Доходы населения и социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Дать понятие и раскрыть сущность доходов населения.

2. Рассмотреть механизм формирования доходов.

3. Определить основные направления социальной политики государства.

4. Выяснить, каким образом доходы населения регулируются государством и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 5
1.1. Сущность и назначение доходов населения. 5
1.2. Механизм формирования и дифференциация доходов населения. 10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. 18
2.1. Сущность социальной политики государства ее основные направления. 18
2.2. Регулирование доходов как одно из направлений социальной политики государства. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Третий  принцип уходит своими корнями в  учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника доктрины утилитаризма. И.Бентам полагал, что главной задачей государства является обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. Но, однако, И.Бентам исходил из того, что функции полезности у разных людей неодинаковы. То есть способность к наслаждению в результате обладания каким-то количеством благ у разных людей различны. Получать большую долю общественного богатства должен тот, кто способен в большей степени получить полезность. Таким образом, общая полезность максимизируется не в случае равного распределения богатства между членами общества, а в результате пропорционального (в соответствии с различными функциями полезности) его распределения.

     Наконец, рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. Таким образом, в этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.

     Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны. Так, например, российское общество, формировавшееся под воздействием сложных исторических событий, суровых климатических условий, природных особенностей страны и впитавшее в себя принципы эгалитаризма, выступающего под видом коллективного начала, в значительной своей части не приемлет философию индивидуализма и рыночные принципы справедливости и на первых этапах перехода к рынку зачастую будет их отторгать. Для реализации экономических реформ, обновления общества необходим поиск компромисса, отвечающего национальным особенностям, духовному настрою общества и увязанному с экономической  ситуацией в стране.

       Выделяют следующие направления и методы государственного воздействия на бедность и неравенство в современных цивилизованных странах: установление прожиточного минимума посредством замены всех выплат социальных пособий единым негативным подоходным налогом. Существенно определение коэффициента снижения ставок данного вида налога по мере роста доходов. К достоинству вышеназванной меры относится обеспечение стимулов к трудовой деятельности и устранение унизительного положения низкодоходных групп населения по отношению к обеспеченным. При этом отрицательные моменты сводятся к высоким административным издержкам и росту ставок подоходного налога с доходов всех категорий граждан. При реализации данного метода требуется осуществление поиска эффективной взаимосвязи минимального уровня доходов и размеров социальных выплат.

     Трансфертные  платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет расходы и посредством изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Кроме того, правительством совместно с профсоюзами разрабатывается и утверждается тарифная система, регулирующая размеры заработной платы в зависимости от квалификации.

     Потенциальное получение трансфертных платежей ставится в зависимость от обязательства заняться трудовой деятельностью. Таким образом, реализовывается увязка социальных выплат с уровнем дохода их получателя.7

     В условиях инфляции перед государством стоит другая проблема - поддержание уровня доходов. Для этого применяется индексация доходов, особенно пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами, но в последние годы она применяется редко, так как не способствует проведению антиинфляционных мер и снижает мотивацию к более напряженному труду.

     С одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой его деятельности ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением этого противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

     Нельзя  забывать о нетрудовых доходах, получаемых незаконным путем. Идет интенсивный  процесс разграбления государственной  собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Говоря  о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и  перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые «стартовые» условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ.

     Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется  принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

     Помимо  очевидной связи социального  развития с достижением социальной справедливости не менее важно при  анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее престижным становится добросовестный труд, а все более престижным – собственность, богатство. С проблемами социального развития напрямую связаны проблемы снижения уровня жизни трудящихся и расслоения населения по доходам.

     Для того чтобы решить проблему социальной справедливости надо решить два вопроса: во-первых, сохранить социальное равенство  возможностей для всех членов общества, что очень неплохо решалось в СССР, а во-вторых, обеспечить справедливое неравенство в распределении национального дохода, так, чтобы это решение не перешло в свою противоположность, как это произошло в реформированной России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Камаева В.Д., Лобачевский Е.Н. Экономическая теория: учебник. ─ М.: Юрайт, 2006. ─ 557 с.
  2. Николаева И.Н. Экономическая теория: Трансформирующая экономика: учебное пособие. ─ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. ─ 447 с.
  3. Иващенко М. Экономика фирмы: учебник. ─ М.: ИНФРА - М, 2008. ─ 528 с.
  4. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник. ─ М.: Дело, 2005. ─ 896 с.
  5. Кетова Н.П. Макроэкономика: учебник. ─ Ростов н / Д: Феникс, 2004. ─ 384 с.
  6. Арсеньева Т. Социальные механизмы деятельности власти // Власть. ─ 2009. ─ № 4.─ с. 31-38.
  7. Васильева Е. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика // Власть. ─ 2008. ─ № 12. ─ с. 27-33.
  8. Васильева Е. “Социальное государство” и новая модель социальной политики в России // Власть. ─ 2008. ─ № 11. ─ с. 27-31.
  9. Сочнева Е. Государственное управление социальной сферой // Проблемы теории и практики. ─ 2008. ─ № 10. ─ с. 28-33.
  10. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // Полис. ─ 2008. ─ № 6. ─ с. 130-147.
  11. Фетисов Г.Г. Региональная дифференциация доходов населения и задачи социально-экономической политики // Вестник Московского университета Сер.6.,Экономика. ─ 2006. ─ № 6. ─ с.35-36.
  12. Глушанок Т.М. Об определении доходов населения региона // Вопросы статистики. ─ 2008. ─ № 8. ─ с. 19-22.
  13. Имамова Е.В. Сущность механизма формирования доходов населения // Журнал экономической теории. ─ 2008. ─ №3. ─ с. 179-184.

Информация о работе Доходы населения и социальная политика государства