Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Файлы: 1 файл

гос управление.docx

— 65.56 Кб (Скачать)

Тема: «Федеральный бюджет и  его роль в развитии экономики  и социальной сферы»

Введение

Тема «Бюджет, его роль в развитие экономики и социальной сферы», мне интересна, потому что  в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для  нашей страны. Так как он напрямую влияет на повышение устойчивого  экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие  положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса  и снижение уровня процентных ставок.

Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением  государством своих обязательств.

Федеральный бюджет как явление  в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху  капитализма (феодализм не знал единого  документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета  многогранное, и в частности, оно  состоит в том, как законодательный  орган утверждает объемы доходов  и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители  реализуют волю народа.

Объектом является центральный  фонд денежных средств государства.

Предметом федерального бюджета  является регулирование и формирование основных средств федерального бюджета, а как же распределение регулирующих доходов.

Основной целью дипломной  работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит  от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых  изменений.

Поставленная цель требует  решения ряда взаимосвязанных заданий:

- изучить экономическую суть таких понятий как доходы и расходы федерального бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг;

- проанализировать расходы и доходы федерального бюджета;

- изучить особенности формирования федерального бюджета;

- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета.

- дать оценку развитии Федерального бюджета на современном этапе и дать оценку бюджетной политики как важнейший инструмент в борьбе с кризисом.

1 Сущность и структура федерального бюджета РФ

1.1 Понятие, сущность, функции и особенности Федерального бюджета

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральный  бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии. Основными задачами бюджетной  политики на 2004 год и среднесрочную  перспективу являются:

- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста;

- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;

- повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование управление государственным долгом. Особенностью проекта федерального бюджета на 2004 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной  части бюджета, осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической  конъюнктуры цен на товары российского  экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким  образом, в соответствии с Бюджетным  Посланием Президента Российской Федерации  дополнительные доходы, зачисляемые  в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной  базы консолидированного бюджета уровень  непроцентных расходов в 2003 году несколько  снизился в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Основными задачами в области  налоговой политики в 2004 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для  вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2004 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые  в предстоящие годы будут иметь  определяющее воздействие на рост экономики. Достижение поставленных задач предусмотрено  осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2004 году предусмотрено снижение налогового бремени на 2,1% ВВП, а также  создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2004 году предусмотрены  следующие ключевые изменения налоговой  политики:

1. Снижается ставка налога  на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой  всех налоговых льгот, что помимо  снижения налоговой нагрузки  направлено на развитие предпринимательской  деятельности и инвестиционной  активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений  на отнесение налогоплательщиками  на затраты расходов, связанных  с извлечением прибыли, среди  которых расходы на рекламу,  медицинское и имущественное  страхование, либерализация амортизационной  политики и др. Предусмотрено  также включение в затраты  расходов организаций на освоение  природных ресурсов, что позволит  компенсировать часть отчислений  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы, остающейся в настоящее  время у предприятий. Реализация  мер по совершенствованию уплаты  налога на прибыль позволит  снизить налоговое бремя на  налогоплательщиков в размере  197.8 млрд. рублей или 1.9 процента  к ВВП.

2. Отменяются льготы при  уплате налога на добавленную  стоимость связанные с налогообложением  работ по строительству жилых  домов, производимых с привлечением  средств бюджетов всех уровней  при условии, что такие средства  составляют не менее 50% стоимости  этих работ, лекарственных средств,  изделий медицинского назначения  и медицинской техники (кроме  жизненно необходимых), продукции  средств массовой информации.

4. Индексируются специфические  ставки акцизов на 12 процентов  по всем подакцизным товарам  исходя из прогнозируемого среднего  темпа инфляции в 2004 году. Кроме  того, отменяются льготы при взимании  акциза при реализации сухого  отбензиненного газа за пределы  Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого  роста цен проиндексированы специфические  ставки налогообложения по земельному  налогу (на 12%), по платежам за пользование  водными объектами (в среднем  в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).

Бюджетная политика в следующем  году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых  в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года. 
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт.

Несмотря на проведение жесткой  бюджетной политики в предстоящем  году расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости  достижения важнейших социальных и  экономических задач.

Эластичность реформирования денежного довольствия позволит равномерно распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и обеспечить финансовыми  ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации. 
Формирование расходов на текущее содержание «силового» блока предусматривает сокращение численности личного состава министерств и ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в 2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее предусмотренное на 2003-2004 годы.

Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение  финансовыми ресурсами базовых  услуг, прежде всего, образования и  здравоохранения; сокращение социального  неравенства на основе перераспределения  социальных расходов государства в  пользу наиболее уязвимых групп населения.

Ключевым элементом социальной реформы в 2004 году является повышение  роста денежных доходов населения  и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения  пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы  и усиления адресности социальной поддержки  населения. В качестве этапа реализации социальной реформы в 2004 году предусматривается  осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные  изменения в системе оплаты труда  работникам бюджетных организаций  позволят в среднем в 1.89 раза увеличить  тарифную часть фонда оплаты труда  работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Проведенные в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволили установить одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого  разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение  прожиточного минимума пенсионера и  базовой части трудовой пенсии с  соотношением прожиточного минимума трудоспособного  населения и ставки 1 разряда ETC. В  перспективе это позволит индексировать  уровень базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с  уровнем инфляции.

Основными функциями федерального бюджета являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с  оборота и платежей из прибыли.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы  претерпели коренные изменения.

1.2 Бюджетное устройство  и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система - главное  звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными  и политическими процессами в  государстве. Бюджетная система  унитарного государства состоит  из двух звеньев - государственного и  местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит  из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы