Финансирование инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37

Файлы: 1 файл

Курсовая по фки.doc

— 239.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">       Значительных   успехов   по   созданию   высокотехнологического   бизнеса в специальных  экономических  зонах  добился  Китай.  К  настоящему  времени  по  всему Китаю создано несколько тысяч зон освоения высоких и новых технологий. 53   Зоны   государственного   значения   добились   успехов   в   распространении   и  коммерциализация научно-технических разработок. 30 тыс. фирм, расположенных  в зонах, получили статус предприятия с высокотехнологичным производством. Из 

них  насчитывается  3  тыс.  предприятий,  чья  валовая  продукция  превышает  100  млн. юаней в год, 200 предприятий — более 5 млрд. юаней, 20 — свыше 10 млрд.  юаней.   Среднегодовой   прирост   главных   экономических   показателей   в   зонах  освоения  высоких  и  новых  технологий  13  лет  подряд  сохраняется  на  уровне  60  процентов.  Их  вполне  можно  назвать  важной  движущей  силой  национальной  экономики. Китайская экономика стала третьей по величине в мире.  

       По  этому  пути  сейчас  пошла  и  Российская  Федерация,  создавая  зоны  технико-внедренческого  типа  (Томск,  Зеленоград,  Сколково  и  др.).  Актуальным  такой  подход  остается  и  для  Казахстана.  Отрадно,  что  сейчас он реализуется  в  Восточном     Казахстане,    как  пилотный     проект по созданию  зоны высоких  технологий,  который  был  представлен  Акимом  Восточно-Казахстанской  области  Сапарбаевым   Б.   М,   Президенту   Республики   Казахстан   Назарбаеву   Н.   А.   и  получил его одобрение. Такая зона позволит сформировать среду, благоприятную для   развития  науки, инновационного   предпринимательства,   создания   новых  технологий   и  продуктов,  трансферта       технологий,      что    обеспечит  сбалансированное экономическое развитие региона, благоприятное привлечение инвестиций,  создание  предприятий  с  современными  технологиями,  увеличение  казахстанского  экспорта,  производство  высококачественных  товаров,  создание новых рабочих мест. В перспективе эта зона должна стать основой региональной  инновационной   системы    и  локомотивом      экономической     модернизации,     как  Восточного региона, так и страны в целом. 

       Вторым направлением должна стать разработка эффективного (на 5-10 лет) стратегического   планирования   образовательных   и   научных   проектов и направлений, позволяющего определить взаимосвязь между образованием, научными исследованиями и процессами        коммерциализации         их  результатов.  Мы  должны  определить  научные  приоритеты,  и  то,  как  их  будем  развивать,  и  что  получим  в  результате  их  реализации,  обеспечив  при  этом  соответствующую       подготовку    кадров.   Сегодня     неопределенность      целевых  индикаторов научно-инновационной деятельности, преимущественно однолетний  цикл    государственного  финансирования       существенно     снижают     потенциал  экономического развития.    В   итоге    большинство    исследований      ведутся  неэффективно, а их результаты ограничиваются научными отчетами, которые так  и   остаются   на   полках.   Особенно   это   касается   проектов   однолетнего  цикла,  финансирование  на  которые  поступают  за  2-3  месяца до  конца  года.  И  в  этот  короткий срок необходимо провести исследования и представить результат. Ясно,  что  качество  таких  работ  довольно  низкое,  а  коммерциализация  результатов  исследований   практически   сведена   к   нулю.   Вопрос   о   кадровом   потенциале  остается вообще не затронутым. 

       Актуальным  также  является  вопрос  по  созданию  условий  для  научно-инновационной деятельности, которая  должна  быть  привлекательной  для  ее  субъектов.  Не  секрет,  что   высококвалифицированные  кадры  являются  в  настоящее    время       основополагающим          фактором       для      создания  конкурентоспособной   экономики,   основанной   на   знаниях.   Поэтому,   важны  подготовка  и  развитие  человеческого  капитала.  Сегодня  мы  можем  приобрести  высокопроизводительную        наукоемкую     исследовательскую       технику.   Но    без  специалистов,  которые  могли  бы  ее  обслуживать,  осваивая  соответствующие  методологические  приемы  и  выпуская  инновационную  наукоемкую  продукцию,  такое  оборудование  не  принесет  прорывных  достижений.  И  здесь  особая  роль  отводится инновационному образованию. Сейчас        остро      стоит      вопрос,      как      удержания имеющихся  высококвалифицированных,   так   и   привлечения   молодых кадров   в   науку          и  инновации.  Основными  проблемами,  которые  тормозят  этот  процесс,  являются: низкая     материальная        заинтересованность,        плохая      или    посредственная  организация  НИОКР,  недостаточная  или  плохая  материально-техническая  база  исследований,  плохие  социальные  условия,  неинтересная  и  бесперспективная  тематика НИОКР, использование молодых ученых только на простых технических  и  вспомогательных  работах.  Если  условия  для  творчества  не  складываются,  то рано или поздно происходит либо деградация, либо уход из науки. В настоящее  время назрела необходимость в решении этих проблем посредством разработки и  внедрения       принципиально         новых      методов      привлечения        талантливых  специалистов к   научным     исследованиям.       И   здесь    положительным       может  оказаться   опыт   многих   зарубежных   стран   академической   мобильности,   где  используются различные национальные схемы для упрощения создания единого  рынка  труда  научных  работников.  Так  в  Европе  с  2004  года  существует  так  называемая европейская виза для исследователей, которая облегчает въезд  ученых  из  третьих  стран  на  территорию  ЕС.  Льготные  правила  въезда  для  высоко-квалифицированных специалистов, а  также членов их семей, существуют 

в  США  и  Японии.  Тем  не  менее,  одни  лишь  ученые  не  смогут  решить  все существующие       сегодня    проблемы      академической       мобильности. Необходимо  осуществление   скоординированных   действий   в  этом   направлении   различных  министерств и ведомств на национальном уровне по созданию привлекательных  условий для научного творчества в нашей стране.  

       Важным  аспектом  развития  научно-инновационной  деятельности  является ее   мониторинг.      К   примеру,     в  Европе     в  рамках    Лиссабонской      стратегии функционирует Европейское табло инноваций (European Innovation Scoreboard), в  рамках      которого     разработаны       и    систематизированы 20    индикаторов,  характеризующих   инновационные   процессы   в   государствах   Евросоюза.   Это  наиболее полная на сегодняшний день база данных о тенденциях инновационной  политики  в  ЕС,   которая  позволяет  политическим  деятелям  стран  Евросоюза  выявить  как  сильные,  так  и  слабые  стороны  их  политики.  В  настоящее  время  опубликовано уже    десять    изданий     Европейского       инновационного       табло.  Последнее  (2009  г.)  содержит  данные  по  39  странам-членам  ЕС,  а  также  США, Японии, Канады, Индии, Бразилии, Китая, России и Украины. Пул всех этих стран обеспечивает 95% инновационной активности всего мира. Казахстану необходимо подключиться   к   этому   процессу   и   осуществлять   мониторинг   своей   научно- инновационной  деятельности  в  соответствии  с  критериями,  выработанными  для Европейского  табло  инноваций.  Это  позволит  оценить  уровень  инновационного развития     страны     и   выработать      действенные       механизмы      стратегического 

планирования научно-инновационных процессов. 

       Не может быть развитого государства  без   решения     вышеназванных  проблем.  В  условиях  экономики,  основанной  на  знаниях,  ключевую  роль  будет играть     транснациональная         и   трансграничная       научно-образовательная и  инновационная   деятельность,   которая   позволит  обеспечить   синергетический  эффект в развитии экономики нашей страны. При этом тесное взаимодействие  образования, науки и инноваций, позволит превратить их в основу дальнейшей  индустриализации  экономики  и  предполагает  создание  эффективной  системы  генерации, распространения и использования знаний. [20,25] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

При изучении курсовой работы можно сделать выводы, что в мире существует разнообразный выбор источников финансирования инновационного предпринимательство. Но именно правильное комбинирование  этих источников приводит к наивысшим результатам, что было увидено при изучении зарубежного опыта.

При написании курсовой работы были выявлены основные проблемы препятствующие инновационному развитию в Казахстане:

- неприемлемые условия инвестирования и кредитования;

- недостаточная платежеспособность заказчиков;

- высокая стоимость нововведений;

- недостаточность собственных финансовых средств;                           

- недостаточность развития инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, такие как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рисковых рискового финансирования и др.

- невысокая финансовая поддержка со стороны государства.

В настоящее время полная и достоверная информация о состоянии инновационной деятельности в стране отсутствует, а имеющиеся данные опросов следует трактовать с осторожностью. Сегодня вся имеющаяся количественная и качественная информация основывается на выборочных и монографических исследованиях отдельных секторов и видов инновационной деятельности. Тем не менее, с большой долей уверенности можно утверждать, что в Казахстане инновационная активность в области технологических инноваций крайне низкая, технологическая база предприятий в среднем не улучшается, а все участники инновационного процесса разобщены.

Из-за дефицита собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, инновационная политика предприятий носит краткосрочный характер и представляет собой скорее “латание дыр”, нежели развитие производственно-технологической базы. Индикаторами этого служат низкие и постоянно снижающиеся затраты на исследования и разработки, практическое отсутствие расходов на маркетинг и подготовку персонала, ориентация на покупку бывшего в употреблении и поэтому недорогого оборудования (так называемого second-hand).

При создании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только последние 4-5 лет стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе. К сожалению, пока масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. В итоге число малых инновационных предприятий постоянно сокращается и за последние годы уменьшилась до 4%.

В данной курсовой работе была рассмотрена модель развития инновационной деятельности в Казахстане. Это   позволит   обеспечить  повышение   глобальной  конкурентоспособности  экономики  при  одновременном  повышении экономического и социального благополучия населения.  В данной модели предложено  ввести  понятие  Национальной         инновационной системы, под которой понимается  совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов,     обеспечивающих             развитие         научно-инновационной  деятельности  Республики  Казахстан. Данная модель базируется на мировом опыте. Но не  слепо  копировать существующие в других странах ее варианты, а,  используя  лучший  мировой  опыт,  внедрять  свои  достижения  и  подходы  в формировании       национальной инновационной системы,    оптимальным       образом    распределяя   ресурсы       по всем стадиям  цикла.

На этом заканчивается рассмотрение методологии финансирования инновационных проектов. В работе была сделана попытка рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки  зрения государства и фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 2005

2.      Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства. - Мн.: Высшая школа, 2002.

3.      Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. - СПб., СПбГУ, 2006

4.      Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 2003

5.      Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез" 2007

6.        Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента /Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2007

7.      Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002.

8.      Баймуратов У. «Инвестиции и инновации: нелинейный синтез». - Алматы: БИС, 2005.

Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства