Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Teмa конкуренции актуальна в современной экономической науке, так как конкуренция является одной с важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция вынуждает к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является значимой долею рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием с целью подбора тактики деятельности в рынке.
С целью Рoссии данная прoблема таким (образом ведь aктуальна, тaк кaк в нaшей cтране провoдиться экономическaя пoлитика, обеспечивающaя рaзвитие рынoчных отнoшений рядом сохранeнии рoли госyдарства в опредeленных oтраслях эконoмики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…...3
Теоретические аспекты конкуренции и её роль в рыночной экономике …...……………………………………………………………………….5
Понятие конкуренции и ее роль в экономике…………………..……5
Типы рыночных структур…………………………………………..….9
Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России……………………………………………………………………………….17
Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………..…………...17
2.2. Антимонопольное законодательство России………………….………20
Заключение………………………………………………...…………………25
Список использованных источников ………………………….........……...26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1. Естественные монополии производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать, еще они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно;

2. Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции.

3. Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания ФАС и правительства в целом.

Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Еще правительству Российской Федерации требуется всегда в таком случае открывать естественный рынок с целью поставок иностранных продуктов, Для того чтобы усмирить российских монополистов, в таком случае вновь "прикрывать дверь", Для того чтобы никак не позволить абсолютной гибели нашей индустрии.

К примеру, в Российской Федерации за минувшие года так часто изменялись обстоятельства ввоза зарубежных легковых авто, создающих конкуренцию с российскими "Жигулями", "Москвичами" и "Волгами". Правительство в таком случае увеличивало государственные пошлины на ввоз автомобилей, в таком случае снижало их, что соответственно активизировало условное подорожание либо удешевление иностранных автомобилей согласно сравнению с продукцией российского автомобилестроения.

Осмотрим работа ФАС в примере рынка пекарских дрожжей. «В рамках проведенного разбора продуктовыми рубежами товарного рынка считались дрожжи пекарские, реализуемые в оптовом товарном рынке, временной промежуток изучения - 2008-2009 года, географические пределы - область Российской Федерации.

На российском рынке в настоящее время представлены следующие основные производители дрожжей хлебопекарных: ЗАО «Сарапульский дрожжепивзавод» (Удмуртская Республика)» … «ООО «САФ-НЕВА» (имеет филиалы в Кургане, Узловой, Санкт-Петербурге и Московской области). На рынке имеется хозяйствующий субъект, занимающий долю более 35% - ООО «САФ-НЕВА» (включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% по товарной позиции оптовая реализации дрожжей хлебопекарных с долей рынка более 35 % в географических границах товарного рынка – Российская Федерация), что позволяет говорить о высокой рыночной силе данного хозяйствующего субъекта и возможности определять общие условия обращения товаров на данном рынке.

Значение индекса рыночной концентрации, во все рассматриваемые периоды превышало 2000, рынок является высококонцентрированным.

Вступление в рынок реализации дрожжей хлебопекарных прочих хозяйствующих субъектов никак не затруднено. Незначительный уровень важных расходов с целью возможных конкурентов никак не мешает попаданию новых компаний в отрасль.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, желалось бы отметить, что же чистая конкуренция, в равной мере равно как и чистая монополия представлены согласно собственной сути скорее исключениями, а никак не законом рынка. В каждом рынке постоянно содержатся и олигополии, и компоненты несовершенной конкуренции. Бесспорно, функционируют в рынках и монополии. Монополии понижают жизненный уровень, однако, имеются довольно значимые доводы в выгоду монополий, и нацеленные против совершенной конкуренции. Продукт монополистических фирм выделяется довольно большим качеством, что же и разрешило данным компаниям завоевать доминирующее место в рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на увеличение эффективности изготовления: только лишь большая компания в защищенном рынке располагает необходимыми орудиями с целью эффективного выполнения исследований и разработок.

Подобным способом, в равной мере равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и соперников, и представляют значительную роль в разных отраслях нынешней экономики.

Страна проводит антимонопольную политику, ориентируясь на США и цивилизованные западные государства. Однако задача монополий в Российской Федерации пока что никак не разрешена, и стремительного ее заключения в небольшой период никак не ожидается. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Михайлушкин, А.И. Основы рыночной экономики: курс лекций для абитуриентов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко – СПб: ООО «Петропресса», 1996. - 143с.
  2. Левина, Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) / Л. Левина // Российский экономический журнал. - 2008. - №1. - 34с.
  3. Экономическая теория, анализ и его применение: «Понятие «конкуренция» в экономике» - режим доступа: http://www.economy-plus.ru/ponyatie-konkurenciya-v-ekonomike - Загл. с экрана
  4. Юридический портал: «Статьи, нормативные акты и многое другое для юристов» - http://www.tarasei.narod.ru –Загл. с экрана.
  5. Портал: «Цены и ценообразование» - режим доступа: http://www.price0.ru/?id=353 – Загл. с экрана.
  6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев – М: НОРМА, 2005. - 221с.
  7. Экономический портал: «Современная экономическая теория» -режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/monopoliya/cena.html - Загл. с экрана
  8. Андреев, Е.П. Современное развитие экономики России / Е. П. Андреев // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №1. – 22с.
  9. Институт проблем предпринимательства: «Конкуренция любой ценой»  http://www.ippnou.ru/print/000587– Загл. с экрана.
  10. Караваев, А. Борьба с недобросовестной конкуренцией / А. Караваев // Директор. – 2010. -  №7, 40-55с.
  11. Чепурина, М.Н. - Курс экономической теории: учеб. / М.Н. Чепурина, Е.А. Кисилева – М: НОРМА, 2006. – 140с.
  12. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев – М: НОРМА, 2005. - 232с.
  13. Портал: «Финансы, экономика и банковское дело» - режим доступа: http://www.finekon.ru/oligopolija.php - Загл. с экрана.
  14. Юридический портал: «Статьи, нормативные акты и многое другое для юристов» - http://www.tarasei.narod.ru –Загл. с экрана. 4
  15. Бухгалтерский портал: «Нормативные акты для бухгалтера.» -http://www.buhgalteria.ru/article/n46033 – Загл. с экрана.
  16. Барышева, А.В. Монополизм и антимонопольная политика / А.В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев. - М: Наука, 2003 – 240с.
  17. Никитин, С. , Государство и проблема монополии. / С. Никитин, Е. Глазова. // МЭ и МО. -  2007 - №7 - 92-93с.
  18. Тотьев, К. Государственная и естественная монополии. / К. Тотьев. // Закон - 2009 - №4 - 60-63с.

18. Юданов, А. Ю. Конкуренция. / А. Ю. Юданов.// Экономика – М: - 2000. – 267с.

  1. Экономический портал: «Современная экономическая теория» -режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/konkurenciya/opredelenie-ceny.html - Загл. с экрана.
  2. Тонкости кредитования: «Типы монополий и Антимонопольное регулирование в России» - режим доступа: http://www.debtexpert.ru/debts-970-4.html - Загл. с экрана.

21.  Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Рынок хлебопекарных дрожжей. – 52с.

 

 

 


Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики