Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:51, курсовая работа
Teмa конкуренции актуальна в современной экономической науке, так как конкуренция является одной с важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция вынуждает к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является значимой долею рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием с целью подбора тактики деятельности в рынке.
С целью Рoссии данная прoблема таким (образом ведь aктуальна, тaк кaк в нaшей cтране провoдиться экономическaя пoлитика, обеспечивающaя рaзвитие рынoчных отнoшений рядом сохранeнии рoли госyдарства в опредeленных oтраслях эконoмики.
Введение…………………………………………………………………..…...3
Теоретические аспекты конкуренции и её роль в рыночной экономике …...……………………………………………………………………….5
Понятие конкуренции и ее роль в экономике…………………..……5
Типы рыночных структур…………………………………………..….9
Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России……………………………………………………………………………….17
Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………..…………...17
2.2. Антимонопольное законодательство России………………….………20
Заключение………………………………………………...…………………25
Список использованных источников ………………………….........……...26
В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
Естественная монополия, функционируя в рынке уменьшит итоговые производственные расходы, если единственный изготовитель обслуживает целый рынок. Субъекты естественных монополий никак не вправе отказываться от решения договора с отдельными покупателями в изготовление товаров, в отношении которых используется управление в согласовании с настоящим Федеральным законодательством, рядом присутствии у субъекта естественной монополии способности реализовать подобные продукты.
В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности.
Теперь о монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
1. существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным;
2. продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
3. экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
4. вступление в отрасль является относительно легким.
Компании в обстоятельствах монополистической конкуренции имеют все шансы приобретать доходы либо нести потери в короткосрочном периоде. Простое вступление и массовый выход компаний провоцируют направленность к получению ими нормальной прибыли в длительном этапе. В длительном этапе, положение равновесия производителя, функционирующего в условиях монополистической конкуренции, представляется меньше общественно желанным, Нежели компании, функционирующей в обстоятельствах чистой конкуренции.
Дифференциация продукта гарантирует способ, которым компании в обстоятельствах монополистической конкуренции имеют все шансы возместить тенденцию приближения к нулю финансовых доходов в длительном этапе. Различение продукта хоть и связана с установленными опасностями и трудностями, дает покупателю наибольшее многообразие товаров и их улучшение в перспективе.
Олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции.
Является ли олигополия «эффективной» рыночной структурой? В настоящее время допускается особо отметить 2 основные разные точки зрения на экономические последствия олигополии.
Традиционная точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом.
Точка зрения Шумпетера – Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса.
Потому как в рынке существует незначительное число компаний, торговцам следует создавать стратегии развития для собственной компании, Для того чтобы их никак не вытеснили с рынка конкуренты. Фирмы тщательно наблюдают за поступками соперников, в этом числе за их стоимостной политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Ценовая стратегия фирмы - олигополиста представляет большую значимость в ее жизни. Равно как правило, компании никак не выгодно увеличивать цены в свои продукты и услуги, потому как велика возможность этого, что же иные компании не последуют за первой, и покупатели «перейдут» к компании-конкуренту. В случае если ведь компания уменьшает цены в свою продукцию, в таком случае, Для того чтобы никак не утратить покупателей, соперники как правило следуют за понизившей цены фирмой, кроме того снижая цены в предлагаемые ими продукты: совершается «гонка за лидером». Подобным способом, между олигополистами зачастую бывают так называемые ценовые битвы, в которых компании определяют в свою продукцию стоимость, никак не большую, нежели у соперника-лидера. Ценовые битвы зачастую случаются, губительны для фирм, в особенности для этих, какие состязаются с наиболее влиятельными и большими фирмами.
Некоторые олигополисты входят в партнерства с соперниками, создавая альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Соединившись, компании делаются сильнее в рынке, что же дает возможность им повысить выпуск продукта, свободно менять цены на свои продукты и максимизировать свою прибыль.
Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России.
Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.
В цивилизованных государствах антимонопольное управление стало стабильной функцией страны с окончания 19 века и основывается в сформировавшейся концепции рыночных взаимоотношений, антитрестовом законодательстве (США, Канада, Япония), или в законодательстве согласно борьбе с ограниченной хозяйственной практикой (скандинавские страны), или в нормах, закреплённых большими интернациональными договорами (табл.1)
Страна |
Контролирующий орган |
США |
Федеральная торговая комиссия и антитрестовый отдел Министерства юстиции |
Германия |
Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия |
Англия |
Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли |
Япония |
Комитет по справедливым сделкам |
Франция и Испания |
Совет по делам конкуренции |
Талица 1:Антимонопольные органы развитых стран.
Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью.
В отдельных европейских государствах антимонопольное законодательство было заведено в последствии 2-ой мировой войны. Впервые же антимонопольные законы были взяты в Канаде и в США. В настоящее время североамериканское антимонопольное право признается одним из более хорошо созданных. В США главными законами, стабилизирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, представлены законы Шермана и Клейтона, правило о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера-Кефовера. Согласно американскому законодательству предприятие признается монополистом, в случае если ею контролируются больше 6 % рынка. Довольно жестко американское законодательство принадлежит к слияниям компаний. К примеру, объединение 2-ух автомобилестроительных фирм - «Форд» и «Крайслер» - признается незаконным, в случае если совместная рыночная часть создавшейся фирмы будет превышать 15 % рынка. Позволяется только лишь объединение технологично никак не связанных друг с другом фирм.
Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам.
В ФРГ в 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. 1 января 1990 г. вступил в силу картельный закон.
Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух - 75 %.
Подобным способом, в государствах
с развитой рыночной экономикой антимонопольная
стратегия - это гибкая концепция всегда
функционирующих, подвижно перестраивающихся
мер и наказаний, носящих запретительный,
ограничивающий либо стимулирующий вид.
В Российской Федерации же антимонопольная
стратегия ограничивает не только лишь
действия хозяйствующих субъектов, однако,
и органов власти и управления.
Антимонопольное законодательство
в России.
Страна в рамках выполнения антимонопольной политики должно совершать финансовые, координирующие, информативные функции с целью обеспеченья рыночных обстоятельств предпринимательской работы, формирования частного сектора.
В связи с этим государство обязано начать мероприятия с целью обеспеченья конкурентоспособности русской экономики. Тем не менее на пути к достижению условий конкурентной борьбы и успешной политики в Российской Федерации возникает немало трудностей. К примеру, высокая степень управленческого монополизма.
Особое внимание следует сосредоточить на такой момент, как поддержание российских производственных монополий в подобных разных секторах экономики: сельскохозяйственном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей индустрии и др.
Присутствие указанных монопольных структур задерживает как развитие установленной сферы, так и экономики Российской Федерации в полном. Это, прежде всего, связано с враждебной тенденцией работы компаний-монополистов согласно взаимоотношению к компаниям посредственного бизнеса, пытающимся осуществлять производственную деятельность в указанных секторах.
Реализуя антимонопольную политику, страна стремится разрешить вопрос о сдерживании либо стимулировании российских производственных монополий. Одним из методов сдерживания компаний-монополистов представляется государственное ценообразование. Тем не менее в практике монополисты нередко обходят введенные страной ограничения на предельно возможную цену на товар и определяют монопольно высокие цены, воспользовавшись собственным доминирующим положением.
В настоящий период средний бизнес оказался перед ударом функционирующей антимонопольной политики. Основная часть взбудораживаемых ФАС Российской Федерации дел согласно признакам нарушений антимонопольного законодательства - в связи посредственного бизнеса, что же касается монополий, в таком случае число подобных дел – считанные единицы.
Одной с более популярных форм ограничения конкурентной борьбы в рынке признается монополистическое ценообразование. Большая стоимость достигается за счет намеренного формирования бизнесменами-монополистами области дефицита продукта посредством уменьшения объёмов изготовления и неестественно высокого покупательского спроса. Низкая стоимость вводится за счет намеренного снижения бизнесменами-монополистами покупки продуктов, из-за что их предложение превосходит монополистический спрос.
Кроме того компании имеют все шансы ставить так называемые «ножницы цен». Речь проходит о монопольно высоких и монопольно невысоких стоимостях, степени которых удаляются друг от друга аналогично расходящимся лезвиям ножниц. Подобное течение базируется на расширении зон недостатка и излишка продуктов. Оно характерно с целью многочисленных компаний обрабатывающей индустрии, какие в обстоятельствах инфляции увеличивают стоимости на свои готовые изделия в несколько раз более, Нежели возрастают стоимости в отраслях добывающей индустрии.
В Российской Федерации в настоящий период прослеживается весьма высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% больших компаний представлены совершенными монополистами в изготовлении отдельных видов продукта. В нашей стране монополизм в течение десятков лет насаждался "сверху" государством. Вследствие этого демонополизация представляется важнейшей предпосылкой развития рынка и взаимоотношений конкурентной борьбы меж бизнесменами.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Законом определено понятие "доминирующее положение", в таком случае есть исключительное положение хозяйствующего субъекта в рынке определенного продукта, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых продуктов, приносящее ему возможность оказывать главное воздействие в конкурентную борьбу, препятствовать доступ в рынок иным хозяйствующим субъектам либо другим способом ограничивать свободу их экономической работы. Доминирующим может быть признано место такого рода компании, часть которой в рынке составляет 65% и больше.
Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в развитии экономики