Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:47, курсовая работа
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Дать понятие и раскрыть сущность доходов населения.
2. Рассмотреть механизм формирования доходов.
3. Определить основные направления социальной политики государства.
4. Выяснить, каким образом доходы населения регулируются государством и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 5
1.1. Сущность и назначение доходов населения. 5
1.2. Механизм формирования и дифференциация доходов населения. 10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. 18
2.1. Сущность социальной политики государства ее основные направления. 18
2.2. Регулирование доходов как одно из направлений социальной политики государства. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Доходы населения являются важнейшей экономической категорией, но в экономической науке они рассматриваются в основном с позиции распределения и регулирования. Вопросам же их формирования, особенно с институциональных позиций, внимания уделяется недостаточно.
Реализация экономических отношений, определяющих сущность доходов населения и обеспечивающих их получение, в рыночных условиях возможна с помощью разработки механизма формирования доходов населения, цель которого обусловлена экономическими интересами людей и заключается в обеспечении получения населением доходов в размере, необходимом и достаточном для удовлетворения его потребностей.
Механизм формирования доходов населения предлагается рассматривать как совокупность методов и способов, норм и правил целенаправленной реализации экономических отношений, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, при распределении и перераспределении вновь созданной стоимости между субъектами этих отношений и обеспечивающих получение конечного результата в виде денежных доходов. Этот механизм отражает действие объективных экономических законов.3
Структурно-логическая модель предлагаемого механизма формирования доходов населения (Приложение 1) отвечает следующим требованиям:
─ является объективной;
─ все элементы модели взаимосвязаны и оказывают воздействие на формирование конечного результата - величину денежных доходов населения;
─ все элементы модели имеют логическое и теоретическое обоснование, необходимое информационное обеспечение.
К элементам механизма формирования доходов населения относятся:
─ субъекты - активные участники процесса формирования доходов населения, обеспечивающие функционирование рассматриваемого механизма. Субъектами экономических отношений и движущей силой механизма являются государство, предприятия (фирмы) и население, при этом население рассматривается как совокупность домохозяйств, физических лиц и отдельных групп людей, взаимодействующих между собой;
─ экономические отношения как объективно существующие взаимосвязи и взаимодействия между субъектами, основанные на отношениях собственности и составляющие объективную основу механизма формирования доходов населения;
─ цель как программируемый (ожидаемый) результат действия механизма, которая реализуется в величине денежных доходов населения;
─ методы и инструменты (нормы, правила, рычаги, стимулы), активно воздействующие на экономические отношения, обеспечивающие формирование доходов населения и составляющие необходимое методическое и организационно - правовое обеспечение.
Основными критериями механизма формирования доходов населения, по нашему мнению, являются:
─ Временные рамки. Доходы определяются за конкретный период времени, как правило, за год.
─ Аддитивность. Денежные доходы населения формируются как сумма различных видов доходов;
─ Результативность. Конечным результатом функционирования механизма является абсолютная величина денежных доходов населения;
─ Системность. Все элементы механизма взаимосвязаны;
─ Регламентированность. Последовательность и содержание расчетов базируется на использовании определенных инструментов в соответствии с действующим законодательством;
─ Многофакторность. При формировании доходов учитываются различные факторы, влияющие на их величину.
Важнейшей
институциональной
Для
совершенствования механизма
А)
Экономические отношения, складывающиеся
между субъектами при формировании доходов,
подразделить на социально-экономические,
организационно-экономические и институционально-
Б) Население как субъект экономических отношений рассматривать не только как получателя доходов, но и как активного участника их формирования, что обусловлено характером рыночных отношений.
В) Выделить три уровня формирования доходов населения, исходя из содержания складывающихся экономических отношений: предприятие; государство, население. Это позволит определять величину и виды доходов по месту их возникновения, оценивать роль каждого уровня в формировании доходов, управлять источниками доходов, регулировать их структуру и обеспечивать реализацию цели формирования доходов населения.
Г) Дифференцировать виды доходов по уровням их формирования. Это обеспечит регулирование видов доходов и формирование их рациональной структуры.
Предлагаемый подход к анализу механизма формирования доходов населения позволил выделить такие его особенности, как:
─ экономические отношения, на реализацию которых он ориентирован, базируются не только на отношениях собственности, но и обусловлены обменом правами собственности субъектов этих отношений;
─ изменение структуры доходов населения, что связано с появлением новых видов доходов (доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности), изменением роли заработной платы в формировании доходов, расширением видов социальных выплат и др. Так, удельный вес заработной платы в общей сумме доходов в 2009 г. составил 66,4%,что на 10% ниже, чем в 1990 г. За этот же период доля доходов от собственности возросла с 2,5 до 7,2 %, а доходов от предпринимательства - с 3,7 до 11,2 %;
- устойчивый рост объема социальных выплат. Абсолютная сумма социальных выплат за 2000-2009 год увеличилась в 4 раза. В общей сумме доходов доля социальных выплат в среднем за год составляет 14% и по годам изменяется незначительно;
- изменение характера государственного регулирования доходов населения. Более отчетливое государственное вмешательство характерно для II уровня формирования доходов населения, в значительно меньшей степени оно присутствует на I и III уровнях;
- целевая установка на увеличение денежных доходов. За 2000-2009 гг. денежные доходы населения увеличились в 4,2 раза. Темпы роста по годам были различными, но явно просматривается тенденция их снижения. Однако абсолютное значение 1% прироста доходов населения за этот же период ежегодно устойчиво увеличивалось и в целом возросло в 4,7 раза;
- корректируется и постепенно совершенствуется методическое и организационно-правовое обеспечение механизма формирования доходов населения.
Предложенный подход к исследованию механизма формирования доходов населения позволит осуществлять управление источниками формирования доходов, регулировать их структуру и величину.4
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Социальная дифференциация выполняет в рыночной экономике ряд функций:
─ экономическое стимулирование производственной деятельности;
─ сохранение и развитие человеческого потенциала;
─ сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе.
Для
определения степени
Кривая
Лоренца представляет собой кривую
концентрации доходов по группам населения.
На рисунке видно, что в случае равномерного
распределения доходов попарные доли
населения и доходов будут располагаться
на диагонали квадрата, что и будет означать
полное отсутствие концентрации доходов,
или абсолютное равенство в обществе.
В реальной жизни не существует ни абсолютного
равенства в распределении доходов, ни
абсолютного неравенства, когда все население,
за исключением одного домохозяйства
(человека), не имеет доходов.
Рисунок 1.
А
доходы
120
100
80
60
40
20
О население
20 40 60 В
Кривая Лоренца строится на основе расчета коэффициента Джини. Расчет коэффициента Джини производится на основе данных о распределении домохозяйств по уровню среднего на домохозяйства дохода. Вся совокупность получателей делится на пять равных групп и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа домохозяйств. При равномерном распределении дохода каждая 20%-я группа имела бы пятую часть дохода. Чем больше отклонение кривой Лоренца от диагонали (прямой абсолютного равенства), тем большая поляризация доходов в обществе. Сам индекс Джини определяется как отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Коэффициент концентрации доходов варьируется от 0 до 1 или от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициента говорит о более неравномерном распределении доходов.5
Неравенство в доходах порождает проблему бедности, которая не является чисто экономическим понятием. Длительное отсутствие средств для нормальной жизнедеятельности означает для определенной части общества воспроизводство данного состояния бедности. В России порог бедности, за которым следует нищета, рассчитывается на основе прожиточного минимума.
Борьба с бедностью является важнейшей задачей общества, поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня — 60%, тогда как в России она составляет 35%.
Есть множество причин и факторов этого неравенства:
─ Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими.
─ Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству.
─ В-третьих, различия в образовательном уровне.
─
В-четвертых, даже при равенстве
возможностей и одинаковых уровнях
образования больший доход
─ В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли "осторожность" в расходовании средств.
В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.
Информация о работе Доходы населения и социальная политика государства