Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37
Еще одним фактором, сдерживающим модернизацию казахстанской экономики и динамику инновационного процесса, остается низкий уровень инвестирования в сферу НИОКР. В отсутствии спроса на технологические инновации, вероятный успех большинства программ передачи технологии останется низким. В этом отношении, очень существенной является государственная политика (целевые программы через госзаказы или госзадания), направленная на стимулирование компании инвестировать в инновации либо через их собственные лаборатории, либо через заказы научным организациям. Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование системы управления наукой с целью концентрации финансовых средств, кадрового и научно-технического потенциала на приоритетных направлениях науки, и в первую очередь – на обеспечение нужд эффективного развития реального сектора экономики страны, особенно в тех отраслях, где Казахстан уже имеет конкурентоспособные результаты. Здесь же, необходимо отметить, что темп финансовых инвестиций в НИОКР должен быть совместимым с темпами развития человеческих ресурсов, которые могут эффективно использовать инвестиции. Также необходимо создать условия для трансферта и коммерциализации результатов научных разработок и введения их в хозяйственный оборот.[17]
Практика зарубежных стран подтверждает, что локомотивом инновационного развития является малый бизнес-сектор наиболее гибкий и восприимчивый к идеям новаций и преобразований. Анализ их деятельности показал, что малые предприятия, занятые в инновационной сфере, в развитых странах, на 1 % затрат внедряют в 17 раз больше нововведений и научных разработок, чем крупные предприятия. Но в нынешних условиях более 85 % малых предприятий республики не связаны с инновационной деятельностью, что объясняется низкой привлекательностью инноваций и незнанием позитивных сторон инновационной сферы для развития предпринимательской деятельности. Тем не менее, те, малые предприятия которые связанные с этим в республике т.е. инновационной деятельностью осуществляются в двух принципиально различных организационных формах: индивидуального предпринимательства; коммерческих и некоммерческих организаций самостоятельных юридических лиц с правом осуществления хозяйственной деятельности от его имени и в т.ч. с участием государства.
В современных условиях малые инновационные предприятия характеризуют две группы признаков, имеющих существенное значение для построения системы управления: признаки, отражающие их целевые функции, и признаки, влияющие на организационные формы предприятия. Количество собственников в них часто определяется исходной потребностью в инвестициях или сложностью научно-производственных процессов, построения механизма хозяйствования. Малые инновационные предприятия делится на специализированные и диверсифицированные (многопрофильные) предприятия. Малые инновационные предприятия в целом пространственная организация, которая определяется характером осуществляемых процессов, составом контрагентов, кооперацией, разделением трудовых процессов, структурой поставщиков.
Малые предприятия в основном осуществляют инновации, не требующие значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. Они способны в наибольшей степени снижать социальную неопределенность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.
Одно из главных препятствий на пути развития инновационной деятельности- недостаток финансовых ресурсов. Это относится в равной мере как к собственным средствам предприятий, так и привлеченным, образуемым за счет кредитов и долевого участия партнеров.
Расширять и модернизировать производство исключительно из прибылей в нынешних условиях могут только крупные промышленные предприятия-монополисты, располагающие стабильным или расширяющимся рынком сбыта.
Таким образом, одна из самых актуальных проблем – финансирование малого бизнеса. Существует несколько источников, из которых малые предприятия черпают заемные средства: частные кредиторы; венчурные фонды; кредитные потребительские кооперативы; бюджетные кредиты, в т.ч. выдаваемые региональными фондами поддержки малого предпринимательства; кредитные организации.
Пока основным источником заемных средств для малого бизнеса являются кредитные организации. На данный момент доля малых и средних предприятий в общем объеме банковского кредитования составляет только 5-10 %.
Государством предприняты практические шаги по реализации Стратегии индустриально – инновационного развития Республики Казахстан на период 2003-2015 гг. Создана система институтов развития, включающие: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центры инжиниринга и трансферта технологий и маркетингово-аналитических исследований, каждый из которых имеет свою специализацию по видам деятельности и по проводимым операциям.
В данной системе Инвестиционный фонд Казахстана оказывает финансовую поддержку инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий, как в Казахстане, так и за рубежом; Банк развития Казахстана финансирует инициативы частного сектора и государства путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных; Национальный инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики в целях создания высокотехнологичных отраслей экономики (такие как информатика, электроника, биотехнология и др.); Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций занимается содействием экспорту товаров и услуг казахстанских производителей.
Особое место занимают Центры инжиниринга и трансферта технологий и маркетингово - аналитических исследований, представляющие собой сервисные организации для реализации проектов, в частности «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию». В настоящее время проводиться поэтапный проект, по которому определены и ведется активная работа в целях создания кластеров по следующим основным перспективным направлениям: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Текстильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика».
Основная миссия всех перечисленных финансовых институтов заключается в содействии осуществления государственной индустриально инвестиционной политики путем финансирования перспективных проектов. Говоря о перспективных проектах, необходимо отметить, что до начало международного финансового кризиса, по займу Азиатского банка развития (АБР) было профинансировано 93 проекта на общую сумму 54 422,7 тыс. долл. По программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) было выдано 148 000 кредитов на общую сумму 904 млн. долл. Наибольшая доля прокредитованных проектов приходится на малые кредиты(551 млн. долларов или 61 %).
В финансировании малых инновационных предприятии важную роль должна играть местная инвестиционная политика, целью которой является создание механизма продвижения инвестиций в создание объектов предпринимательской деятельности, в первую очередь избравшие производство наукоемкой продукции, причем на всех стадиях этого процесса: от отбора перспективных проектов и подбора кадров для их реализации до инвестирования и помощи в управлении проектами.[18]
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан
Анализ инновационного развития в Казахстане показывает, что инновационной деятельности в стране отводится большая роль. Вместе с тем необходимо отметить, что инновационная деятельность в республике пока не является источником повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, заметного прорыва в области инновационного развития экономики страны не произошло. Одной из проблем инновационного развития в Казахстане на сегодняшний день является незавершенность научных исследований, их отрыв от производства. Проводимые прикладные разработки не имеют продолжения в виде коммерциализации и внедрения в производство. По данным Агентства РК по статистике (рисунок 1), в Казахстане в 2006 и 2007 годах инновационно-активными были признаны 4,8% предприятий. Однако в 2008 году этот показатель ухудшился, снизившись до 4%. В 2009 году ситуация не улучшилась и фактически осталась на прежнем уровне. В 2010 году инновационная активность не значительно, но начала расти и увеличилась на 0,3%.
Рисунок 1. Уровень инновационной активности
Как отмечают статистики, в 2008 году научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями, конструкторскими, проектно-конструкторскими и технологическими организациями страны на фундаментальные исследования было освоено 4,3 млрд. тенге. При этом в 2008 году на предприятиях и организациях республики действовало 745 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений со списочной численностью 10781 чел. В том же году в приобретении новых технологий участвовали 594 предприятия, а в их передаче – 337. В качестве наиболее активных импортеров новых технологий выделяются предприятия обрабатывающей промышленности 204 (34,3%) и хозяйствующие субъекты, связанные с вычислительной техникой 144 (24,2%). Примечательно, что промышленные предприятия Казахстана используют широкий спектр форм приобретения новых технологий. Наиболее популярной формой приобретения новых технологий является покупка оборудования – 331единица (55,7%), в том числе за пределами республики – 205 (34,5 %), из них в странах СНГ – 63 единицы (10,6%). Данные по приобретению прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей составили 149 единиц (25,1%). Наименее популярные формы приобретения – приобретение результатов исследований и разработок – 4 (0,7%).
Как видно по итогам проведенного анализа, инновационная деятельность на промышленных предприятиях страны находится на низком уровне. В 2008 году 447 хозяйствующих субъектов Казахстана имели технологические инновации из 11172 предприятий, на которых было проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности (в 2007 году – 526 предприятий). По оценкам восприимчивости предприятий промышленности к инновационным процессам, которая характеризуется долей активных предприятий, инновационная активность предприятий Казахстана в 2008 году составила 4,0 %. Для сравнения: доля инновационно-активных предприятий в США составляет около 50%, Турции – 33, Венгрии – 47, в Эстонии – 36, в России -9,1%.[19]
Общие затраты на технологические инновации в 2008 году составили 113460,1 млн. тенге в том числе затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями составили 65,3%, на исследование и разработку новых продуктов, производственных процессов направлено – 15,7%, на приобретение новых технологий всего – 2,6%, что усиливает тенденцию к инновационной зависимости от промышленно развитых стран.
В 2010 году объем инновационной продукции в Казахстане увеличился по сравнению с 2009 годом на 72,7% и составил 59569,4 млн. тенге. Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что Казахстан перестает сильно зависим от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобы управлять и модернизировать свою индустриальную основу. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимала продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям – 81%, продукция подвергавшаяся усовершенствованию составила 14%, и прочая инновационная продукция – 5%. Основными видами инновационной деятельности предприятий, имеющих завершенные инновации, являются: внедрение новых технологий, оборудования, материалов – 54%, научно-исследовательская деятельность – 11%, проектно-конструкторская деятельность – 5,3%, участие в научно-технических программах – 2,9%.
Рассмотрим инновационную активность в Республике Казахстан по формам собственности.
Таблица 1
Инновационная активность предприятий по формам собственности
| Общее число предприятий, единиц | Количество инновационо-активных предприятий, единиц | Доля инновационо-активных предприятий, % |
2008 год | |||
Всего, в том числе | 11 172 | 447 | 4,0 |
Государственная собственность | 728 | 56 | 7,7 |
Частная собственность | 9938 | 361 | 3,6 |
Собственность других государств, и их юридических лиц | 506 | 30 | 5,9 |
2009 год | |||
Всего, в том числе | 10 096 | 399 | 4,0 |
Государственная собственность | 582 | 47 | 8,1 |
Частная собственность | 9012 | 331 | 3,7 |
Собственность других государств, и их юридических лиц | 502 | 21 | 4,2 |
2010 год | |||
|
|
|
|
Всего, в том числе | 10 937 | 467 | 4,3 |
Государственная собственность | 574 | 56 | 9,8 |
Частная собственность | 9808 | 391 | 4,0 |
Собственность других государств, и их юридических лиц | 555 | 20 | 3,6 |
Примечание: Таблица составлена по данным агентства по статистики Республики Казахстан |
Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства