Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37
Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы. Рассмотрим количество инновационо-активных предприятий в общем. В 2009 году по сравнению с 2008 году количество уменьшилось на 10,7% что составило 48 единиц предприятий. Это произошло из-за снижения общего количества предприятий в Казахстане, а доля инновационо-активных предприятий осталась прежней 4,0%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество предприятий увеличилось на 17% что составило 68 предприятий. Также в 2010 году увеличилась доля инновационно-активных предприятий и составила 4,3% от всех предприятий Казахстана.
Если рассматривать по формам собственности, то видно, что в период с 2008 по 2010 года роль государственного вмешательства снижается. С каждым годом количество инновационо-активных предприятий государственной собственности уменьшается в 2009 по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 16,1%. Данной явление происходит из-за того что данный период считается посткризисным и основное финансирование государство направляет на социальные нужды, соответственно сократив расходы по инновациям предоставляя это частному сектору. В 2010 по сравнению с 2009 годом увеличилась на 16,1%. В анной период происходит начинает действовать стратегия форсированного инновационного развития Казахстана и по данной программе финансируется новые пилотные инновационно-активные предприятия.
В частном секторе за данные периоды происходят колебания. В 2009 году инновационная активность упала на 8,3% по сравнению с 2008 годом. В 2010 году наоборот активность начала подниматься на 18,1% по сравнению с 2009 годом.
Иностранная активность в период с 2008 по 2010 года умеренно снижает, что показывает возрастания национнальной активности в области инноваций.
На инновационное развитие в РК в течение трех лет будет направляться по 4,3 млрд тенге, сообщил министр финансов Республики Казахстан Болат Жамишев.
На заседании правительства, представляя проект республиканского бюджета на 2012 - 2014 годы, в рамках реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития через АО "Национальный инновационный фонд" планируется направить ежегодно в среднем по 4,3 млрд тенге на развитие национальной инновационной системы, стимулирование инновационной активности, предоставления инновационных грантов.
Кроме того, по его словам, в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на реализацию Космической программы в целом в 2012 - 2014 годах планируется выделить 43 млрд тенге.
На развитие автомобильных дорог средства предусматриваются в среднем по 235 млрд тенге ежегодно. За счет этих средств будет продолжена реализация проектов "Западная Европа - Западный Китай", "Бейнеу - Актау - граница Туркменистана", строительство и реконструкция дорог республиканского значения и развитие автодорог местного значения.
На реализацию программы "Производительность-2020" в проекте трехлетнего бюджета предусмотрено 29 млрд тенге, направляемых на поддержку создания новых, модернизацию и оздоровление действующих предприятий.
На реализацию "Дорожной карты бизнеса - 2020" в 2012 - 2014 годах предусмотрено более 100 млрд тенге, в том числе на оздоровление и усиление предпринимательского потенциала, поддержку частного предпринимательства в регионах и развитие индустриальной инфраструктуры.
На газоснабжение населенных пунктов, планируется направить в 2012 - 2014 годах ежегодно по 13,5 млрд тенге; на развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах в целом в 2012 - 2014 годах предусмотрено 203 млрд. тенге.
Помимо этого, на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров и привлечению инвестиций предусмотрено ежегодно по 2 млрд тенге, уточнил министр.
В проекте бюджета также предусмотрены 104 млрд тенге на строительство объектов энергетики и железнодорожного транспорта, на приобретение пассажирских вагонов, на обновление основных фондов предприятий РК. Данные средства будут реализовываться через АО "ФНБ "Самрук-Казына".[22,25]
3 Перспективы развития инновационного предпринимательства в
Республике Казахстан
Переход к выпуску наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, базирующейся на существующих, традиционных для Казахстана, отраслях экономики должны стать основными ориентирами. Это позволит обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности экономики при одновременном повышении экономического и социального благополучия населения.
Опираясь на мировой опыт в нашей стране необходимо выработать высокоэффективную научно-инновационную систему, позволяющую объединить через разветвленную систему горизонтальных связей всех участников данного процесса: научный потенциал университетов и исследовательских институтов, инновационное предпринимательство на предприятиях и в организациях, инновационную и финансовую инфраструктуру. Успешное решение поставленных амбициозных задач возможно лишь при условии эффективного функционирования национальной инновационной системы, которая в настоящее время пока имеет лишь фрагментарный характер.
Поэтому, в новом Законе РК «О науке» предложено ввести понятие Национальной инновационной системы, под которой понимается совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие научно-инновационной деятельности Республики Казахстан. Но при создании НИС важно не слепо копировать существующие в других странах ее варианты. Нам надо не догонять, а, используя лучший мировой опыт, внедрять свои достижения и подходы в формировании национальной инновационной системы, оптимальным образом распределяя ресурсы по всем стадиям цикла. Сегодня, кто предложит лучшую инновационную систему, тот получит преимущества.
Складывающаяся ситуация свидетельствует об отсутствии у нас такой целостной системы, что обусловлено в первую очередь, неработоспособностью технологического коридора по созданию инновационной продукции: идея – инновационное предложение – НИОКР – опытный образец – производство - рынок. Данная модель должна базироваться на «треугольнике знаний», который объединяет научные исследования, образование и инновации и является основным фактором в достижении амбициозных целей.
Так, идеи формируются по результатам фундаментальных исследований, опирающихся на предыдущий опыт и позволяющих получать новые знания в ходе творческой деятельности ее субъектов действующих в специфической отрасли, в инфраструктуру которой входит совокупность организаций, учреждений, лабораторий, полигонов. Но даже на этой стадии мы имеем проблемы. Для осуществления данного процесса наши ученые должны быть обеспечены соответствующим финансированием, в полной мере иметь доступ к современным достижениям мировой науки, самостоятельно получать новые знания, осуществлять их трансферт в производство, адаптируя к существующим технологиям. Для этого необходимы современные исследовательские лаборатории и научно-производственные объединения и информационные сети, тесно интегрированные в мировое сообщество. Должен быть определен статус ученых, и созданы условия для их продуктивной деятельности. В противном случае, эффективность генерации идей будет оставаться на низком уровне. Сама по себе наука затратная, но генерация и распространение знаний это национальные активы, которые в случае их коммерциализации и использования могут принести значительные политические и экономические дивиденды.
Существующая же модель отбора и финансирования фундаментальных исследований, в большинстве своем по форме и заявленным демпинговым ценам, а не по содержанию, изначально лишает многие перспективные
научные направления денежных средств. Данный подход ориентирован лишь на составление отчетов на основании полученных еще в советское время научных результатов, многие из которых сейчас устарели и не востребованы современной экономикой. Он не учитывает состояние формирующихся новых лабораторной и исследовательской базы в казахстанских университетах и научно-исследовательских организациях, научных школ и их достижений. В результате на сегодняшний день складывается дефицит оригинальных научных идей, которые в будущем могли бы развиться в значительные инновационные проекты.
К сожалению, у нас в стране этап формирования инновационного предложения практически не финансируется. Поэтому цепочка между фундаментальными и прикладными исследованиями часто разорвана. В мировой практике такие работы обычно поддерживаются грантовым старт-ап финансированием, что обеспечивает успех в коммерциализации результатов научных исследований. Именно с этого момента начинается стадия инноваций, способная привести к значительным технологическим прорывам экономическому благосостоянию.
В современном обществе участие университетов и научно-
исследовательских организаций в генерации знаний и их конверсии в инновационные продукты и процессы, востребованные рыком, содействуют повышению их конкурентоспособности на глобальном научно-образовательном пространстве. Поэтому опытно-конструкторские работы, затраты на которые на порядки выше предыдущих стадий, должны финансироваться частным бизнесом. И здесь необходимо использовать механизмы льготного кредитования и налогообложения. В Казахстане, из-за отсутствия этих механизмов, частный бизнес не заинтересован вкладывать средства в данную сферу. В итоге, отсутствует спрос на инновации.
Первым шагом на этом пути должно стать создание эффективной законодательной базы, регламентирующей все взаимоотношения между субъектами образовательной и научно-инновационной деятельности. Даже в последней редакции закона «О науке», над которым сейчас идет работа, отсутствует схема превращения научных знаний в конечный коммерческий продукт. Предлагаемые формы финансирования науки (базовое, грантовое и программно-целевое) без использования косвенных механизмов не смогут заинтересовать бизнес вкладывать средства в научно-инновационную сферу. В таких условиях в дальнейшем будет только усиливаться разрыв между наукой и производством, а вопрос востребованности научных разработок останется по-прежнему открытым. Необходимо чтобы результаты фундаментальных и
начальных этапов прикладных исследований подхватывались нашим и международным бизнесом и далее развивались на конкретных предприятиях. А для этого необходимо предоставить налоговые преференции предприятиям, направляющим собственные средства на научную и научно-техническую деятельность, освободить от таможенных пошлин и уплаты налога на добавленную стоимость импорт товаров ввозимых на территорию Республики Казахстан для проведения научных исследований. К сожалению, в последнее время налоговые преференции представляются только в сырьевом секторе.
Сфера науки и инноваций по-прежнему платит налоги в полной мере.
В результате опытно-конструкторские работы по созданию инновационной продукции не получают необходимой финансовой поддержки, а следовательно отсутствуют и условия для ее создания. Бюджетных же средств хватает только на покупку готовых технологий (не всегда лучших) или конструкторской документации, созданных в других странах. С таким подходом мы инвестируем развитие науки и инноваций других стран, в то время как в Казахстане данные проблемы остаются не решенными.
К созданию опытных образцов новой продукции должен также подключаться частный бизнес. Работая в тесном тандеме с институтами развития, они должны создавать наукоемкие производства, внедрять новые индустриальные звенья более высоких пределов, продвигать инновационную продукцию на рынок. Но, к сожалению, в нашем законодательстве нет механизмов, для развития данного процесса. Новый подход требует выработки действенного механизма взаимодействия всех участников технологического коридора (организаций высшего образования и науки, производства,
технопраков, институтов развития и бизнеса).
Важным инструментом для успешного функционирования всех стадий создания инновационного продукта являются специализированные зоны высоких технологий, в пределах которых используются специальные лизинговые инструменты, действует льготная аренда или специальный налоговый и таможенный режим. Базисным фактором является вхождение в зону университета, что обеспечивает приток инновационных идей и высококвалифицированных
Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства