Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:46, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Представители теории экономики предложения
считают, что не надо зацикливаться
на идее бюджетного равновесия. Проблема
заключается в другом - в создании
эффективного конкурентного рынка,
который насытит рынок
Приведенный аргумент был бы достаточным, если бы государство имело твердые ограничения в росте своих расходов. Но такие преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолеваться, тем более что потребности финансирования государственных начинаний постоянно возникают. Проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном рынке. Эта проблема учитывается при разработке экономической политики государства и ее составной части - финансовой политики.
Существуют различные
Первый подход состоит в необходимости
полного ежегодного покрытия государственных
расходов доходами. Простота и очевидный
экономический смысл делают данную
концепцию привлекательной. Вместе
с тем требование ежегодной сбалансированности
противоречит необходимости проведения
антициклической политики, поскольку
значительно снижает ее действенность.
Так, если экономика находится в
фазе кризиса, то безработица растет,
доходы экономических субъектов
падают, снижаются налоговые
Второй подход основан на необходимости
сбалансирования бюджета в
Согласно третьему подходу целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано.
Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами.
С самого начала 1990-х гг. преобразования
национального хозяйства
В качестве главных стратегических направлений бюджетная политика предусматривает:
а) снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности уменьшение налоговых ставок, отмену неэффективных и оказывающих отрицательное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот. Так, налог на доходы физических лиц снижен до 13%, налог на прибыль организаций - до 24%;
б) упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан;
в) концентрацию финансовых ресурсов на решении приоритетных задач. Такими приоритетами являются: обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, совершенствование судебной системы, воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы;
г) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры (текущего состояния) мировых цен; поддержка предприятий, входящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;
д) создание эффективной системы
управления государственными финансами,
в том числе перевод бюджетов
всех уровней на казначейское исполнение,
позволяющее обеспечить контроль общества
за использованием бюджетных ресурсов.
Под казначейством
Положительный результат новой
бюджетной политики состоит в
том, что впервые достигнут
Важной новой чертой бюджета 2002 г. должно стать отсутствие стремления правительства к получению иностранных кредитов, имеющих государственные гарантии, и кредитов от международных финансовых организаций. Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетная реформа.
Главная проблема ее - повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Предполагается также упорядочить межбюджетные отношения, что приведет к сокращению перелива средств с одного уровня бюджетной системы на другой и повысит заинтересованность мест в усилении финансовой самообеспеченности.
Считается, что реализация задач, поставленных
в бюджетной реформе может
привести к экономии государственных
средств в размере 10-15% объема бюджета.
Правительство приняло
Бюджетная реформа носит комплексный
характер и помимо уже названных
направлений включает другие важные
мероприятия. Предполагается осуществить
реформирование бюджетной классификации,
выделить в составе общего бюджета
бюджеты действующих и
Преобразования бюджетной
Правительство впервые рассматривает
проект перспективного трехлетнего
бюджета. Сам по себе - это позитивный
факт, который означает, что российское
правительство, формируя финансовую политику,
начинает исходить из перспективных
задач. Разработанный сегодня
Однако проблему экономического роста
правительство до сих пор пытается
решить, делая акцент только на монетарных
методах путем использования
модели «инвестиционной функции», в
соответствии с которой инвестиции
напрямую зависят от реальной ставки
процента. Основной теоретический посыл
этой модели заключается в том, что
увеличение объема государственных
закупок ведет к равному
Увеличение предложения
В сложившейся ситуации правомерно поставить вопрос о практической ценности принимаемых перспективных решений в трехлетнем бюджете до 2008 г. Дело в том, что из-за отсутствия экономических механизмов их обеспечения они не могут быть воплощены в жизнь. Сегодня государство озабочено проблемой, «куда деть лишние деньги». Сегодня государство, с одной стороны, не создает бизнесу условий для развития экономики, а с другой - само не в состоянии активно в нем участвовать. Из этого втекает и его политика: сложить деньги в «кубышку» и хотя бы отдать долги тем, кто сможет использовать средства более эффективно. Если руководствоваться этой логикой, можно и поддержать одобренный правительством проект трехлетнего бюджета до 2008 г., но не с позиции правильности его стратегии, а исходя из этого, что ничего лучшего оно делать, не умеет.
В. Ролк в Российском экономическом журнале представил структуру и динамику расходов федерального бюджета в 2004-2005 годах.
Пример:
Экономика страны характеризуется следующими данными:
ВВП (Q)= 100 млрд. долл., бюджетный дефицит - 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (M) - 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.
Бюджетный дефицит может быть покрыт
за счет дополнительной денежной эмиссии.
Какие последствия для
Решение: V = PQ / M = 100 / 20 = 5
Покрытие дефицита за счет дополнительной эмиссии увеличило денежную массу на 5 млрд. долл., т.е. денежная масса составила 20 + 5 = 25 млрд. долл.
Если скорость обращения одной денежной единицы постоянна, то можно рассчитать уровень цен
P = MV / Q = 25 * 5 / 100 = 1, 25, т.е. уровень цен повысится на 25%, а это приведет к инфляции.
2.3 Анализ федерального бюджета за 2006-2008 гг.
Динамика доли расходов и доходов в федеральном бюджете на соответствующий год (2, 3, 4)
Таблица 2. Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы
год |
Доля расходов в ВВП, % |
Доля доходов в ВВП, % |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
16,9 16,3 20,9 17,7 18,6 17,8 |
23,7 22,7 23,8 20,7 19,5 18,5 |
|
Таблица 3. Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы
год |
Доходы Федерального бюджета, трлн. Руб. |
Расходы федерального бюджета, трлн. Руб. |
ВВП, трлн. Руб. |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
4,979 6,17 7,444 8,057 8,706 9,408 |
3,539 4,431 6,531 6,902 8,283 9,935 |
21 27,22 31,22 38,952 44,565 50,781 |
|
Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы