Финансирование инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа построена на том что, освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. В современных условиях повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства является одной из наиболее актуальных проблем казахстанской экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА …………………………………………….5
1.1 Формы и источники финансирования инновационной
деятельности …………………………………………………….….……5
1.2 Зарубежный опыт и источники финансирования инновационной
деятельности………………………………………………………………14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА ………………………..19
2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства
в Республике Казахстан ………………………………………………….19
2.2 Анализ финансирования инновационного предпринимательства на примере Республике Казахстан………………………………………….22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....37

Файлы: 1 файл

Курсовая по фки.doc

— 239.00 Кб (Скачать)
t-align:justify">В ведущих странах мира инновационный процесс финансируется в виде капитала, как частного, так и государственного. Наибольшее значение для развития инновационных проектов имеет финансирование НИ-ОКР (НИОКР - Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Работы) как важного, а зачастую основополагающего звена в инновационном процессе.

В США финансовые ресурсы поступают как от государства, так и частных фирм и организаций. Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35% – из федерального бюджета (около 200 млрд. дол. США); 60% - за счет собственных средств производственных компаний; 5% - из средств правительств  штатов, органов местного самоуправления.

Финансирование сосредоточено как на приоритетных технологических (биотехнология, энергетика, электроника, здравоохранение), так и отраслевых направлениях (аэрокосмическое, военно-промышленное и т.д.).

Около 75% НИОКР в аэрокосмической промышленности производится на государственных ассигнованиях. Научные исследования на производство новых материалов на 35% финансируются государством.

Преимущественная часть данных разработок финансиру¬ется федеральным правительством через систему грантов. Исполнительная власть в США является проводником национальной политики в сфере инновационной деятельности. При этом федеральное правительство не имеет централизованного органа управления научными разработками и данную деятельность осуществляет через небольшое число агентств и компаний. Коммерциализацию результатов НИОКР регулируют более 20 законов и указов президента США, обеспечивающих баланс интересов частных компаний – потребителей НИОКР, университетов и государства как основного инвестора НИОКР.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

В настоящее время в европейских государствах возрастает значение наукоёмких производств и высокотехнологических изделий. Европейские страны с начала 1990-х годов активно стимулируют инновационное предпринимательство. В системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы, так и косвенные формы (налоговые льготы, льготных правительственный кредит, амортизационные списания).

Такой тип поддержки активно применяется во Франции, Австрии, Швеции ит.д.

Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний. Государственная поддержка инновационных процессов в странах Западной Европы направлена в основном:

•              на стимулирование инновационных процессов;

•              поощрение сотрудничества университетов и межфирменной кооперации;

•              совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности;

•              совершенствование информационных услуг;

•              совершенствование антимонопольного законодательства.

Большая часть финансирования инновационных процессов приходится на так называемое косвенное финансирование, к которому относятся:

•              выделение субсидий (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;

•              развитие системы венчурного финансирования;

•              развитие фондовых рынков;

•              укрепление институциональных (пенсионных) фондов;

содействие частным инвестициям («бизнес-ангелы»);

•              развитие сферы образования;

•              подготовка профессиональных и управленческих кадров;

•              формирование управленческих консультационных фирм;

•              создание научно-технических информационных центров;

•              разработка иммиграционного законодательства.

Европейские государства стремятся содействовать кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации, выступая в роли посредника (брокера). В этих странах также действуют программы по поддержке приоритетных направлений науки, где осуществляется традиционное прямое финансирование. Широкое распространение получила кластерная философия – концентрация усилий государства на поддержке инновационной деятельности и создании новых кооперационных связей между компаниями и вузами, ранее не находившимися во взаимодействии друг с другом, для содействия научным исследованиям по определенным направлениям и индустриальному развитию территорий. Кластеры помогают предприятиям быть конкурентоспособными, так как в одном или нескольких интегрированных кластерах производится разработка нового продукта и оборудования по его производству. Цель кластеров – разработать новый вид продукта, сырья, материалов и оборудования по их изготовлению и найти потенциальных потребителей результатов НИОКР.

Значительное внимание европейские правительства уделяют развитию патентного законодательства и аспектов его практического применения.

Так, например, в части поддержки малого и среднего бизнеса, занимающегося инновационным предпринимательством, европейские государства ввели бесплатное предоставление патентной информации малым и средним предприятиям.

ЯПОНИЯ

В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует правительство Японии. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий.

Инновационное предпринимательство Японии не получает большой помощи на выделение финансирования промышленных НИОКР: на долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР. Но зато правительство принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.

Министерство внешней торговли и промышленности Японии осуществляют разработку крупных национальных программ (космические исследования, биотехнология, генетика, экология, новейшие не-традиционные источники энергии и т.д.). Государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 90-х годов в Японии составляли около 3,5% ВНП.

Наиболее полно инновационная деятельность японских промышленных предприятий реализуется во внутрикорпоративных подразделений в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Зачастую внутренние венчурные подразделения создаются на базе существующих отделений корпораций. Неразвитость механизма финансирования независимых внешних венчурных компаний компенсируется различными видами эффективных межфирменных и внутрифирменных взаимодействий в инновационном процессе. В 80-х годах ХХ века вокруг ведущих корпораций Японии сформировалось плотная сеть многоярусных субподрядов и вертикально-горизонтальных предпринимательских групп «кэйрецу», которая объединила фирмы малого, среднего и крупного размера на основе финансово-кредитных, акционерных, функционально-производственных связей. Эти объединения действуют на основе временных совместных инновационных предприятий или исследовательских ассоциаций.

Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

•              финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

•              финансирование НИОКР из различных фондов;

•              льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;

•              государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

•              льготное кредитование перспективных НИОКР;

•              национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);

•              защита японского производителя от конкуренции;

•              создание условий для получения новых технологий из других стран;

•              импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

•              привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

•              согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.

Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство:

•              Японский центр ключевых технологий – помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;

•              Организация по развитию новых источников энергии способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует

международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.

Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний-подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. в Японии было выделено свыше 38 млрд. дол. США.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ финансового обеспечения инновационного   развития                                               предприятий Казахстана

 

2.1 Проблемы финансирования инновационного предпринимательства

в Республике Казахстан

 

 

Динамичное развитие инновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики. Такая высокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационной системы и создание институтов поддержки инновационного процесса. По данным ООН, сегодня Казахстан даже не входит в двадцатку высокотехнологичных наций мира. В первую десятку государств с инновационной экономикой входят Финляндия, США, Швеция, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия и Сингапур. Далее следуют Китай и Индия.

В качестве основных факторов, препятствующих повышению инновационной активности предприятий, можно выделить:

- неготовность большинства научных разработок технологий и продуктов и выходу на рынок, что резко снижает ценность предлагаемых технологий в глазах потенциальных партнеров;

- неприемлемые условия инвестирования и кредитования;

- недостаточная платежеспособность заказчиков;

- высокая стоимость нововведений;

- недостаточность собственных финансовых средств;                           

- недостаточность развития инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, такие как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рисковых рискового финансирования и др.

- невысокая финансовая поддержка со стороны государства.[16]

Основной причиной того что инновационные разработки остаются только идеями и не внедряются является: когда ученые что-то изобретают, то они идут в банк, к бизнесменам, в государственные органы и презентуют там свою идею. Но идею финансировать никто не хочет. Деньги выделяют только под готовый проект. Ученым сложно трансформировать свою идею в проект, который бы окупал себя и приносил прибыль.  Одно из решений этой проблемы, которое сейчас обсуждается в правительстве, – это создание сети офисов коммерциализации. Сейчас в Казахстане ученые и предприниматели не понимают друг друга. Одни говорят на языке математических уравнений и химических формул, другие – на языке денег. Поэтому задача офиса коммерциализации заключается в том, чтобы, взяв идею ученых и оценив ее, разработать готовый проект, который убедит бизнесмена в выгодности внедрения инновации.

Информация о работе Финансирование инновационного предпринимательства