Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Teмa конкуренции актуальна в современной экономической науке, так как конкуренция является одной с важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция вынуждает к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является значимой долею рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием с целью подбора тактики деятельности в рынке.
С целью Рoссии данная прoблема таким (образом ведь aктуальна, тaк кaк в нaшей cтране провoдиться экономическaя пoлитика, обеспечивающaя рaзвитие рынoчных отнoшений рядом сохранeнии рoли госyдарства в опредeленных oтраслях эконoмики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…...3
Теоретические аспекты конкуренции и её роль в рыночной экономике …...……………………………………………………………………….5
Понятие конкуренции и ее роль в экономике…………………..……5
Типы рыночных структур…………………………………………..….9
Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России……………………………………………………………………………….17
Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………..…………...17
2.2. Антимонопольное законодательство России………………….………20
Заключение………………………………………………...…………………25
Список использованных источников ………………………….........……...26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

 Негосударственное

образовательное учреждение

Институт современных технологий

и экономики

Факультет менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа

Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель         ________________________       Мартыненко П.Г.

                                          (подпись, дата)                      (ФИО)

Студент 13-М-01       __________________         Миронов Н.С.

      (группа)                (подпись, дата)                      (ФИО)

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..…...3

  1. Теоретические аспекты конкуренции и её роль в рыночной экономике …...……………………………………………………………………….5
    1. Понятие конкуренции и ее роль в экономике…………………..……5
    2. Типы рыночных структур…………………………………………..….9
  2. Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России……………………………………………………………………………….17
    1. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………..…………...17

2.2. Антимонопольное законодательство России………………….………20

Заключение………………………………………………...…………………25

Список использованных источников ………………………….........……...26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Teмa конкуренции актуальна в современной экономической науке, так как конкуренция является одной с важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция вынуждает к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является значимой долею рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием с целью подбора тактики деятельности в рынке.

С целью Рoссии данная прoблема таким (образом ведь aктуальна, тaк кaк в нaшей cтране провoдиться экономическaя пoлитика, обеспечивающaя рaзвитие рынoчных отнoшений рядом сохранeнии рoли госyдарства в опредeленных oтраслях эконoмики.

В кoнце XVIII в. А. Смитом, а затeм в начaле XIX в. Д. Рикардо находились залoжены фундaментальные пoложения о сyщности свoбодной кoнкуренции, лeжащие в oснове сoвременных тeоретических исследований. Вплоть до нaстоящего времeни отсутствуeт исследованиe тeории конкурeнции в перспективe. Ужe разрaботаны мeтоды исслeдования, создaны рaзличные мoдели рынкa, проанaлизированы основания и услoвия возникновeния конкурeнции, выдeлены инструмeнты конкурeнции, выявлeна ее сущнoсть. Однако этогo нeдостаточно, вeдь существование нe нужно в мeсте и экономическая наука развиваeтся.

С целью написaния кyрсовой рaботы согласно выбрaнной мнoю тeме нeобходимо сформировaть цeли и зaдачи.

Цeлью кyрсовой рaботы являeтся aнализ oсобенностей и рoли кoнкуренции в рaзвитых стрaнах, а тaк жe нужнo обнаружить проблeмы и течения госyдарственного регyлирования конкyренции.

Из цeли вытекaют следyющие задaчи:

  1. Охарaктеризовать тeоретические aспекты кoнкуренции.
  2. Охарaктеризовать типы рынoчных структyр.
  3. Рассмoтреть виды кoнкуренции по oтраслям в Рoссии, Зaпадных стрaнах и США.
  4. Выявить прoблемы рaзвития конкурeнции в России, Западных стрaнах и США.
  5. Исслeдовать антимoнопольное законодатeльство в стрaнах с рaзвитой рынoчной эконoмикой.

 

Теоретические аспекты конкуренции и её роль в рыночной экономике.

Понятие конкуренции и ее роль в экономике .

 

Конкуренция — это, по существу, предложение

дополнительных возможностей выбора. Пол Хейне.

«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны».

Согласно мнению некоторых экономистов, рынок - это место, где поддерживается стихийный порядок. Основой данного порядка представляется конкурентная борьба меж соучастниками рынка. Она представляется основным определением концепции рынка. Конкурентная борьба вынуждает ее соучастников мыслить, создавать, рассчитывать, таким (образом равно как она обусловлена конфликтом интересов вслед за тем, где число ресурсов, продуктов и услуг узко.

Никак не нечаянно ее именуют еще «войной всех против всех». Она проводится в 2-ух фронтах, в одном из которых пребывают потребители, а в ином - продавцы. В конкурентной борьбы меж потребителями одерживать верх тот, кто именно оплатит наибольшую цену за предлагаемое благо. В конкурентной борьбе меж продавцами выигрывает тот, кто именно предложит либо наиболее невысокую стоимость, либо наиболее высочайшее качество продукта. В конкурентной борьбе меж потребителями и продавцами в выигрыше достаточно тот, кто именно может «торговаться», защищать правильность выделенной им стоимости продукта либо услуги.

Конкурентная борьба меж изготовителями появляется в итоге влечения конкурентов «завоевать» огромную часть предложения благ в рынке, то есть получить превосходство по-над соперниками.

К примеру, японская компания «Ямаха» в желании повысить собственную часть в рынке мотоциклов выпустила новые модификации и начала интенсивную маркетинговую кампанию. Ее главный соперник предприятие «Хонда» откликнулась незамедлительно, взявшись издавать каждую неделю в течение года согласно новой модификации. Так она отстояла собственное право в лидерство в данной отрасли и приобрела большую прибыль. Это разрешило ей после некоторое время войти в рынок легковых авто.

Таким образом, основой конкуренции является стремление каждого участника рынка получить для себя лично денежный доход. В более точном экономическом смысле конкуренция означает:

  1. наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов определенного товара или услуги;
  2. свободный, для продавцов и покупателей, вход и выход с рынка, под которым подразумевается возможность вступления в любую отрасль национального хозяйства и выход из него, когда производство данного товара становится невыгодным.

Экономисты имеют схожесть во взглядах, экономическая наука конкурентноспособных цен стремится распределить ограниченные числа ресурсов, существующих в распоряжении мира, так, чтобы максимизировать удовлетворенность надобностей. Разумное применение ограниченных ресурсов призывает выполнения 2-ух условий: результативность распределения ресурсов и производственная продуктивность. С целью свершения продуктивного распределения ресурсов, средства обязаны быть распределены меж фирмами и отраслями так, чтобы приобрести определенный выбор продукции, что более нужна покупателям. В собственную очередность производственная результативность призывает, чтобы любой продукт, включенный в данный состав оптимальной продукции, изготавливался минимально дорогим методом. Абсолютно вероятно, что данные два обстоятельства целиком исполняются в условиях чистейшей конкурентной борьбе. Любая компания достаточно стремиться к достижению производственной эффективности, так равно как, применяя минимум ресурсов и по минимуму дорогостоящую технологию, у компании возникнут наименьшие затраты, что поэтому отразится в стоимости данной продукции. В итоге что компания может совершить и реализовать наибольшее число товара и приобрести предельную прибыль.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании:

  1. экономических стимулов в развитии производственных отношений;
  2. гарантий безопасности в различных сферах общества;
  3. программных и прогнозных документов;
  4. стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера;
  5. необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля над их соблюдением;

От совершенной конкуренции необходимо обеспечение формирования инфраструктурных сфер экономики, подавление неблагоприятных проявлений рыночного приспособления, выполнение заботы о растущем поколении, поддержание создания и культуры общества, финансирование природоохранных учреждений. В случае если ведь перейти к неидеальной конкурентной борьбе, в таком случае в недалеком времени монополии посредством повышением стоимости сведут платежеспособный спрос в рынке вплоть до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что она:

  1. ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам;
  2. не способствует повышению эффективности использования ресурсов;
  3. постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
  4. единая общенародная зависимость;
  5. малосубъектная система хозяйствования;
  6. централизованное распределение всех ресурсов;
  7. регламентированные связи по отраслевому признаку;
  8. централизованная система установления фиксированных цен;
  9. единство номенклатуры продукции во внешней торговле;

Эффективно совершенствовать внешнюю торговлю в обстоятельствах неидеальной конкурентной борьбы фактически неосуществимо, так как затраты на производство продукта в условиях несовершенной конкуренции выше, Нежели в условиях конкурентной борьбы.

Опыт демонстрирует, что в обстоятельствах совершенной конкуренции рынок развивается значительно быстро. Компании должны реализовывать научно-технические исследования, улучшать и обновлять собственное оборудование, идти в ногу со временем, так как в случае если одна компания остановится на месте и никак не будет вводить новые технологические процессы, усовершенствовать оборудование, в таком случае отыщется иная компания, что, проведя модернизацию и развитие, сможет порекомендовать в рынке наиболее доступный либо наиболее высококачественный продукт. В обстоятельствах несовершенной конкуренции подобного невозможно. Компания постоянно не улучшает собственные технологические процессы, так как это дополнительные расходы, каковых разрешено исключить. Подобным способом, несовершенная конкуренция задерживает развитие рынка.

 

Типы рыночных структур.

 

Сегодня выделяют четыре основных типа конкуренции:

Рассмотрим их подробнее.

Совершенная (чистая) конкуренция является достаточно редким случаем и только определенные из рынков подходят к ней (к примеру, рынок зарубежных валют.) Это экономическая модель, идеализированное положение рынка, если отдельные потребители и продавцы никак не могут воздействовать на стоимость, однако сформировывают ее собственным взносом спроса и предложения. Чистая конкуренция содержит массу преимуществ.

В долгосрочном периоде соблюдается равенство:

MR = МС = АС = Р (1)

Где, MR - маржинальная прибыль.

MC - предельные (маржинальные) издержки.

AC - средние издержки.

P – цена.

Q – количество.

Совершенная конкуренция вынуждает компании делать продукцию с наименьшими посредственными издержками и, реализовать ее за стоимость, надлежащую данным издержкам.

Но, чистая конкуренция имеет ряд недостатков:

  1. Исходит из платежеспособных потребителей. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов;
  2. Не предусматривает производство общественных благ.
  3. Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.
  4. Способствует унификации и стандартизации продукции.

Далее, рассмотрим чистую монополию. Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:

1. В условиях чистой  монополии производитель может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации.

2. Продукт монополии всегда  уникален в том смысле, что  близких его заменителей не  существует, то есть какие-либо  приемлемые альтернативы отсутствуют.

3. Чистый монополист всегда  сам назначает цену и устанавливает  значительный контроль над ценой.

4.   Существенные барьеры для вступления на рынок.

Таким образом, в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.

Также, к чистой монополии можно отнести естественную. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики