Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:47, курсовая работа
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Дать понятие и раскрыть сущность доходов населения.
2. Рассмотреть механизм формирования доходов.
3. Определить основные направления социальной политики государства.
4. Выяснить, каким образом доходы населения регулируются государством и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 5
1.1. Сущность и назначение доходов населения. 5
1.2. Механизм формирования и дифференциация доходов населения. 10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. 18
2.1. Сущность социальной политики государства ее основные направления. 18
2.2. Регулирование доходов как одно из направлений социальной политики государства. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственное
образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
на тему:
«Доходы населения и социальная политика государства»
Специальность: 080115.65
Форма обучения: очная
Ростов-на-Дону
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Социальная политика как ценностная система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
В условиях переходного периода к рынку, сопровождающегося сильной дифференциацией населения по доходу, безработицей, падением уровня жизни и благосостояния народа, что ведет к социальной напряженности в обществе, особая роль в эффективном социально-экономическом развитии страны принадлежит социальной политике государства, направленной на управление социальным развитием, умножение и распределение материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев населения, каждого человека.
Во
всех странах с развитой рыночной
экономикой налоги и бюджет, будучи
важнейшими средствами государственного
регулирования хозяйственной
В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики в области регулирования доходов населения, чему и посвящена данная работа.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1.
Дать понятие и раскрыть
2.
Рассмотреть механизм
3. Определить основные направления социальной политики государства.
4.
Выяснить, каким образом доходы
населения регулируются
Методической основой написания данной работы явилась научная и периодическая литература.
Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход /NI/ - количество денег, полученное, отдельными лицами в течение определенного периода.
Располагаемый доход /DI/ - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход /RI/ - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить Ра располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Номинальные денежные доходы населения формулируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.1
Средства, получаемые населением, работающим по найму в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствуют о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченными семьями на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
─ выплат по государственному страхованию;
─ банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
─ процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
─ доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
─ выигрышей по лотереям;
─ временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
─ выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимуму в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Экономическая теория выделяет две группы налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги – в основном подоходные налоги; что касается косвенных налогов, то они выступают как налоги на потребление. Прямые налоги взимаются только с доходов, какими являются заработная плата и другие факторные доходы, и поступают в государственную казну. Косвенные же налоги (или акцизы) обычно «скрыты» в цене товара, хотя в отдельных странах и практикуется их открытая декларация при покупке товара в магазине.2
Таким образом, налогообложение населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, налоги на наследство, сельскохозяйственный налог, налог на малосемейных граждан, налоги с продаж и др.
Уровень оплаты труда определяется не только степенью развития производительных сил страны и зависимостью оплаты от образования, квалификация работника, его вклада в совершенствовании технологии, производимой продукции и услуг. На уровень оплаты труда влияет и другая народнохозяйственная необходимость – необходимость баланса между суммой розничных цен товаров и услуг, с одной стороны, и суммой трудовых доходов населения – с другой.
Наблюдается следующая закономерность. Чем выше уровень развития национальной экономики, чем полнее отечественный рынок постоянно наполняется разнообразными высококачественными товарами и услугами, тем более экономика заинтересована в максимально высоком среднем уровне доходов населения и напротив, чем ниже эффективность экономики и стабильнее это положение, тем неизбежнее не только заинтересованность, но и прямая потребность экономики в устойчиво низких доходов населения.
Следует отметить различные принципы формирования доходов населения в интенсивной рыночной экономике и дефицитной технологически отсталой экономики нерыночного типа.
Во-первых, чем значительнее эффект трудовой деятельности в области технологического и социального развития хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг, тем выше оплата труда и в целом доходы народа.
Во-вторых,
чем значительней и ровнее общий
уровень культуры, специального образования
и квалификации трудовых ресурсов, оказывающих
прямое влияние на продуктивность и особенно
на творческий результат труда, тем заметнее
происходит возрастание и выравнивание
трудовых доходов по группам населения
с разным их традиционном уровнем. Напротив
экстенсивная, технологически не развитая
экономика, чье производство товаров и
услуг свертывается в объеме и лишено
в большинстве своем конкурентных возможностей,
приводит к неизбежному и значительному
общему падению доходов населения и столь
же заметно обостряющемуся расслоению
в уровне жизни по группам населения.
Информация о работе Доходы населения и социальная политика государства