Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37
них насчитывается 3 тыс. предприятий, чья валовая продукция превышает 100 млн. юаней в год, 200 предприятий — более 5 млрд. юаней, 20 — свыше 10 млрд. юаней. Среднегодовой прирост главных экономических показателей в зонах освоения высоких и новых технологий 13 лет подряд сохраняется на уровне 60 процентов. Их вполне можно назвать важной движущей силой национальной экономики. Китайская экономика стала третьей по величине в мире.
По этому пути сейчас пошла и Российская Федерация, создавая зоны технико-внедренческого типа (Томск, Зеленоград, Сколково и др.). Актуальным такой подход остается и для Казахстана. Отрадно, что сейчас он реализуется в Восточном Казахстане, как пилотный проект по созданию зоны высоких технологий, который был представлен Акимом Восточно-Казахстанской области Сапарбаевым Б. М, Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н. А. и получил его одобрение. Такая зона позволит сформировать среду, благоприятную для развития науки, инновационного предпринимательства, создания новых технологий и продуктов, трансферта технологий, что обеспечит сбалансированное экономическое развитие региона, благоприятное привлечение инвестиций, создание предприятий с современными технологиями, увеличение казахстанского экспорта, производство высококачественных товаров, создание новых рабочих мест. В перспективе эта зона должна стать основой региональной инновационной системы и локомотивом экономической модернизации, как Восточного региона, так и страны в целом.
Вторым направлением должна стать разработка эффективного (на 5-10 лет) стратегического планирования образовательных и научных проектов и направлений, позволяющего определить взаимосвязь между образованием, научными исследованиями и процессами коммерциализации их результатов. Мы должны определить научные приоритеты, и то, как их будем развивать, и что получим в результате их реализации, обеспечив при этом соответствующую подготовку кадров. Сегодня неопределенность целевых индикаторов научно-инновационной деятельности, преимущественно однолетний цикл государственного финансирования существенно снижают потенциал экономического развития. В итоге большинство исследований ведутся неэффективно, а их результаты ограничиваются научными отчетами, которые так и остаются на полках. Особенно это касается проектов однолетнего цикла, финансирование на которые поступают за 2-3 месяца до конца года. И в этот короткий срок необходимо провести исследования и представить результат. Ясно, что качество таких работ довольно низкое, а коммерциализация результатов исследований практически сведена к нулю. Вопрос о кадровом потенциале остается вообще не затронутым.
Актуальным также является вопрос по созданию условий для научно-инновационной деятельности, которая должна быть привлекательной для ее субъектов. Не секрет, что высококвалифицированные кадры являются в настоящее время основополагающим фактором для создания конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях. Поэтому, важны подготовка и развитие человеческого капитала. Сегодня мы можем приобрести высокопроизводительную наукоемкую исследовательскую технику. Но без специалистов, которые могли бы ее обслуживать, осваивая соответствующие методологические приемы и выпуская инновационную наукоемкую продукцию, такое оборудование не принесет прорывных достижений. И здесь особая роль отводится инновационному образованию. Сейчас остро стоит вопрос, как удержания имеющихся высококвалифицированных, так и привлечения молодых кадров в науку и инновации. Основными проблемами, которые тормозят этот процесс, являются: низкая материальная заинтересованность, плохая или посредственная организация НИОКР, недостаточная или плохая материально-техническая база исследований, плохие социальные условия, неинтересная и бесперспективная тематика НИОКР, использование молодых ученых только на простых технических и вспомогательных работах. Если условия для творчества не складываются, то рано или поздно происходит либо деградация, либо уход из науки. В настоящее время назрела необходимость в решении этих проблем посредством разработки и внедрения принципиально новых методов привлечения талантливых специалистов к научным исследованиям. И здесь положительным может оказаться опыт многих зарубежных стран академической мобильности, где используются различные национальные схемы для упрощения создания единого рынка труда научных работников. Так в Европе с 2004 года существует так называемая европейская виза для исследователей, которая облегчает въезд ученых из третьих стран на территорию ЕС. Льготные правила въезда для высоко-квалифицированных специалистов, а также членов их семей, существуют
в США и Японии. Тем не менее, одни лишь ученые не смогут решить все существующие сегодня проблемы академической мобильности. Необходимо осуществление скоординированных действий в этом направлении различных министерств и ведомств на национальном уровне по созданию привлекательных условий для научного творчества в нашей стране.
Важным аспектом развития научно-инновационной деятельности является ее мониторинг. К примеру, в Европе в рамках Лиссабонской стратегии функционирует Европейское табло инноваций (European Innovation Scoreboard), в рамках которого разработаны и систематизированы 20 индикаторов, характеризующих инновационные процессы в государствах Евросоюза. Это наиболее полная на сегодняшний день база данных о тенденциях инновационной политики в ЕС, которая позволяет политическим деятелям стран Евросоюза выявить как сильные, так и слабые стороны их политики. В настоящее время опубликовано уже десять изданий Европейского инновационного табло. Последнее (2009 г.) содержит данные по 39 странам-членам ЕС, а также США, Японии, Канады, Индии, Бразилии, Китая, России и Украины. Пул всех этих стран обеспечивает 95% инновационной активности всего мира. Казахстану необходимо подключиться к этому процессу и осуществлять мониторинг своей научно- инновационной деятельности в соответствии с критериями, выработанными для Европейского табло инноваций. Это позволит оценить уровень инновационного развития страны и выработать действенные механизмы стратегического
планирования научно-инновационных процессов.
Не может быть развитого государства без решения вышеназванных проблем. В условиях экономики, основанной на знаниях, ключевую роль будет играть транснациональная и трансграничная научно-образовательная и инновационная деятельность, которая позволит обеспечить синергетический эффект в развитии экономики нашей страны. При этом тесное взаимодействие образования, науки и инноваций, позволит превратить их в основу дальнейшей индустриализации экономики и предполагает создание эффективной системы генерации, распространения и использования знаний. [20,25]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении курсовой работы можно сделать выводы, что в мире существует разнообразный выбор источников финансирования инновационного предпринимательство. Но именно правильное комбинирование этих источников приводит к наивысшим результатам, что было увидено при изучении зарубежного опыта.
При написании курсовой работы были выявлены основные проблемы препятствующие инновационному развитию в Казахстане:
- неприемлемые условия инвестирования и кредитования;
- недостаточная платежеспособность заказчиков;
- высокая стоимость нововведений;
- недостаточность собственных финансовых средств;
- недостаточность развития инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, такие как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рисковых рискового финансирования и др.
- невысокая финансовая поддержка со стороны государства.
В настоящее время полная и достоверная информация о состоянии инновационной деятельности в стране отсутствует, а имеющиеся данные опросов следует трактовать с осторожностью. Сегодня вся имеющаяся количественная и качественная информация основывается на выборочных и монографических исследованиях отдельных секторов и видов инновационной деятельности. Тем не менее, с большой долей уверенности можно утверждать, что в Казахстане инновационная активность в области технологических инноваций крайне низкая, технологическая база предприятий в среднем не улучшается, а все участники инновационного процесса разобщены.
Из-за дефицита собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, инновационная политика предприятий носит краткосрочный характер и представляет собой скорее “латание дыр”, нежели развитие производственно-
При создании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только последние 4-5 лет стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе. К сожалению, пока масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. В итоге число малых инновационных предприятий постоянно сокращается и за последние годы уменьшилась до 4%.
В данной курсовой работе была рассмотрена модель развития инновационной деятельности в Казахстане. Это позволит обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности экономики при одновременном повышении экономического и социального благополучия населения. В данной модели предложено ввести понятие Национальной инновационной системы, под которой понимается совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие научно-инновационной деятельности Республики Казахстан. Данная модель базируется на мировом опыте. Но не слепо копировать существующие в других странах ее варианты, а, используя лучший мировой опыт, внедрять свои достижения и подходы в формировании национальной инновационной системы, оптимальным образом распределяя ресурсы по всем стадиям цикла.
На этом заканчивается рассмотрение методологии финансирования инновационных проектов. В работе была сделана попытка рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки зрения государства и фирмы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 2005
2. Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства. - Мн.: Высшая школа, 2002.
3. Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. - СПб., СПбГУ, 2006
4. Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 2003
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез" 2007
6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента /Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2007
7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002.
8. Баймуратов У. «Инвестиции и инновации: нелинейный синтез». - Алматы: БИС, 2005.
Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства