Вопрос 1.Формы
воздействия государства на соотношение
потребляемого и накапливаемого дохода
Формирование и
использование финансовых ресурсов
тесно связано с уровнем и
динамикой доходов населения, решением
социальных задач. Воздействуя на уровень
и структуру потребления населения
через систему специфических
финансовых методов, государство оказывает
регулирующее влияние и на уровень
его доходов. Среди этих методов
основными являются, прежде всего, методы
создания и использования централизованных
ресурсов государства, необходимых
для обеспечения условий воспроизводства
трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных
членов общества и для оказания различных
видов экономической помощи населению.
Финансово-кредитная система оказывает
влияние на уровень доходов населения,
во-первых, с помощью конкретных
финансовых и кредитных методов
через выполнение специфических
функций контроля за выплатой заработной
платы, организацию сбережений и страхования
населения и др., во-вторых, используя средства
финансово-кредитной системы посредством
перераспределения аккумулируемых доходов.
В этих случаях финансовые органы принимают
непосредственное участие в разработке
документов, нормирующих порядок, процедуру
и уровень различных форм воздействия
на доходы. Наиболее типичной формой воздействия
финансово-кредитной системы на доходы
населения является бюджетное финансирование
денежных выплат на удовлетворение потребностей,
которые имеют государственное значение
и гарантируются конституцией. Источником
для удовлетворения таких потребностей
могут быть исключительно общегосударственные
бюджетные средства (затраты на просвещение,
здравоохранение, культуру, социальное
обеспечение и социальное страхование);
существуют потребности, которые за счет
общегосударственных средств удовлетворяются
частично (нормирование)). Важным элементом
финансовой статистики и учета могут являться
финансовые каталоги ресурсов. К ним относятся
потребности, связанные с отдыхом и охраной
здоровья, а также некоторые потребности
жилищно-коммунального хозяйства и др.
Есть потребности, которые удовлетворяются
за счет нецентрализованных специальных
фондов, формируемых из средств предприятий
и организаций или самих работников и
населения. В условиях перехода к рынку
все большее значение приобретает направление
удовлетворения потребностей. Бюджетные
средства используются либо в форме ассигнований,
либо в форме дотаций. Прямые ассигнования
из госбюджета выделяются на текущие и
капитальные затраты в отрасли, предоставляющие
бесплатно или в льготном порядке услуги
населению (просвещение, здравоохранение
и др.). Дотации выделяются планово-убыточным
отраслям (внутригородской пассажирский
транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство
и некоторые другие отрасли), отраслям,
обслуживающим население (на возмещение
разницы в ценах).В бюджете 1992 г. доля возмещения
разницы в ценах составила 27,3 % от всех
расходов, направленных на финансирование
городского хозяйства. Для того чтобы
смягчить потери населения в условиях
перехода к рынку, в бюджете заложена значительная
доля расходов, косвенно влияющая на доходы
населения, которая выступает в форме
надбавок к закупочным ценам, субсидий
сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций
за горючее, снижение налога на добавленную
стоимость для сельскохозяйственных предприятий,
выплата компенсаций за счет пенсионного
фонда и др.Большое воздействие на доходы
населения оказывает кредитная система.
Предоставление ссуд на кооперативное
и индивидуальное жилищное строительство,
а также потребительский кредит непосредственно
могут влиять на доходы населения и их
увеличивают, несмотря на то, что кредитные
отношения между государством и населением
носят возвратный характер. В условиях
инфляции задолженность населения по
существу превращает ссуды в источник
его доходов. Вместе с тем следует признать,
что процесс перехода к рынку в Республике
Беларусь происходит болезненно и социально
незащищенная часть населения испытывает
существенные трудности (пенсионеры, студенты,
низкооплачиваемые категории населения).В
финансовом обеспечении всего воспроизводственного
процесса существенное место занимают
денежные сбережения населения, выступающие
в качестве важного элемента финансовых
ресурсов. Сбережения населения — часть
денежных доходов (поступлений) населения,
предназначенная для удовлетворения потребностей
в будущем. В качестве отложенных денежных
средств сбережения выступают как кредит,
предоставляемый населением государству
в виде отсрочки потребления материальных
благ. Одновременно сбережения являются
элементом финансовых ресурсов, функционирующих
в форме средства сбережения. Государство
становится распорядителем части дохода
населения не вследствие прямой передачи
ему стоимости, а как владелец невостребованного
до определенного времени материального
эквивалента. В каждом данном случае кредит,
предоставляемый населением государству,
носит краткосрочный характер, но в целом
он оказывается постоянным в силу непрерывной
возобновляемое источника дополнительных
доходов. Рациональные мотивы образования
сбережений населения можно подразделить
на три группы: стремление обеспечить
себя в будущем, например, после выхода
сберегателя на пенсию; создание дополнительных
средств для жизни детей, родственников
и др.; образование резерва для непредвиденных
потребностей и т. п. Сбережения населения
первой группы обычно имеют форму вкладов
в сбербанки, облигаций Государственных
займов, в меньшей мере — заключения договоров
по смешанному страхованию жизни. Для
целей второй и третьей групп, как правило,
сбережения создаются в виде договоров
страхования, срочных вкладов в сбербанки
и облигаций Государственного займа. Особой
формой сбережений в современных условиях
является сертификат как особый вид облигаций
Государственного займа, размещаемый
среди мелких и средних держателей. Сертификат
может выступать в качестве свидетельства
об участии в займе и на право получения
облигаций. В нашей республике сертификат
получает развитие как письменное свидетельство
банка о депонировании денежных средств,
удостоверяющее право на получение депозита
и размера причитающегося процента. Своеобразной
формой обязанностей является акция —
ценная бумага, свидетельствующая о внесении
определенного пая в капитал акционерного
общества и дающая право на получение
части прибыли в виде дивиденда. Физическое
или юридическое лицо может быть участником
создания уставного фонда совместного
предприятия, внося очередную сумму в
этот фонд. Доход, полученный по результатам
совместной деятельности, распределяется
между учредителями этого предприятия
в соответствии с принятым уставом. Нынешний
этап развития нашего общества характеризуется
ухудшением материального положения отдельных
слоев населения, неуверенностью в завтрашнем
дне, инфляцией и постоянным ростом цен.
Это вынуждает население искать другие
формы сбережения, вкладывать средства
в недвижимость, в банки под процент, превышающий
рост инфляции, в краткосрочные мероприятия.
Личным сбережениям населения придана
определенная специфика, позволяющая
утверждать, что прирост их правильно
использован для финансирования инвестиционных
расходов в рамках государственного бюджета.
Проектируемая величина прироста сбережений
населения может рассматриваться как
один из источников финансовых ресурсов
государства, что не противоречит возвратному
характеру каждого вклада в Сбербанк;
страховую компанию и т. д. В качестве источника
финансовых ресурсов государства выступают
размещаемые среди населения Государственные
займы и акции создаваемых государством
акционерных предприятий.
Государство способно воздействовать
на совокупный спрос прямо и косвенно.
Косвенное влияние его на общие
расходы по покупкам реализуется
через активизацию или, наоборот,
нейтрализацию определенных факторов,
детерминирующих сдвиги в потреблении,
сбережениях, частных инвестициях
и чистом экспорте. Что касается
прямого воздействия государства на совокупный
спрос, то оно осуществляется двумя основными
способами.
1. Государственные закупки.
Их увеличение расширяет совокупный
спрос, а сокращение сужает
его. Своими закупками государство
способно поддерживать целые
отрасли экономики и слои населения.
Закупкам кейнсианцы отводят
значительную роль в обеспечении
занятости, доходов и конкурентоспособности
национальной экономики. Важное
место занимают они и в антициклическом
регулировании. Когда народное
хозяйство испытывает спад, тогда
их следует расширять, дабы
уменьшить сокращение совокупного
спроса, остановить его падение
или даже попытаться увеличить.
Напротив, в условиях инфляционного
бума целесообразно ограничивать
госзакупки во избежание усиления
инфляции спроса. Конечно, очень
многое зависит в этих мерах
от самих масштабов госзакупок,
а также от источников их
финансирования.
2. Изменение налогов. Рост
налогов ведет к сокращению
потребления, сбережений и инвестиций,
а снижение вызывает обратные
сдвиги в названных компонентах
спроса. Чрезмерное налоговое бремя
или убивает стимулы предпринимательства,
или загоняет его в "тень",
как случилось в странах СНГ
в 90-е годы. Но налоги являются
источником финансирования госзакупок,
их повышение для расширения
госзакупок с целью увеличения
совокупного спроса нейтрализует
часть эффекта от роста этих
закупок. Поэтому фундаментальные
рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и
содержат положения о дефицитном финансировании
для преодоления спада, т. е. увеличения
госзакупок и трансфертов в условиях кризиса
перепроизводства не за счет роста налогов,
а за счет повышения дефицита госбюджета.
Более того, кейнсианцы считают необходимым
на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать
потребление и инвестиции, в то время как
на фазе инвестиционного бума их следует
повышать, чтобы сиять излишние спроса и сбить инфляцию.
Вопрос 2. Взаимосвязь и взаимозависимость
социальной политики и экономики
Эффективность реализации
социальной политики любого уровня (федерального,
регионального, корпоративного), как известно,
во многом зависит от экономики, бюджетного
обеспечения, финансовых ресурсов государства,
субъектов Федерации, муниципалитетов,
предприятий и т.д. Без достаточных финансовых
средств сложно говорить об адекватном
развитии образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунального сектора,
рынка труда, об обеспечении социальной
защиты населения, о своевременной выплате
заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
Неудовлетворительное
развитие социальной сферы, рост
нищеты, безработицы, в том числе в скрытых
формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными
услугами населения, живущего прежде всего
на территориях российского Севера, другие
острые социальные потрясения во многом
объясняются экономическими проблемами
и ошибками формирования расходной части
бюджетов, когда на финансирование социальных
мероприятий предусматривают необоснованно
ограниченные средства.
При правильном подходе
сама социальная политика и
социально-трудовая сфера, являющаяся
ее основой, могут и должны оказывать активное
влияние на экономический рост, финансовые
потоки и бюджетную политику. Логика обоснования
этого тезиса следующая.
Выход России и ее
регионов из кризиса связан прежде
всего с решением проблем развития производства.
Именно в этот вопрос упирается и проблема
формирования доходной части бюджетов,
дефицита финансов и денежных ресурсов,
в том числе для реализации социальной
политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует
о том, что в обществе денег должно быть
столько, сколько создано (в денежном выражении)
товаров и услуг:
М • V = Q • Р, где:
М — объем денежной массы
в стране;
V — скорость оборота
денежной массы;
Q — объем товаров и
услуг (ВВП);
Р — средняя цена товаров и
услуг.
Вполне очевидно, что
социальная политика и социально-трудовая
сфера не пассивны. Они, требуя значительных
финансовых средств на самозапуск и развитие,
в то же время активно влияют на экономику,
экономический рост, динамику ВВП, траекторию
движения общества к прогрессу. Например,
предельно ясно, что без эффективной занятости,
организации системы мощных стимулов
труда, систем образования, здравоохранения,
культуры и т.д. нельзя развивать производство,
увеличивать объемы товаров и услуг (Q),
других микро- и макроэкономических показателей.
А это требует соответствующего отношения
к социально-трудовой сфере и социальной
политике со стороны государства, его
законодательных и исполнительных органов,
работодателей, предпринимателей и собственников.
Примеров обратного
влияния социальной политики
и социально-трудовой сферы на общество,
экономику можно привести много. Вот один
из них. Государство, работодатели затрачивают
огромные средства на разработку и реализацию
пенсионной системы. Казалось бы, это чисто
социальная мера, не имеющая выхода на
экономическую составляющую. Ведь пенсионер
уже не работает, он не производит продукцию,
не участвует в создании ВВП и т.д. Но это
поверхностный взгляд. На самом деле, если
пенсионная система отработана с позиций
социальной справедливости, если размер
пенсии напрямую зависит от результатов
и качества «прошлого» труда в допенсионном
возрасте и об этом знает работник, то
такая пенсионная система будет хорошим
стимулом производительного труда и развития
производства.
Аналогичная взаимосвязь
существует между экономической
эффективностью, с одной стороны,
и решением проблем занятости,
охраны труда, социального страхования,
развития отраслей культуры, здравоохранения,
науки, образования — с другой. Таким образом,
экономика и социальная политика органично
взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует
правильного и взвешенного выбора приоритетов
их согласованного развития как на федеральном,
так и на региональном уровне.
Глубоко и всесторонне
анализировать социальную политику,
особенно применительно к сфере
производства и услуг, невозможно
без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования,
образовательных дисциплин, практической
деятельности специалистов и ученых государственных
и общественных структур (министерств
и комитетов труда, занятости, профсоюзов
и т.д.). Однако, как свидетельствует анализ
специальной литературы, среди ученых
и практиков нет не только единых представлений
о сущности и содержании термина «экономика
труда», но и не определены общие подходы
крещению этой теоретико-методологической
проблемы. Даже многие учебники и методические
пособия по курсу «Экономика труда» обходят
вопрос сущности ключевой по данной учебной
дисциплине категории. Учитывая базисное,
основополагающее, исходное значение
определения и уточнения сущности и содержания
экономики труда для изучения дисциплины
«социальная политика», остановимся на
этом вопросе более подробно.
Словари-справочники
(в том числе последних лет
выпуска), отражают широкий разброс
представлений о самой сути
понятия. В одних словарях по
рыночной экономике оно отсутствует, другие
определяют экономику как «совокупность
отраслей», «совокупность производственных
отношений», «систему экономических наук,
изучающих экономические отношения в
обществе», «науку о хозяйстве, способах
его ведения людьми, об отношениях между
людьми в процессе производства и обмена
товаров, о закономерностях протекания
хозяйственных процессов» и т.д. Иногда
экономику (страны, республики, региона)
понимают слишком узко, сводят к отдельным
сферам или секторам хозяйствования, изолированным
процессам и явлениям (например, к совокупности
предприятий, финансов, налоговой политики,
ценообразования и т.д.). Такой теоретический
подход к экономике нельзя исключать.
Однако и для его абсолютизации нет оснований:
это может порождать проблемы в практической
плоскости. Мероприятия по совершенствованию
и развитию экономики будут направлены
на самом деле не на экономику, а лишь на
отдельные составляющие ее части. Кстати,
отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной
деятельности экономических властных
структур, прежде всего министерств экономики,
на федеральном и региональных уровнях,
субъективизм в выборе приоритетов в работе
последних и т.д.
В этой связи и
с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком
воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную общественно
организованную систему хозяйствования,
обеспечивающую процесс производства,
распределения, обмена и потребления общественно
полезных материальных благ и услуг1.
Такой подход к определению
сути экономики позволяет четко
и обоснованно формировать экономические
концепции, программы, прогнозы, а также
профессионально планировать организацию
работы экономических органов, определять
их функции, задачи, приоритеты. В частности,
программы и планы развития экономики
страны (регионов, областей, районов и
т.д.) должны содержать прежде всего разделы,
связанные с производством товаров и услуг (о работниках, работодателях,
предприятиях, отраслях, районах, соответствующих
министерствах, администрации районов,
проблемах приватизации, регулирования
экономики и т.д.). Это ключевая часть экономических
документов и первоочередная задача экономических
органов.
Другие разделы охватывают
процессы распределения и обмена(ценообразование и соответствующие
органы и службы, сбытовые организации,
оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы,
связанные с потреблением (о работниках, предприятиях,
организациях, социальной сфере, госслужбе
и т.д.).
Труд — процесс сознательной
целесообразной деятельности людей, с
помощью которой они видоизменяют предметы
природы и приспосабливают их для удовлетворения
своих потребностей. Процесс труда включает в себя
три основных момента: целесообразную
деятельность человека, т.е. сам труд; предмет
труда, на который направлен труд; средства
труда, с помощью которых человек воздействует
на предмет труда. Однако главным условием
трудовой деятельности является наличие
рабочей силы. В этой связи с определенной
долей условности (в узком смысле) можно
считать основой экономики труда экономику
рабочей силы.
Экономика труда — это динамичная общественно
организованная система, в которой происходит
процесс воспроизводства рабочей силы:ее производство, формирование
(подготовка, обучение, повышение квалификации
работников и т.д.), распределение, обмен
и потребление (использование), а также
обеспечиваются условия для взаимодействия
работника, средств, предметов труда и
сам процесс взаимодействия.
Процесс производства (формирования)
рабочей силы (способности к труду), т.е.
подготовки работника, начинается со школы,
он продолжается в вузах, колледжах, на
рабочих местах, в институтах повышения
квалификации, на стажировках и т.д. Процесс
распределения и обмена рабочей силы,
как правило, происходит на рынке труда
при участии трех субъектов института
социального партнерства — работодателей,
наемных работников и государства, а также
непосредственно на предприятии (это найм,
ротация работников, увольнение и т.п.).
Обмен рабочей силы также предполагает
эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную
плату.