Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование инновационной деятельности в Республике Казахстан. На основе цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы инновационного предпринимательства;
- провести анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан;
-рассмотреть перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение……………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……………
1.1Сущность и роль инновационного предпринимательства в современной экономике…………………………………………………………………………...
1.2 Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности в Республике Казахстан…………………………………………………………………………....
2. Анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан..................................................................................................................
2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в Республике Казахстан………………………………………………………………..………..
2.2 Поддержанные проекты в рамках проектного финансирования АО «Национальный инновационный фонд»………………………………………
3. Перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан....................................................................................
3.1 Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года……………………….
3.2 Сотрудничество АО «Национальный инновационный фонд» с международными организациями………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Результат:
завершено строительство
Проанализировав
инновационные проекты, можно заметить,
что финансирование каждого
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года
Особенностями инновационной модели экономического роста стран – лидеров мировой экономики в последнее десятилетие являются: превращение инновационного фактора в доминанту социально-экономического развития; сокращение длительности инновационного цикла; усиление роли науки в качестве влиятельного института и равноправного партнера в сети социально-экономических взаимоотношений; повышение значимости неэкономических факторов экономического роста; рост государственных и корпоративных расходов на развитие научно-технологической, научно-технической и инновационной сфер; глобализация и интеграция национальных инновационных процессов.
Основными тенденциями в управлении взаимодействием инновационно-ориентированных экономических субъектов становится глобальная и межгосударственная интеграция и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности с одновременным смещением акцентов с общенационального на региональные уровни управления инновационной деятельностью.
Глобальный финансово-экономический кризис и его последствия
обострили актуальность задач ускорения инновационного процесса для компаний, отраслей и национальных экономик в целом. Поэтому обеспечение инновационной модели развития с учетом новых вызовов в настоящее время воплощается в конкретные стратегии региональных интеграционных группировок (в первую очередь, ЕС и СНГ), а также отдельных государств и компаний, которые стремятся усилить свои конкурентные преимущества в условиях новой архитектоники мирового экономического пространства.
Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее – Программа) была утверждена на заседании Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года.[13]
Данная Программа призвана создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ, трансформировать ее в социально ориентированную экономику знаний, реализовать приоритеты экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, утвердить международный авторитет Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.
Решение о разработке Программы было принято Советом глав
правительств СНГ 14 ноября 2008 года. Решением СГП СНГ от 21 мая 2010 года Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) было утверждено заказчиком-координатором Программы. Головным разработчиком Программы, по решению Экономического совета СНГ от 17 июня 2010 года, стал Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Российской Федерации, национальным государственным заказчиком от Республики Казахстан выступило Министерство индустрии и новых технологий РК, национальным разработчиком Программы – АО «Национальный инновационный фонд».
Разработка Программы основана на положениях, заложенных в
Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (решение СГП СНГ от 14 ноября 2008 г.) и Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере (решение СГП СНГ от 20 ноября 2009 г.).
Главная задача Программы заключается в создании межгосударственного инновационного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем. Кроме того, были поставлены следующие задачи Программы, решаемые при выполнении программных мероприятий:
– развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере, развитие институтов инновационного сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов, создание необходимых условий для развития рынков инновационных товаров и услуг;
– мобилизация и развитие научно-технологического потенциала, определение зон взаимных интересов, выделение в них приоритетных технологических областей для совместных инновационных проектов, создание условий для их реализации в интересах государств – участников Программы;
– формирование системы
кадрового обеспечения
– совместное эффективное использование и развитие инновационной инфраструктуры, внедрение новых форм взаимодействия государства, субъектов научно-технической и инновационной деятельности и предпринимательского сектора, развитие инвестиционных инструментов, опирающихся на механизмы государственно-частного партнерства при коммерциализации результатов инновационной деятельности, использование потенциала институтов развития;
– развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, устранение возможных правовых и административных барьеров, создание условий для постепенной гармонизации и развития национальных систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, стандартизации и сертификации продукции (услуг) в сфере разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг), технического регулирования и саморегулирования.
Программа позволит обеспечить отработку механизмов государственной поддержки инновационной сферы, ее координацию, осуществить рациональный выбор межгосударственных приоритетов и критических технологий как предмета сотрудничества, развить научно-технический и инновационный потенциал участников Программы на долгосрочный период, расширить круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность инновационной деятельности для молодых ученых, инженеров и специалистов, развить инновационную культуру. При определении стратегических областей сотрудничества в качестве ориентиров для реализации целей, задач и мероприятий данной Программы, предполагается использование опыта формирования магистральных направлений развития науки, технологий и техники в СНГ, Европейском исследовательском пространстве, ОЭСР, странах Северной Америки. Сложившиеся в странах – технологических лидерах магистральные направления инновационной деятельности задают контур политики в развитии инновационных процессов в государствах-участниках СНГ и в Содружестве в целом.
Исходя из требования согласования стратегических документов и программ развития государств – участников СНГ и учитывая лучший мировой опыт, данная Программа охватывает следующие магистральные направления развития науки, техники и технологий:
1. Авиационно-космические и транспортные системы
2. Безопасность
3. Живые системы
4. Индустрия наносистем
5. Информационно-
6. Медицина и здравоохранение
7. Производственные технологии и промышленная инфраструктура
8. Рациональное
9. Социальная инфраструктура
10. Энергетика, энергоэффективность и энергосбережение
Реализация Программы предполагает выделение в ее рамках функциональных подпрограмм, которым решениями Совета глав правительств СНГ по предложению Межгосударственного совета по сотрудничеству с научно-технической и инновационной сфере может быть придан статус межгосударственных целевых программ СНГ. В этом случае их разработка и реализация осуществляется с учетом положений Порядка разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утвержденного Решением СГП СНГ от 16 апреля 2004 г.
Программа включает в себя следующие Подпрограммы:
1. Подпрограмма «Развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере» («Кооперация»)
2. Подпрограмма «Мобилизация и развитие научно-технологического потенциала» («Потенциал»)
3. Подпрограмма «Кадровое обеспечение межгосударственного инновационного сотрудничества» («Кадры»)
4. Подпрограмма «Совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры» («Инфраструктура»)
5. Подпрограмма «Межгосударственное регулирование инновационной деятельности» («Регулирование»)
Ожидаемые эффекты реализации Программы в долгосрочной и среднесрочной перспективе следующие:
1. Формирование на пространстве СНГ новой зоны мирового технологического лидерства, укрепление позиций государств Содружества в новой архитектуре мировой хозяйственной системы, формирование модели инновационного развития экономики, основанной на знаниях.
2. Создание научно-технического и технологического задела для формирования инновационных экономик государств – участников СНГ и организации масштабного производства наукоемких конкурентоспособных товаров и услуг в рамках общего инновационного пространства.
3. Формирование корпуса ученых и специалистов новой генерации, а также эффективных инновационных менеджеров и предпринимателей.
4. Эффективное использование природных, сырьевых и инвестиционных ресурсов.
5. Обеспечение экономической, продовольственной, энергетической и экологической безопасности.
6. Повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик.
7. Рост благосостояния и повышение качества жизни населения.
Механизм финансирования мероприятий и проектов Программы базируется на принципах государственно-частного партнерства. Основным принципом является софинансирование проектов, который состоит в консолидации средств национальных бюджетов и средств предпринимательского сектора. При этом размеры софинансирования (субсидирования) должны учитывать возникающие риски и могут варьироваться в широком диапазоне значений от 5-10 до 100 % в зависимости от значимости и особенностей инновационного проекта или программного мероприятия.
Финансирование программных мероприятий и инновационных проектов, принятых для реализации в рамках Программы, осуществляется за счет бюджетных средств государств – участников СНГ (из национальных и наднациональных бюджетных источников финансирования), за счет внебюджетных средств (из внебюджетных источников финансирования), и их комбинаций, в порядке, не противоречащем национальным законодательствам этих стран.
Таким образом, основная цель участия Казахстана в Программе заключается в построении национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики.
Вместе с тем, Казахстан преследует следующие задачи:
1. Содействие Технологической модернизации
2. Создание Собственных компетенций
3. Развитие инновационной среды
Основные задачи, решаемые через участие Казахстана в Программе:
Этап I (2010-2011) Разработка:
1. создание системы управления технологическим развитием;
2. совершенствование нормативно-
3. разработка новых видов
программ поддержки
4. система аналитической поддержки.
Этап II (2012-2014) Масштабирование:
Систематическое применение новых программ и инструментов поддержки инновационного развития, разработанных на первом этапе. [12]
В рамках реализации Программы Казахстан ожидает достигнуть следующих результатов:
• формирование единой системы управления инновационно-технологического развития, включающей отраслевые и региональные уровни НИС;
• создание национальной системы технологического прогнозирования, разработан Межотраслевой научно-технологический план;
• финансирование не менее 50 инновационных проектов, реализование не менее 1000 грантовых проектов;
• увеличение до 200 количество внедренных новых технологий и до 160 осуществленных опытно-конструкторских разработок;
• апробация модели коммерциализации результатов научно-технологических исследований и бизнес-инкубирования начинающих компаний в количестве не менее 50 проектов;
• приобретение не менее 100 лицензий, патентов на инновационные технологии и конструкторско-технологической документации;
• формирование сети не менее чем из 50 инновационных предприятий МСБ – поставщиков высокотехнологичной продукции;
• создание не менее 2-х инновационных кластеров;
• создание 5 конструкторских бюро, 4 технопарка и 2 отраслевых центра;
• повышение инновационной активности до 10 % к 2015г.
В целом, оценка сложившейся в Казахстане ситуации позволяет сделать предположение, что национальная система поддержки и внедрения инноваций является недостаточной, поскольку отсутствует эффективная система конвертирования отечественных и зарубежных знаний в национальное богатство. С этой точки зрения, участие Республики Казахстан в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года представляется продуктивным, экономически и финансово оправданным.
Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства