Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Файлы: 1 файл

гос управление.docx

— 65.56 Кб (Скачать)

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- финансовая помощь другим бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

ВЫВОД:

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном  виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

2. Особенности регулирования Федерального бюджета

2.1 Особенности регулирования Федерального бюджета. Профицит и дефицит бюджета

бюджет федеральный дефицит  профицит

Если экономика находится  в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства  сбережений S и инвестиций I: I=S. В  более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического  равновесия можно представить как S + T = I + G, поскольку к сбережениям  домашних хозяйств S прибавляются доходы государства, состоящие в основном из налогов T, а к частным инвестициям  добавляются государственные расходы G.

Преобразовав последнее  уравнение, получим S - I = G - T. Согласно данной формуле разница между сбережениями и инвестициями равна разнице  между государственными расходами  и доходами, то есть дефициту государственного бюджета, если текущие расходы, или  профициту, когда текущие доходы государства превышают его расходы. Превышение сбережений над инвестициями идет на покрытие бюджетного дефицита.

Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство  расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые  платежи поступают в меньших  размерах по сравнению с надеждами  правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный  долг.

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния  экономики страны, поэтому неэффективная  экономика неизбежно порождает  трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве  национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним  способом пользуются кейнсианцы для  стимулирования экономического развития в периоды спада.

Следует различать структурный  и циклический дефицит государственного бюджета. Данное разграничение основано на различии его структурной и  циклической частей. Размеры структурной  части бюджета определяются действием  дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит  от колебаний деловой активности.

Если фактический государственный  бюджет отражает фактические денежные доходы, расходы и дефицит за год, то структурная часть бюджета  охватывает доходы, расходы и дефицит, которые имели бы место, если экономика  функционировала на уровне потенциального выпуска. Циклический бюджет представляет собой разницу между фактическим  и структурным бюджетами.

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономике, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х  годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызывало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998 г. к глубокому экономическому кризису. В настоящее время ситуация изменилась. В 2000 г. профицит консолидированного бюджета Российской Федерации составил 2.9% ВВП. В первом полугодии профицит федерального бюджета был на уровне 4% ВВП. Кроме того, важной новой чертой бюджета 2002 г. должно стать отсутствие стремления правительства к получению иностранных кредитов, имеющих государственные гарантии, и кредитов от международных финансовых организаций.

Выводы о дефиците и  профиците федерального бюджета (в% к ВВП) видны в приведенной  ниже таблице 1:

аблица 1. Дефицит и профицит Федерального бюджета (в % к ВВП)

 

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-), профицит(+)

 

1994

15,8

18,9

- 3,1

 

1995

14,9

20,6

- 5,5

 

1996

13,4

23,4

- 10,0

 

1997

15,1

17,9

- 2,8

 

1998

14,9

18,6

- 3,7

 

1999

13,9

17,6

- 3,7

 

2000

11,9

17,2

- 5,3

 

2001

12,9

14,0

- 1,1

 

2002

16,0

14,6

1,4

 

2003

17,6

14,7

2,9

 

2004

19,4

17,8

1,6

 

2005

18,5

18,0

0,5

 

2006

17,9

17,4

0,5

 

2007

17,8

16,3

1,5

 
         

В связи с постепенным ослаблением  кризиса в бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит.

Если государственные расходы  и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В том числе говорят  о мультипликаторе сбалансированного  бюджета, который всегда равен или  меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета не предполагает абсолютного  устранения любых бюджетных дефицитов  или излишков. Речь идет о сбалансировании  изменений в доходной и расходной  частях бюджета, т.е. о сохранении равенства ?T = ?G, где под символом ?T обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ?G - все изменения  расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы  возросли на ?G, то равновесный объем  производства возрастает на величину

?Y = ?G * 1 / 1- b (1 - t) + m',

где t - предельная налоговая ставка, ?Y - прирост дохода, m' - предельная склонность к импортированию.

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ?Ta = ?G, то равновесный объем выпуска  снизится на величину:

?Y = -?Ta * b / 1 - b (1-t) + m',

Где Ta - автономные налоги, независящие  от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и  т.д.).

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

?Y = ?G * (1 / 1 - b * (1-t) + m' - b / 1 - b * (1-t) + m',

?Ta < 1

Т.е. ?Y < ?G = ?Ta.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически  выражается в превышении мультипликатора  расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов  на величину дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов).

2.2 Балансирование бюджета  и его особенности в России

Государственный долг - текущая и  накопленная задолженность государства, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственный бюджет существенно  меняет состояние денежного рыка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство  покрывает долг за счет печатного  станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет  к расходованию резервов банков и  привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается  снижением покупательской способности  национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает  количество обращающихся денег, что  рождает тенденции, сдерживающие экономический  рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный  банк может проводить политику дорогих  денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег  во время его проплаты. Государство  может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в  период увеличения задолженности и  смягчение во время погашения  долговых обязательств.

Для того чтобы избежать всех названных  последствий, необходимо постоянно  вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы  представили три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

- бюджет нуждается в ежегодном балансировании;

- балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;

- балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Она должна стать следствием формирования эффективной экономики.

Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток - усиление циклических колебаний. Реально  такая политика просуществовала  до 30-х годов. Затем стали применяться  концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды циклических  колебаний. Кейнсианские программы  рекомендуют во время спада прибегать  к государственному долгу, за счет которого и финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно  облегчает и сокращает время  экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному  циклу.

Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы