Финансирование инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационной деятельности в Республике Казахстан. На основе цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы инновационного предпринимательства;
- провести анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан;
-рассмотреть перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……………
1.1Сущность и роль инновационного предпринимательства в современной экономике…………………………………………………………………………...
1.2 Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности в Республике Казахстан…………………………………………………………………………....
2. Анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан..................................................................................................................
2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в Республике Казахстан………………………………………………………………..………..
2.2 Поддержанные проекты в рамках проектного финансирования АО «Национальный инновационный фонд»………………………………………
3. Перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан....................................................................................
3.1 Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года……………………….
3.2 Сотрудничество АО «Национальный инновационный фонд» с международными организациями………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая фки.docx

— 447.40 Кб (Скачать)

В качестве главных задач данной Программы определены  следующие:

  • развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности;
  • усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов;
  • создание благоприятной среды для индустриализации;
  • формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала;
  • обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.

Основными критериями функционирования экономики в данный период являются: приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития отечественной промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики, социальная направленность стратегии государственного управления и экономических преобразований в стране.

Другим важным рычагом активизации процессов экономического развития является повышение государственного спроса на продукцию отраслей, в развитии которых оно в первую очередь заинтересовано:

-использование индикативного планирования и целевых научно-производственных программ;

- государственная поддержка  инновационного процесса;

-государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, которое составляет наиболее развитую часть государственного управления экономикой;

- государственное регулирование  внешнеэкономических процессов;

- государственное управление  на региональном уровне, тесно  связанное с региональной политикой. Государство должно обеспечивать  равноправное развитие регионов  и устранение региональных диспропорций.

Итак, в настоящее время практически во всех развитых странах государство оказывает инновационной деятельности правовую, организационную и финансовую поддержку. Республика Казахстан в этом отношении не является исключением, поэтому работа по совершенствованию законодательства и разработке соответствующих стратегий и программ ведется в стране постоянно.

Так, в 1993 году вышел Указ Президента «О мерах по совершенствованию организации науки и развитию научно-технического потенциала республики». В 1996 году принят Закон «Об авторском праве и смежных правах», в 1999-м – «Патентный закон», законы о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о свободных экономических зонах, в 2001 году – законы о науке, о правовой охране топологий интегральных микросхем.

Первым самостоятельным нормативно-правовым документом, регулирующим основные отношения в сфере инноваций, в Республике Казахстан можно считать принятый 3 июля 2002 года Закон «Об инновационной деятельности» (№ 333-II), который определял основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики.

На смену этому законодательному акту в 2006 году пришел новый Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», принятый 23 марта за № 135, с принятием которого предыдущий нормативно-правовой акт в сфере инноваций признан утратившим силу.

Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» состоит из 5-ти глав и 22-х статей, что свидетельствует о существенном пересмотре норм инновационного законодательства. [4]

Следовательно, помимо статей, подробно определяющих цели, формы, направления государственной поддержки инновационной деятельности, в Законе рассматриваются принципы формирования инновационной инфраструктуры, порядок предоставления инновационных грантов, деятельность Национального инновационного фонда и др. 

Исходя из сказанного выше, к современным направлениям государственной политики стимулирования и поддержки инновационной деятельности можно отнести:

  • Формирование рынка продукций инновационных предприятий;
  • Всевозможную поддержку инновационных предприятий;
  • Формирование и расширение сети лизинговых компаний;
  • Проведение политики по разработке и производству новых видов продукции;
  • Изменение структуры бюджетных ассигнований;
  • Страхование инновационных проектов;
  • Льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов.

Таким образом, целевым итогом совершенствования всех составляющих инновационного климата в Республике Казахстан, включая и нормативно-правовые документы, является развитие инновационной системы открытого типа, способной обеспечить создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования научного потенциала и технологий Казахстана, которые формируются в среде, производящей знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в Республике Казахстан

 

В настоящее время Казахстан по уровню инновационного развития в сравнении с наиболее технологически-продвинутыми странами, в частности США, Германия, Япония и Китай, во многом уступает им. Несмотря на это, благодаря осуществляемым реформам в научно – технологическом секторе страны, Казахстан постепенно движется в направлении формирования инновационной экономики. Рассмотрим и проанализируем основные показатели инновационной деятельности в РК. 

Таблица 1. Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, %

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Доля инновационной продукции в ВВП, %

1,27

1,58

1,53

1,19

0,69

0,51

0,66

0,86

1,25


Примечание: Агентство РК по статистике

      Из таблицы 1 можно заметить, что с 2004 по 2007 доля инновационной продукции по отношению к ВВП была наиболее положительной, в кризисный период с 2008 года показатели ухудшились, с 2012 года прослеживается положительный скачок показателя.

      Диаграмма 1. Уровень активности в области  инноваций

 

Примечание: Агентство РК по статистике

      Из диаграммы 1 прослеживается явное увеличение  уровня инновационной активности с 2011 года, низкие показатели преобладают в кризисный и посткризисные периоды. 

 

      Диаграмма 2. Уровень инновационной активности предприятий по областям в 2012 году

Примечание: Агентство РК по статистике

      Из диаграммы 2 можно заметить, что высокий  уровень инновационной активности  в 2012 году преобладает в Западно-казахстанской  области - 12,7, наименьший уровень  в Мангистауской – 1,1. В Карагандинской  области средний уровень – 7,2.  

      Диаграмма 3. Внутренние затраты на исследования и разработки в Республике Казахстан

 

Примечание: Агентство РК по статистике

      Из диаграммы 3 по динамике внутренних затрат можно проследить явные положительные тенденции роста, несмотря на незначительный спад в 2010г.

 

      Диаграмма 4. Структура распределения организаций, выполнявших исследования и разработки

Примечание: Агентство РК по статистике

      Из диаграммы 4 можно заметить, что с 2003 года  государственный сектор имел преобладающий характер в структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, но с каждым годом, начиная с 2006 по 2012 лидирующую позицию стали занимать предпринимательский сектор и сектор высшего образования.  

      Диаграмма 5. Структура затрат на научно-технические  работы по источникам финансирования

 

Примечание: Агентство РК по статистике [2]

      Из диаграммы 5 видно, что основными источниками  финансирования научно-технических  работ являются средства республиканского  бюджета – 57%  и собственные  средства – 39%, т.к. данное финансирование является высокорискованным.

      Проанализировав  основные показатели инновационной  деятельности предприятий можно  сделать вывод, о том что, в  общем, динамика развития инноваций  в Казахстане положительная, имеет  медленный рост, несмотря на ухудшение  показателей в посткризисный  период.

2.2 Поддержанные проекты в рамках проектного финансирования АО «Национальный инновационный фонд»

 

      Динамичное развитие инновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики. Высокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационной системы и институтов поддержки инновационного процесса. Одним из институтов является АО «Национальный инновационный фонд», целью которого является содействие в обеспечении координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки. Основными инструментами поддержки субъектов предпринимательства являются:

-  инновационные гранты;

-  проектное финансирование;

-  финансирование через венчурные фонды;

-  предоставление услуг технологического бизнес-инкубирования;

-  предоставление услуг конструкторских бюро;

-  предоставление услуг международных центров трансферта технологий.[6]

      В данном  разделе рассмотрим проекты, которые  были профинансированы фондом  в рамках проектного финансирования.

1.  Наименование проекта: Трансферт передового оборудования и программного обеспечения для производства высококачественной компьютерной графики и визуальных эффектов. Заявителем является ТОО “KCG” г. Алматы. Стоимость данного проекта составил 200 млн. тг., объем инвестиций – 31,1 млн. тг. Возврат инвестиций – до 2017 года.

      Целью проекта  является производство высококачественной  компьютерной графики и визуальных  эффектов, не имеющих аналогов  в Казахстане.

      Инновационность  проекта: технология позволяет создать  новую индустрию компьютерных  развлечений в Казахстане, соответствующих  уровню UNIVERSAL STUDIOS.

     Результат: обеспечен  трансферт передового оборудования  и программного обеспечения, благодаря  которому успешно создана компьютерная  графика для 5 отечественных кинофильмов. Создано около 20 новых рабочих  мест.

2.      Следующий  инновационный проект: Производство  фосфорно-калийных и азотно-фосфорно-калийных  удобрений из вредных фосфорсодержащих  отходов. Заявителем является ТОО  «Агрофос – Юг» г. Шымкент. Стоимость проекта составил 519,3 млн. тг., объем инвестиций – 207,7 млн. тг. Инвестиционный доход – 72,3 млн. тг.

      Целью проекта  является организация технологии  утилизации шламов – отходов  производства фосфора и переработки  ее в минеральные удобрения.

      Инновационность  проекта: первая в Казахстане  технология вторичной переработки  отходов производства фосфора, позволяющая  производить высокоэффективное  экологическое минеральное удобрение.

      Результат: запущена производственная линия  по производству фосфорно-калийных  и азотно-фосфорных-калийных удобрений из вредных фосфорсодержащих отходов мощностью 15 тыс. тонн в год. Создано 50 новых рабочих мест.

3.    Наименование проекта: Организация опытно-промышленного производства оригинальных фитопрепаратов и строительство третьей очереди Карагандинского фармацевтического комплекса. Заявителем является ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс» г. Караганда. Стоимость проекта – 1 016 млн. тг., объем инвестиций 338,4 млн. тг., инвестиционный доход – 247,3 млн. тг.

       Целью  проекта является строительство  комплекса и запуск промышленного  производства отечественного противоопухолевого  препарата «Арглабин» в соответствии с международными стандартами GMP.

      Инновационность  проекта: уникальность препарата  заключается в избирательном  действии на противоопухолевые  клетки без повреждения здоровой  ткани.

Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства