Финансирование инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37

Файлы: 1 файл

Курсовая по фки.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы. Рассмотрим количество инновационо-активных предприятий в общем. В 2009 году по сравнению с 2008 году количество уменьшилось на 10,7% что составило 48 единиц предприятий. Это произошло из-за снижения общего количества предприятий в Казахстане, а доля инновационо-активных предприятий осталась прежней  4,0%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество предприятий увеличилось на 17% что составило 68 предприятий. Также в 2010 году увеличилась доля инновационно-активных предприятий и составила 4,3% от всех предприятий Казахстана.

Если рассматривать по формам собственности, то видно, что в период с 2008 по 2010 года роль государственного вмешательства снижается. С каждым годом количество инновационо-активных предприятий государственной собственности уменьшается в 2009 по сравнению с 2008 годом уменьшилось на  16,1%. Данной явление происходит из-за того что данный период считается посткризисным и основное финансирование государство направляет на социальные нужды, соответственно сократив расходы по инновациям предоставляя это частному сектору. В 2010 по  сравнению с 2009 годом увеличилась на 16,1%. В анной период происходит начинает действовать стратегия форсированного инновационного развития Казахстана и по данной программе финансируется новые пилотные инновационно-активные предприятия.

В частном секторе за данные периоды происходят колебания. В 2009 году инновационная активность упала на 8,3% по сравнению с 2008 годом. В 2010 году наоборот активность начала подниматься на 18,1% по сравнению с 2009 годом.

Иностранная активность в период с 2008 по 2010 года умеренно снижает, что показывает возрастания национнальной активности в области инноваций.

На инновационное развитие в РК в течение трех лет будет направляться по 4,3 млрд тенге, сообщил министр финансов Республики Казахстан Болат Жамишев.

На заседании правительства, представляя проект республиканского бюджета на 2012 - 2014 годы, в рамках реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития через АО "Национальный инновационный фонд" планируется направить ежегодно в среднем по 4,3 млрд тенге на развитие национальной инновационной системы, стимулирование инновационной активности, предоставления инновационных грантов.

Кроме того, по его словам, в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на реализацию Космической программы в целом в 2012 - 2014 годах планируется выделить 43 млрд тенге.

На развитие автомобильных дорог средства предусматриваются в среднем по 235 млрд тенге ежегодно. За счет этих средств будет продолжена реализация проектов "Западная Европа - Западный Китай", "Бейнеу - Актау - граница Туркменистана", строительство и реконструкция дорог республиканского значения и развитие автодорог местного значения.

На реализацию программы "Производительность-2020" в проекте трехлетнего бюджета предусмотрено 29 млрд тенге, направляемых на поддержку создания новых, модернизацию и оздоровление действующих предприятий.

На реализацию "Дорожной карты бизнеса - 2020" в 2012 - 2014 годах предусмотрено более 100 млрд тенге, в том числе на оздоровление и усиление предпринимательского потенциала, поддержку частного предпринимательства в регионах и развитие индустриальной инфраструктуры.

На газоснабжение населенных пунктов, планируется направить в 2012 - 2014 годах ежегодно по 13,5 млрд тенге; на развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах в целом в 2012 - 2014 годах предусмотрено 203 млрд. тенге.

Помимо этого, на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров и привлечению инвестиций предусмотрено ежегодно по 2 млрд тенге, уточнил министр.

В проекте бюджета также предусмотрены 104 млрд тенге на строительство объектов энергетики и железнодорожного транспорта, на приобретение пассажирских вагонов, на обновление основных фондов предприятий РК. Данные средства будут реализовываться через АО "ФНБ "Самрук-Казына".[22,25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития инновационного предпринимательства в

Республике Казахстан

 

 

Переход  к  выпуску  наукоемкой  продукции  с  высокой  добавленной  стоимостью,  базирующейся на существующих, традиционных для    Казахстана,    отраслях  экономики   должны   стать   основными   ориентирами.   Это   позволит   обеспечить  повышение   глобальной  конкурентоспособности  экономики  при  одновременном  повышении экономического и социального благополучия населения. 

       Опираясь   на   мировой   опыт   в   нашей   стране   необходимо   выработать  высокоэффективную  научно-инновационную  систему,  позволяющую  объединить  через разветвленную систему     горизонтальных       связей     всех   участников  данного    процесса:    научный     потенциал     университетов и исследовательских  институтов, инновационное        предпринимательство на предприятиях  и   в  организациях, инновационную и финансовую инфраструктуру. Успешное решение  поставленных  амбициозных  задач  возможно  лишь  при  условии  эффективного  функционирования  национальной  инновационной  системы,  которая  в  настоящее время пока имеет лишь фрагментарный характер.   

       Поэтому,  в  новом  Законе  РК  «О  науке»    предложено  ввести  понятие  Национальной         инновационной         системы,         под     которой     понимается  совокупность законодательных, структурных        и     функциональных  компонентов,          обеспечивающих             развитие         научно-инновационной  деятельности  Республики  Казахстан.  Но  при  создании  НИС  важно  не  слепо  копировать существующие в других странах ее варианты.  Нам надо не догонять, а,  используя  лучший  мировой  опыт,  внедрять  свои  достижения  и  подходы  в формировании национальной инновационной системы,    оптимальным       образом    распределяя   ресурсы       по всем стадиям  цикла.  Сегодня,  кто  предложит  лучшую инновационную  систему,  тот  получит преимущества.  

       Складывающаяся  ситуация   свидетельствует  об  отсутствии  у  нас  такой целостной системы, что обусловлено в первую очередь, неработоспособностью технологического  коридора  по созданию инновационной продукции: идея –  инновационное предложение – НИОКР  – опытный образец  –  производство - рынок.  Данная  модель  должна  базироваться  на    «треугольнике  знаний», который объединяет научные исследования, образование и инновации и является  основным фактором в достижении амбициозных целей. 

       Так,  идеи  формируются  по  результатам  фундаментальных  исследований, опирающихся на предыдущий опыт и позволяющих получать новые знания в ходе творческой деятельности ее субъектов действующих в специфической отрасли, в инфраструктуру  которой    входит  совокупность    организаций,    учреждений, лабораторий,  полигонов.  Но  даже  на  этой  стадии  мы  имеем  проблемы.  Для  осуществления     данного   процесса   наши    ученые   должны    быть   обеспечены соответствующим      финансированием,      в   полной   мере    иметь    доступ    к  современным       достижениям     мировой     науки,  самостоятельно   получать новые  знания,  осуществлять  их  трансферт  в  производство,  адаптируя  к существующим        технологиям.  Для  этого необходимы современные  исследовательские  лаборатории  и  научно-производственные  объединения и   информационные   сети,   тесно   интегрированные       в   мировое   сообщество. Должен быть определен статус ученых, и созданы условия для их продуктивной  деятельности.    В  противном    случае,  эффективность     генерации    идей   будет оставаться  на  низком  уровне.  Сама  по  себе  наука затратная,  но  генерация  и распространение  знаний  это  национальные  активы,  которые  в  случае  их коммерциализации        и   использования      могут     принести     значительные политические и экономические дивиденды. 

       Существующая же модель отбора  и  финансирования  фундаментальных исследований, в большинстве своем  по  форме  и  заявленным  демпинговым ценам, а не  по   содержанию,   изначально   лишает   многие   перспективные 

научные направления денежных средств. Данный подход ориентирован лишь на составление  отчетов  на  основании  полученных  еще в  советское  время  научных  результатов, многие из которых сейчас устарели и не востребованы современной экономикой. Он не учитывает состояние формирующихся новых лабораторной и исследовательской базы в казахстанских    университетах      и   научно-исследовательских организациях, научных школ и их достижений. В результате на  сегодняшний день складывается дефицит оригинальных научных идей, которые в будущем могли бы развиться в значительные инновационные проекты. 

       К сожалению,   у  нас в  стране  этап  формирования  инновационного  предложения     практически     не   финансируется.     Поэтому    цепочка    между фундаментальными  и  прикладными   исследованиями  часто  разорвана.  В  мировой  практике  такие  работы  обычно  поддерживаются  грантовым  старт-ап  финансированием,   что   обеспечивает   успех   в   коммерциализации   результатов научных  исследований.  Именно  с  этого  момента  начинается  стадия  инноваций, способная     привести     к   значительным технологическим прорывам  экономическому благосостоянию.  

       В    современном      обществе      участие    университетов      и    научно-

исследовательских     организаций    в   генерации    знаний   и   их  конверсии    в инновационные   продукты   и   процессы,   востребованные   рыком,   содействуют повышению  их  конкурентоспособности  на  глобальном  научно-образовательном пространстве.  Поэтому  опытно-конструкторские  работы,  затраты  на  которые  на порядки    выше    предыдущих     стадий,    должны    финансироваться частным  бизнесом. И здесь необходимо использовать механизмы льготного кредитования  и  налогообложения.  В  Казахстане,  из-за  отсутствия  этих  механизмов,  частный  бизнес  не  заинтересован  вкладывать  средства в  данную  сферу.  В  итоге,  отсутствует спрос на инновации.  

       Первым   шагом   на   этом   пути   должно   стать  создание   эффективной законодательной     базы,    регламентирующей      все    взаимоотношения      между  субъектами   образовательной   и   научно-инновационной   деятельности.   Даже   в  последней   редакции   закона   «О   науке»,   над   которым   сейчас   идет   работа,  отсутствует схема превращения научных знаний в конечный коммерческий  продукт.  Предлагаемые  формы  финансирования  науки  (базовое,  грантовое  и  программно-целевое)   без   использования   косвенных   механизмов   не   смогут заинтересовать  бизнес  вкладывать  средства  в  научно-инновационную  сферу.  В  таких условиях в дальнейшем будет только усиливаться разрыв между наукой и  производством,  а  вопрос  востребованности  научных  разработок  останется  по-прежнему      открытым.    Необходимо       чтобы    результаты     фундаментальных        и 

начальных      этапов    прикладных      исследований       подхватывались       нашим   и  международным  бизнесом  и  далее  развивались  на конкретных  предприятиях.  А  для   этого   необходимо   предоставить   налоговые   преференции   предприятиям,  направляющим        собственные      средства    на   научную     и   научно-техническую  деятельность,     освободить      от  таможенных       пошлин     и  уплаты     налога    на  добавленную  стоимость  импорт  товаров  ввозимых  на  территорию  Республики  Казахстан  для  проведения  научных  исследований.  К  сожалению,  в  последнее  время   налоговые   преференции   представляются   только   в   сырьевом   секторе. 

Сфера науки и инноваций по-прежнему платит налоги в полной мере. 

       В результате опытно-конструкторские  работы  по  созданию  инновационной продукции   не  получают       необходимой         финансовой        поддержки,       а  следовательно  отсутствуют  и  условия  для  ее  создания.  Бюджетных  же  средств хватает    только   на   покупку    готовых    технологий     (не  всегда    лучших)    или конструкторской документации, созданных в других странах. С таким подходом мы инвестируем   развитие   науки   и   инноваций   других   стран,   в   то   время   как   в Казахстане данные проблемы остаются не решенными.  

       К   созданию      опытных      образцов     новой    продукции      должен     также подключаться частный бизнес. Работая в тесном тандеме с институтами развития, они должны создавать   наукоемкие       производства,      внедрять новые индустриальные  звенья  более  высоких  пределов,  продвигать  инновационную  продукцию     на   рынок.    Но,   к  сожалению,     в   нашем    законодательстве       нет механизмов,  для  развития  данного  процесса.  Новый  подход  требует  выработки  действенного механизма взаимодействия всех участников технологического коридора       (организаций     высшего      образования      и    науки,    производства, 

технопраков, институтов развития и бизнеса).  

       Важным   инструментом   для   успешного   функционирования   всех   стадий создания инновационного продукта являются специализированные зоны высоких технологий,     в   пределах     которых    используются      специальные      лизинговые  инструменты,      действует    льготная    аренда    или    специальный      налоговый     и  таможенный       режим.     Базисным      фактором является вхождение в зону  университета,   что   обеспечивает        приток инновационных идей и высококвалифицированных            специалистов. Такой      подход  способствует привлечению      инвестиций     в  высокотехнологичные        сферы    экономики     и,  как  следствие,  их  бурному  технологическому  развитию.  Одной  из  первых  и  самых  знаменитых  является  Силиконовая  долина  (Калифорния,  США),  отличающаяся сегодня    большой     плотностью     высокотехнологичных      компаний, связанных с производством   компьютеров   и   их   составляющих,   программного   обеспечения  устройств  мобильной  связи,  развитием  биотехнологий  и  т.  п.  Это  третий  по  величине  технологический  центр  в  США  (по  числу  занятых  в  сфере  высоких  технологий — 225300 рабочих мест) после Нью-Йорка и Вашингтона. 

Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства