сравнительный анализ;

• ревизии;

• аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и  краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность  и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и  реализацию финансовой политики нужно  постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формирование финансовой политики предприятия

2.1 Основные направления  разработки финансовой политики  предприятия 

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия  относятся:

  • анализ финансово - экономического состояния предприятия;
  • выработка кредитной политики предприятия;
  • управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
  • выбор дивидендной политики.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности.

Основными компонентами финансово - экономического анализа  деятельности предприятия являются:

  • анализ бухгалтерской отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской  отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской  отчетности, а также тенденций  их изменения.

В качестве примера  осуществления выбора направлений  финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о  ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств  с учетом их рыночной стоимости, изменения  механизма начисления амортизации  и т.д.

В целях выработки  кредитной политики предприятия  необходимо провести анализ структуры  пассива баланса и уровень  соотношения собственных и заемных  средств.

На основании  этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается  решение о привлечении заемных  средств, просчитывается эффективность  различных вариантов.

В отдельных  случаях предприятию целесообразно  брать кредиты и при достаточности  собственных средств, так как  рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что  эффект от вложения средств может  быть значительно выше, чем процентная ставка.

Предприятию может  быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовой службе предприятия необходимо:

  • рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);
  • правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
  • составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской  задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме  производственных запасов), а также  решение вопросов по этим проблемам  требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между  рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов  предприятия становится меньше его  кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно  контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

  • хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
  • финансирование по краткосрочным ссудам;
  • финансирование по долгосрочным ссудам;
  • финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

Информация о работе Финансовая политика предприятия