Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 00:48, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Органы финансового управления в России. 5
1.1Сущность и методы управления финансами 5
2.Функции органов представительной власти, Президента РФ и Центрального Банка РФ в области регулирования финансов 6
3.Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области управления финансами 8
4.Виды налогов 14
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения. Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц,использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например земельный участок, только для отдыха.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.
Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем
налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Статьи | Млрд руб. | В процентах к ВВП |
1 | 2 | 3 |
Доходы В том числе: | 2674,0 | 29,6 |
Налоговые доходы Из них: | 2332,4 | 25,8 |
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 514,2 | 5,7 |
налог на доходы физических лиц | 255,6 | 2,8 |
налог на добавленную стоимость | 641,0 | 7,1 |
акцизы | 243,2 | 2,7 |
платежи за пользование природными ресурсами | 129,2 | 1,4 |
Неналоговые доходы Из них от: | 198,9 | 2,2 |
внешнеэкономической деятельности | 44,9 | 0,5 |
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности | 124,2 | 1,4 |
Безвозмездные перечисления | -7,7 | - |
Доходы целевых бюджетных фондов | 150,4 | 1,7 |
Расходы В том числе на: | 2407,5 | 26,7 |
государственное управление и местное самоуправление | 111,4 | 1,2 |
международную деятельность | 29,7 | 0,3 |
национальную оборону | 246,7 | 2,7 |
правительственную деятельность и обеспечение безопасности государства | 184,7 | 2,0 |
промышленность, энергетику и строительство | 159,3 | 1,8 |
сельское хозяйство и рыболовство | 69,1 | 0,8 |
транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику | 96,8 | 0,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 233,3 | 2,6 |
социально- культурные мероприятия | 742,2 | 8,2 |
обслуживание государственного долга | 243,8 | 2,7 |
Расходы целевых бюджетных фондов | 142,1 | 1,6 |
прочие расходы | 148,4 | 1,7 |
Профицит | 266,5 | 2,9 |
Главным экономическим субъектом станут самодеятельные граждане, получающие доходы от собственного дела и собственного имущества, включая и денежные фонды.
В расходах бюджета две самые крупные статьи — социально-культурные мероприятия и оборона. И это действительно два самых главных направления финансирования общественных нужд в современных условиях пока еще непреодоленного глубокого экономического и социального кризиса.
Представляет
интерес состав расходов консолидированного
бюджета в 2006 г. на социально-культурные
мероприятия. Они приводятся в табл.2.
Состав
расходов консолидированного
бюджета на социально-культурные
мероприятия, 2006 г.
Статьи | Млрд руб. | В процентах к итогу |
Расходы | 742,2 | 100 |
В том числе на: | ||
образование | 285,1 | 38,4 |
культуру, искусство, кинематографию | 36,4 | 4,9 |
средства массовой информации | 14,6 | 2,0 |
здравоохранение и физическую культуру | 189,3 | 25,5 |
Социальную политику | 216,8 | 29,2 |
Как видно из таблицы, расходы, объединенные в этой статье, достаточно разнородны. Но если отделить затраты на культуру, искусство и кинематографию, а также на средства массовой информации, то возникает более однородный блок затрат. В этом блоке главное — расходы на образование 285,1 млрд руб., по отношению ко всем расходам консолидированного бюджета это около 12%, что, конечно, недостаточно для России. Малы сами по себе и расходы на здравоохранение и на социальную политику, но здесь следует учитывать еще и внебюджетные целевые фонды, в которых содержатся близкие по назначению средства. Всего по итогам 2006 г. расходы государственных внебюджетных фондов составили примерно 700 млрд руб. С учетом этого доля государственных расходов в ВВП поднимается до 34,4%, но этого все равно недостаточно для России в нынешнем ее состоянии. Следует отметить, что расходы на обязательное медицинское обслуживание населения во внебюджетном фонде составляют более 80 млрд руб., что является существенным дополнением к прямым бюджетным расходам на эти цели. А социальные расходы во внебюджетных фондах в 2006 г. (пенсии и социальное страхование) составили около 500 млрд руб.} что значительно больше, чем затраты консолидированного бюджета на социальную политику (216,8 млрд руб.). Близость по содержанию некоторых статей бюджета и внебюджетных фондов дает основание полагать, что самостоятельное существование этих фондов не связано с серьезными причинами. Вполне возможно в дальнейшем и объединение финансирования социальных нужд в единой финансовой структуре.
При всей важности консолидированного бюджета как источника информации следует иметь в виду, что он является расчетным показателем, а не рабочим инструментом, не он является бюджетом — планом, а федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Это же можно сказать про консолидированный бюджет субъекта Федерации, охватывающий сумму собственно бюджета Федерации и всех бюджетов территориальных образований, расположенных на территории данного субъекта. Разумеется, то же относится и к консолидированному бюджету всех консолидированных бюджетов субъектов Федерации, за счет этой консолидации возникает второе слагаемое в общем консолидированном бюджете Российской Федерации наряду с федеральным бюджетом. Но реальное воздействие на хозяйство и людей имеют именно федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и бюджеты местных органов власти. Они-то и являются основой бюджетной системы, средством управления и регулирования развития экономической и социальной сфер.
Статьи | Млрд руб. | В процентах к итогу | |
1 | 2 | 3 | |
Доходы В том числе: | 1590,7 | 100 | |
Налоговые доходы :Из них: | 1461,0 | 92,0 | |
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 214,3 | 13,5 | |
налог на добавленную стоимость | 638,9 | 40,0 | |
налог на доходы физических лиц | 2,8 | - | |
акцизы | 203,1 | 13,0 | |
налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 331,5 | 21,0 | |
платежи за пользование природными ресурсами | 49,7 | 3,1 | |
Неналоговые
доходы
Из них от: |
112,5 | 7,0 | |
внешнеэкономической деятельности | 44,9 | 3,2 | |
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности | 60,1 | 2,5 | |
Безвозмездные перечисления | 2,7 | - | |
Доходы целевых бюджетных фондов | 14,5 | 1,0 | |
Расходы В том числе на: | 1325,7 | 100 | |
государственное управление и местное самоуправление | 42,0 | 3,1 | |
международную деятельность | 29,7 | 2,2 | |
национальную оборону | 246,7 | 18,6 | |
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 148,7 | 11.2 | |
промышленность, энергетику и строительство | 44,2 | 3,3 | |
сельское хозяйство и рыболовство | 23,7 | 1,7 | |
транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику | 37,1 | 2,8 | |
социально-культурные мероприятия | 204,1 | 15,3 | |
обслуживание государственного долга | 231,1 | 230 | |
финансовую помощь бюджетам других уровней | 17,2 | 17 | |
расходы целевых бюджетных фондов | 14,5 | 1,0 | |
Профицит | 265,0 |