Формы воздействия государства на соотношение потребляемого и накапливаемого дохода

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему специфических финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются, прежде всего, методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных членов общества и для оказания различных видов экономической помощи населению

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

Вопрос 1.Формы  воздействия государства на соотношение потребляемого и накапливаемого дохода

Формирование и  использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и  динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень  и структуру потребления населения  через систему специфических  финансовых методов, государство оказывает  регулирующее влияние и на уровень  его доходов. Среди этих методов  основными являются, прежде всего, методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых  для обеспечения условий воспроизводства  трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных членов общества и для оказания различных  видов экономической помощи населению. Финансово-кредитная система оказывает  влияние на уровень доходов населения, во-первых, с помощью конкретных финансовых и кредитных методов  через выполнение специфических  функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения и др., во-вторых, используя средства финансово-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов. В этих случаях финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей могут быть исключительно общегосударственные бюджетные средства (затраты на просвещение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование); существуют потребности, которые за счет общегосударственных средств удовлетворяются частично (нормирование)). Важным элементом финансовой статистики и учета могут являться финансовые каталоги ресурсов. К ним относятся потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, а также некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др. Есть потребности, которые удовлетворяются за счет нецентрализованных специальных фондов, формируемых из средств предприятий и организаций или самих работников и населения. В условиях перехода к рынку все большее значение приобретает направление удовлетворения потребностей. Бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги населению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).В бюджете 1992 г. доля возмещения разницы в ценах составила 27,3 % от всех расходов, направленных на финансирование городского хозяйства. Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения, которая выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижение налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплата компенсаций за счет пенсионного фонда и др.Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предоставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, несмотря на то, что кредитные отношения между государством и населением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов. Вместе с тем следует признать, что процесс перехода к рынку в Республике Беларусь происходит болезненно и социально незащищенная часть населения испытывает существенные трудности (пенсионеры, студенты, низкооплачиваемые категории населения).В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса существенное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов. Сбережения населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемое источника дополнительных доходов. Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы: стремление обеспечить себя в будущем, например, после выхода сберегателя на пенсию; создание дополнительных средств для жизни детей, родственников и др.; образование резерва для непредвиденных потребностей и т. п. Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций Государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций Государственного займа. Особой формой сбережений в современных условиях является сертификат как особый вид облигаций Государственного займа, размещаемый среди мелких и средних держателей. Сертификат может выступать в качестве свидетельства об участии в займе и на право получения облигаций. В нашей республике сертификат получает развитие как письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, удостоверяющее право на получение депозита и размера причитающегося процента. Своеобразной формой обязанностей является акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Физическое или юридическое лицо может быть участником создания уставного фонда совместного предприятия, внося очередную сумму в этот фонд. Доход, полученный по результатам совместной деятельности, распределяется между учредителями этого предприятия в соответствии с принятым уставом. Нынешний этап развития нашего общества характеризуется ухудшением материального положения отдельных слоев населения, неуверенностью в завтрашнем дне, инфляцией и постоянным ростом цен. Это вынуждает население искать другие формы сбережения, вкладывать средства в недвижимость, в банки под процент, превышающий рост инфляции, в краткосрочные мероприятия. Личным сбережениям населения придана определенная специфика, позволяющая утверждать, что прирост их правильно использован для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк; страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресурсов государства выступают размещаемые среди населения Государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий.

Государство способно воздействовать на совокупный спрос прямо и косвенно. Косвенное влияние его на общие  расходы по покупкам реализуется  через активизацию или, наоборот, нейтрализацию определенных факторов, детерминирующих сдвиги в потреблении, сбережениях, частных инвестициях  и чистом экспорте. Что касается прямого воздействия государства на совокупный спрос, то оно осуществляется двумя основными способами.

1. Государственные закупки.  Их увеличение расширяет совокупный  спрос, а сокращение сужает  его. Своими закупками государство  способно поддерживать целые  отрасли экономики и слои населения.  Закупкам кейнсианцы отводят  значительную роль в обеспечении  занятости, доходов и конкурентоспособности  национальной экономики. Важное  место занимают они и в антициклическом  регулировании. Когда народное  хозяйство испытывает спад, тогда  их следует расширять, дабы  уменьшить сокращение совокупного  спроса, остановить его падение  или даже попытаться увеличить.  Напротив, в условиях инфляционного  бума целесообразно ограничивать  госзакупки во избежание усиления  инфляции спроса. Конечно, очень  многое зависит в этих мерах  от самих масштабов госзакупок, а также от источников их  финансирования.

2. Изменение налогов. Рост  налогов ведет к сокращению  потребления, сбережений и инвестиций, а снижение вызывает обратные  сдвиги в названных компонентах  спроса. Чрезмерное налоговое бремя  или убивает стимулы предпринимательства,  или загоняет его в "тень", как случилось в странах СНГ  в 90-е годы. Но налоги являются  источником финансирования госзакупок, их повышение для расширения  госзакупок с целью увеличения  совокупного спроса нейтрализует  часть эффекта от роста этих  закупок. Поэтому фундаментальные  рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и содержат положения о дефицитном финансировании для преодоления спада, т. е. увеличения госзакупок и трансфертов в условиях кризиса перепроизводства не за счет роста налогов, а за счет повышения дефицита госбюджета. Более того, кейнсианцы считают необходимым на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать потребление и инвестиции, в то время как на фазе инвестиционного бума их следует повышать, чтобы сиять излишние  спроса и сбить инфляцию.

 

 

Вопрос 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики  

 Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной защиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.   

 Неудовлетворительное  развитие социальной сферы, рост  нищеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.  

 При правильном подходе  сама социальная политика и  социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.  

 Выход России и ее  регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг:

М • V = Q • Р, где:

М — объем денежной массы  в стране;

V — скорость оборота  денежной массы;

Q — объем товаров и  услуг (ВВП);

Р — средняя цена товаров и услуг.  

 Вполне очевидно, что  социальная политика и социально-трудовая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, предельно ясно, что без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей. А это требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.   

 Примеров обратного  влияния социальной политики  и социально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства.  

 Аналогичная взаимосвязь  существует между экономической  эффективностью, с одной стороны,  и решением проблем занятости,  охраны труда, социального страхования,  развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования — с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития как на федеральном, так и на региональном уровне.  

 Глубоко и всесторонне  анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере  производства и услуг, невозможно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования, образовательных дисциплин, практической деятельности специалистов и ученых государственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Однако, как свидетельствует анализ специальной литературы, среди ученых и практиков нет не только единых представлений о сущности и содержании термина «экономика труда», но и не определены общие подходы крещению этой теоретико-методологической проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущности ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содержания экономики труда для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе более подробно.  

 Словари-справочники  (в том числе последних лет  выпуска), отражают широкий разброс  представлений о самой сути  понятия. В одних словарях по  рыночной экономике оно отсутствует, другие определяют экономику как «совокупность отраслей», «совокупность производственных отношений», «систему экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе», «науку о хозяйстве, способах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протекания хозяйственных процессов» и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) понимают слишком узко, сводят к отдельным сферам или секторам хозяйствования, изолированным процессам и явлениям (например, к совокупности предприятий, финансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой теоретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для его абсолютизации нет оснований: это может порождать проблемы в практической плоскости. Мероприятия по совершенствованию и развитию экономики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные составляющие ее части. Кстати, отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной деятельности экономических властных структур, прежде всего министерств экономики, на федеральном и региональных уровнях, субъективизм в выборе приоритетов в работе последних и т.д.  

 В этой связи и  с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную общественно организованную систему хозяйствования, обеспечивающую процесс производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг1.   

 Такой подход к определению  сути экономики позволяет четко и обоснованно формировать экономические концепции, программы, прогнозы, а также профессионально планировать организацию работы экономических органов, определять их функции, задачи, приоритеты. В частности, программы и планы развития экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать прежде всего разделы, связанные с производством товаров и услуг (о работниках, работодателях, предприятиях, отраслях, районах, соответствующих министерствах, администрации районов, проблемах приватизации, регулирования экономики и т.д.). Это ключевая часть экономических документов и первоочередная задача экономических органов.  

 Другие разделы охватывают  процессы распределения и обмена(ценообразование и соответствующие органы и службы, сбытовые организации, оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы, связанные с потреблением (о работниках, предприятиях, организациях, социальной сфере, госслужбе и т.д.).  

Труд — процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента: целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно считать основой экономики труда экономику рабочей силы.   

Экономика труда — это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы:ее производство, формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.  

 Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства — работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.  

Информация о работе Формы воздействия государства на соотношение потребляемого и накапливаемого дохода