Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование инновационной деятельности в Республике Казахстан. На основе цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы инновационного предпринимательства;
- провести анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан;
-рассмотреть перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение……………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……………
1.1Сущность и роль инновационного предпринимательства в современной экономике…………………………………………………………………………...
1.2 Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности в Республике Казахстан…………………………………………………………………………....
2. Анализ финансирования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан..................................................................................................................
2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в Республике Казахстан………………………………………………………………..………..
2.2 Поддержанные проекты в рамках проектного финансирования АО «Национальный инновационный фонд»………………………………………
3. Перспективы совершенствования инновационного предпринимательства в Республике Казахстан....................................................................................
3.1 Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года……………………….
3.2 Сотрудничество АО «Национальный инновационный фонд» с международными организациями………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
3.2 Сотрудничество АО «Национальный инновационный фонд» с международными организациями
В рамках развития отношений Казахстана с международными организациями в области инноваций АО «Национальный инновационный фонд», принимая во внимание приоритеты государственной инновационной политики по стимулированию инновационной деятельности в Республике Казахстан, укреплению международного сотрудничества с ключевыми организациями национальных инновационных систем стран с продвинутой инновационной экономикой, развитию системы трансферта технологий и наращиванию инвестиционного потенциала Казахстана, осуществляет международное сотрудничество с инновационными организациями США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, Израиля, Турции, Кореи, Малайзии, России и др. Фонд также сотрудничает с такими международными организациями, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Европейский союз (в рамках работы в Рамочных программах ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный инновационный фонд (ВИФ). Фонд принимает активное участие в работах по интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) по формированию Евразийской инновационной системы.
Основными Партнерами сотрудничества в области инноваций: [10]
Таким образом, поступательное социально-экономическое развитие государств и обеспечение их конкурентоспособности на внешних рынках обеспечивается, прежде всего, степенью интеграции национальных инновационных систем в мировой технологический процесс.
Проведенное исследование по определению основных тенденций развития инноваций в Республике Казахстан, позволил сделать следующие выводы и предложения. Анализ научно-технологической и инновационной
деятельности Казахстана показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны ЕС, Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Начало формирования инновационных экономик в мире, как правило, относят к периоду после Второй мировой войны. В этой связи, оценивать строго результаты инновационного развития Казахстана за такой относительно короткий промежуток времени считается весьма нерациональным.
В настоящее время Казахстан находится лишь на начальном этапе
перехода экономики с ресурсоориентированного на инновационный тип развития, который можно разделить условно на 2 этапа.
I этап начался с принятия Стратегии индустриально-инновационного
развития в 2003 году. Результатом, которой является формирование институциональной базы и основных элементов НИС.
II этап ознаменован экономическим курсом ускоренного построения
инновационной экономики с принятием в 2010 году Государственной
Программы форсированного индустриально-инновационного развития до
2015 года. Этот этап характеризуется укреплением законодательного и
финансового стимулирования инновационной деятельности.[3]
За последние 10 лет можно отметить положительную тенденцию роста главных показателей инновационной деятельности в стране. Так, затраты на ИиР в абсолютном выражении возросли в 2,9 раза в 2011 году по отношению к 2003 году и составили 33467 млн.тнг, хотя доля затрат на ИиР в ВВП сократилась с 0,25% (2003 г.) до 0,16% (2010 г.). Объем инновационной продукции увеличился в 2,1 раза по сравнению с показателем 2003 года и равнялся в 2011 году 142166,8 млн.тнг. В технологически развитых странах расходы предпринимательского сектора на научные исследования (60-70%) гораздо превосходят государственные затраты на
В Казахстане пока еще сохраняется иная структура с преобладанием
роли государственного сектора в проведении НИОКР при одновременной тенденции снижения доли государственного сектора в проведении НИОКР.
Вместе с тем, заметно возросла инновационная активность предприятий в период 2004-2011 годы с 2,4% до 4,3%. По структуре затрат на технологические инновации казахстанские показатели ближе к группе
«скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение
машин и оборудования, в то время как у лидеров преобладают затраты на
собственные и заказные ИиР, доля которых достигает 80%. Однако, следует
учитывать, что бизнес в Казахстане находится в стадии модернизации производственных мощностей, и преобладание инвестиционного способа
обновления технологий для него вполне естественно.
В научно-исследовательской деятельности следует отметить, что
мировой финансовый кризис обусловил необходимость пересмотра национальной научно-технической политики во многих странах мира.
Казахстан не явился исключением, что подтверждается целым рядом
государственных инициатив и мер по развитию науки и технологий. Отрадно
отметить, что национальные индикаторы развития науки практически
соответствуют среднемировому уровню.
Для развития инновационной деятельности были расширены специальные финансовые инструменты поддержки, введены новые
налоговые льготы и преференции для отечественных предприятий. Только за
последний год спрос на гранты по приобретению технологий увеличился в
2 раза. Несмотря на затяжной мировой кризис, Казахстан посредством
индустриально-инновационных проектов продолжает обеспечивать
стабильный 7% рост экономики.
Анализ показывает, что у Казахстана есть все шансы пройти собственный путь к инновациям наиболее успешно и стать в ряд с мировыми лидерами инноваций. Для этого Казахстан должен обеспечить эффективность и слаженность работы всех составляющих элементов НИС.
Для успешной реализации данных задач с учетом тенденций развития
инноваций в стране и в мире для Казахстана выработаны следующие
рекомендации:
1. Необходимо отметить, что в Казахстане государственные мероприятия в основном сосредоточены, главным образом, на институциональном развитии. В этой связи целесообразно усилить систему взаимодействия всех элементов инновационной инфраструктуры.
2. В Казахстане предпринимательский сектор все еще сталкивается со значительными законодательными и регулятивными препятствиями для реализации своих инновационных идей. Для решения данной проблемы необходимо продолжить практику качественной оценки деятельности государственных органов и институтов развития.
3. Отечественные университеты в целом еще не стали ведущими генераторами создания и внедрения научных исследований и разработок, как
это обычно происходит в промышленно развитых странах. Рекомендуется
усилить роль университетов и научно-исследовательских организаций, путем укрепления их способности преобразовать идеи в инновационные проекты и ориентировать свою работу на потребности промышленного сектора.
4. Важным элементом повышения инновационной активности в будущем является обеспечение пропаганды инновационного предпринимательства в средствах массовой информации, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску. Создание современных выставочных комплексов, кружков и обучающих центров в различных сферах науки и высоких технологий, распространение изданий и материалов научно-популярных книг и журналов, содействующих повышению интереса общества и в первую очередь детей и молодёжи к инновационной деятельности.
5. В настоящее время государственная поддержка зачастую благоприятна для использования предприятий среднего и крупного бизнеса, в свою очередь, инструменты для малого бизнеса очень ограничены. Рекомендуется в программах государственной поддержки особое внимание необходимо уделить созданию среды способствующей возникновению новых предприятий.
6. Необходимо отметить, что государственные программы поддержки бизнеса иногда включают слишком сложные процессы, препятствующие
участию в данных программах широкого круга предпринимателей. В этой связи, целесообразно установить совместно с бизнесом соответствующие механизмы контроля и оценки результатов программ инновационной политики и учитывать результаты такой оценки в процессе определения новых инициатив и проведения корректирующих мер.
7. Мировой опыт свидетельствует о необходимости децентрализации
финансовой поддержки инновационных проектов. Очень важно, дать возможность регионам участвовать в формировании региональной инновационной политики и финансировании проектов. Необходимо развивать межрегиональную конкуренцию в получении бюджетного финансирования, в результате чего будет происходить развитие инновационного потенциала регионов. Из-за сложившихся диспропорций в уровне инновационного развития регионов необходимо разрабатывать дифференцированные принципы региональной инновационной политики с учетом их особенностей.
8. Отечественная статистика инноваций в настоящее время имеет ряд системных проблем. Речь идет о смешении состава показателей, полученных из различных, логически не связанных между собой, форм статистической отчетности. То есть отсутствует система показателей, реально отражающих состояние инновационных процессов в стране. Во многом нечеткость понятийного аппарата не позволяет создать работоспособную систему показателей – в том числе и потому, что побуждает применять для различных субъектов и стадий инновационной деятельности общие критерии определения «инновационности» продукта. Таким образом, необходим пересмотр основных определений, касающихся инновационного развития с целью достижения общего понимания среди всех субъектов инновационной деятельности, что в дальнейшем будет способствовать повышению уровня достоверности отечественной статистики инноваций.
9. Рекомендуется осуществлять выявление отсутствующих или слабых элементов региональной инновационной системы посредством разработки регламентов (стандартов) взаимодействия ее элементов;
10. Существует необходимость разработки специальной программы
Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства