Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:25, доклад
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.
Введение
1. Роль, функции и виды доходов бюджетов
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы государственного бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ
3. Перспективы развития государственных доходов на 2010 год
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы
4. Налоги на имущество — налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами.
5. Платежи за пользование
6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — таможенные пошлины (ввозные и вывозные таможенные пошлины).
7. Прочие налоги, пошлины и сборы
— государственные пошлины;
Неналоговые доходы бюджетов включали:
1. Доходы от имущества,
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в
- арендная плата за земли
сельскохозяйственного и
- доходы от сдачи в аренду
недвижимого имущества,
- проценты, полученные от размещения
в банках и кредитных
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- перечисление прибыли Центральн
- доходы от оказания услуг
или компенсации затрат
(консульский сбор, плата за выдаваемые
паспорта, плата за информацию, плата
за опробование и клеймение
изделий из сплавов и
- доходы от реализации соглашени
- доходы от продажи квартир,
государственных
- доходы от распоряжения
2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.
3. Поступления капитальных
4. Административные платежи и сборы.
5. Штрафные санкции, возмещение
ущерба — административные
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.
С принятием в конце 2004 г. новой
бюджетной классификации в
В новой бюджетной классификации
РФ не сохранилось деления доходов
на налоговые и неналоговые доходы
В настоящее время кроме
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Указанная общая классификация доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета до 2005 г. включали:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- доходы целевых бюджетных
Первая и основная часть доходов федерального бюджета — это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более 95% всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 1998 по 2006 г. неуклонно росла. За последние годы существенно сокращались неналоговые доходы. Если в 1998 г. неналоговые доходы составляли 7,8% всех доходов федерального бюджета, то в 2002 г. — только 4,9%. В 2003 и 2004 гг. они немного выросли, но затем опять стали снижаться. В 2005 г. неналоговые доходы составили всего 5,3% от всех доходов федерального бюджета. В 2006 г. планируется их доля на уровне всего 3,7%. Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если обшей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью. До 2005 г. определенную часть доходов федерального бюджета составляли доходы целевых бюджетных фондов. До 2001 г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами. В 1999 г. доходы целевых бюджетных фондов даже превышали неналоговые доходы и в абсолютном выражении составляли 41,56 млрд руб. против 33,01 млрд руб. неналоговых доходов. В 2000 г. их показатели почти сравнялись: доходы целевых бюджетных фондов составляли 60,58 млрд руб., а неналоговые доходы — 61,9 млрд руб. Это во многом было обусловлено большим количеством целевых фондов, которые создавались разными ведомствами. Так, в 2000 г. насчитывалось 7 таких фондов:
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Федеральный экологический
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный фонд
- Федеральный фонд
- Фонд управления, изучения, сохранения
и воспроизводства водных
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
До этого также насчитывалось 7 нецелевых бюджетных фондов, только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.
Для всех этих фондов были определены
целевые источники
Начиная с 2001 г. было принято решение
об объединении средств
Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах 2001 и 2002 гг. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.
Объединение целевых бюджетных фондов с федеральным бюджетом в большинстве случаев не означает, что отдельные ведомства лишились дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и использования определяются не положениями этих фондов, а Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 г.» предусмотрено, что средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Министерства юстиции РФ в процессе исполнительного производства, направляются в объеме 70% поступлений на счет Министерства юстиции РФ и только 30% — в доходы федерального бюджета. Средства, получаемые Российской государственной пробирной палатой Министерства финансов РФ от взимания платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов, зачисляются в объеме 90% в доходы федерального бюджета, а 10% идет на обеспечение деятельности по федеральному пробирному надзору.
Сохранение в качестве самостоятельного целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии во многом обусловлено принятием РФ на себя обязательств по ликвидации ядерных отходов.
В этой связи в федеральном бюджете 2002 г. предусмотрено, что все доходы от этой деятельности, а также исполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружением должны зачисляться в Фонд Министерства РФ по атомной энергии в размере 13,89 млрд руб.
Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
- региональные налоги и сборы;
- отчисления от федеральных
регулирующих налогов и сборов,
распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов РФ, за
исключением доходов,
- неналоговые доходы.
Основная часть налогов
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1) местных налогов и сборов;
2)
отчислений от регулирующих
3) неналоговых доходов.
В 2006 г. доходы местных бюджетов будут обеспечиваться в основном за счет налога на доходы физических лиц (34,4%), налога на имущество физических лиц (8,8%), земельного налога, а также доходами от специальных налоговых режимов (налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и тому подобное). Собственные налоги местных бюджетов, как правило, не покрывают законодательно закрепленные за ними расходные обязательства, поэтому большинство местных бюджетов являются дефицитными. Так, в 2005 г. общий дефицит местных бюджетов оценивался в сумме 32,5 млрд руб. В 2006 г. размер дефицита, скорее всего, увеличится и составит 45,3—6,6 млрд рублей. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов другого уровня. Поэтому вполне закономерно, что значительную долю доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации — от 40 до 80% доходов.
Местные
налоги и сборы — это налоги
и сборы, устанавливаемые
Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.
К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.
Таким образом, неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
По главе можно сделать следующие выводы, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований; пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы
Как уже отмечалось, налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета. Причем их доля за последние годы значительно выросла. При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета.