Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Файлы: 1 файл

гос управление.docx

— 65.56 Кб (Скачать)

бюджет федеральный дефицит  профицит

Из таблицы доходов, расходов и  ВВП за соответствующие годы очевидна тенденция роста как доходов, так и расходов федерального бюджета  РФ.

За 2007 год в федеральный бюджет поступление налогов и сборов составило 766 339 млн. руб., темп роста - 97% к уровню 2006 года. В том числе  в декабре 2007 года поступило 85 701 млн. руб., что на 49% больше поступлений  в федеральный бюджет за аналогичный  период предыдущего года (декабрь 2006 г. - 57 691 млн. руб.)

Структурный состав доходов федерального бюджета за отчетный год складывается следующим образом:

- налог на добычу полезных ископаемых 81%

- налог на добавленную стоимость 13%

- налог на прибыль организаций 4%

- единый социальный налог в федеральный бюджет 2%

Таблица 4. Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы, млн. руб.

 

Налоги

2007 г.

2006 г.

Темп роста

 

Всего

766 339

791 618

97

 

Налог на прибыль организаций

31 706

40 364

79

 

ЕСН в федеральный бюджет

13 771

11 331

122

 

НДС

101 051

140 604

72

 

НДПИ

617 254

597 183

103

 

Остальные налоги

2 557

2 136

1

 
         

Анализ поступлений налоговых  платежей за 2007 год в федеральный  бюджет по основным видам налогов  по сравнению с предыдущим года показал, что темп роста поступлений снизился главным образом по следующим  причинам.

НДС, Прибыль - В 1 квартале 2007 года причиной снижения поступлений является падение  цен на нефть, начиная с сентября 2006 года, при одновременном росте  экспортных пошлин. В январе и феврале 2007 года фактические поступления  по налогу превышали аналогичные  показатели прошлого года, так как  авансовые платежи по налогу на прибыль  на I квартал 2007 года рассчитывались по результатам III квартала 2006 года, когда  цены на нефть достигли максимальных значений. По ряду предприятий в  марте и апреле 2007 года платежи  по налогу на прибыль не производились, так как по итогам 2006 года и I квартала 2007 года налог на прибыль был уменьшен, вследствие чего образовалась переплата, исключающая рост поступлений в  ближайшие месяцы. Во втором полугодии 2007 года наблюдается снижение объемов  производства основных крупнейших налогоплательщиков (ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Самотлорнефтегаз, ОАО Славнефть-Мегионнефтегаз, ООО  Лукойл-Западная Сибирь).

Уровень поступления налогов и  сборов за отчетный год относительно индикативных показателей поступления  администрируемых ФНС России доходов  в федеральный бюджет (81 742 млн. руб.) составляет 113%. В декабре 2007 года установленный  контрольный уровень сбора (7 016 млн. руб.) выполнен на 139%.

Профицит федерального бюджета  РФ в 2008 г., по предварительным данным, составил 1 трлн. 697,19 млрд. руб. Об этом говорится в предварительной оценке исполнения федерального бюджета РФ за 2008 г., представленной 20 января Министерством финансов.

Первичный профицит составил 1 трлн. 849,83 млрд. руб.

По доходам бюджет исполнен в  сумме 9 трлн. 258,06 млрд. руб., или 103,3% к  общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.»; по кассовому исполнению расходов - в сумме 7 трлн. 560,87 млрд. руб., или 97,7% к уточненной росписи.

Основные доходы бюджета обеспечены: Федеральной налоговой службой - в сумме 4 трлн. 072,8 млрд. руб., что  составило 101,5% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2008 г.; Федеральной таможенной службой - в сумме 4 трлн. 684,32 млрд. руб., что составляет 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 г.; Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 79,15 млрд. руб., или 134% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 г.; другими федеральными органами - в сумме 421,8 млрд. руб., или 149,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 г.

Динамика поступлений доходов  и расходов в Федеральный бюджет РФ на 1 января 2009 г. (Приложение А, Б, В, Г, Д)

ВЫВОД:

Государственный долг - текущая и  накопленная задолженность государства, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственный бюджет существенно  меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство  покрывает долг за счет печатного  станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет  к расходованию резервов банков и  привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается  снижением покупательской способности национальной валюты, ведет к инфляции. Предоплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его предоплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.

 

Заключение

Федеральный бюджет, являясь  центральным звеном системы государственных  финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство  образует и использует общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство  организует перераспределение общественного  продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству  для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций государства  в современной экономике принято  считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение  национальной обороны, покрытие общих  издержек управления.

А также отражает содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного  его завершения зависит будущее  всей российской экономики.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью  сбалансирован только федеральный  и частично региональный бюджет, местный  бюджет пока остается без денег. Для  этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов. На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение  состава и структуры средств  между уровнями, так и изменение  отношений внутри каждого из уровней  в отдельности. Следует отметить, что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно  видно. Значит, политика в плане бюджета  идет полным ходом, и, причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит  еще решить.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. - М.: Юридическая литература, 2000 - 286 с.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 года №115-ФЗ (в ред.  Федеральных законов от 05.08.2000 №115-ФЗ, от 08.08.2001 №127-ФЗ, от 07.05.2002 №51-ФЗ) «О бюджетной  классификации Российской Федерации» // СПС «Консультант».

3. ФЗ №189 от 26 декабря 2005 года «О Федеральном бюджете  на 2006 год».

4. ФЗ №238 от 19 декабря 2006 года «О Федеральном бюджете  на 2007 год».

5. ФЗ №198 от 24 июля 2007 года  «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

6. Романовский М.В. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 1999.

7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный), М., 1999.

8. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов/ Под ред.  Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 540 с.

9. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

10. Финансы, денежное обращение  и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2000.

11. Глазьев. Социально-экономический  смысл бюджета // Российский экономический журнал. 2004. №9-10.

12. Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-2008 годы) и экономическая политика // Вопросы экономики. 2005. №8.

13. Лушин С. Бюджетная  реформа // Экономист. 2005. №2.

14. Ролк В. Правительственные  бюджетные проектировки на будущий  год: к оценке социального блока // Российский экономический журнал. 2004. №9-10.

15. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. - с. 59-67.

16. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1. - с. 56-71.

17. Селезнев А. Проблемы  бюджетной политики в 2005 году // Экономист. 2004. №12.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы