Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
определение понятия и сущности дивидендной политики;
оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
раскрытие основных теорий дивидендной политики;
определение подходов к формированию дивидендной политики;
определение методик дивидендных выплат.
Введение…………………………………………………………….……....3
1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики……………………5
2. Факторы, определяющие дивидендную политику……………...…………..13
3. Основные теории дивидендной политики предприятия…………………18
3.1. Теория иррелевантности дивидендов …………………………….…18
3.2. Теория существенности дивидендной политики ……………..…..…20
3.3. Теория налоговой дифференциации………………………………....21
3.4. Сигнальная теория дивидендов………………………………….…..22
3.5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры)……………………………………………………….…23
4. Подходы к формированию дивидендной политики, ее типы………….25
5. Влияние дивидендов на стоимость акции………………………………38
Заключение……………………………………………………………..………43
Список литературы………………………………………………………...…45
В рамках теории Модильяни–Миллера упомянутые оговорки существуют в виде ряда предпосылок: это отсутствие налогов, равноценность для инвесторов дивидендов и доходов от прироста капитала, отсутствие эмиссионных и трансакционных затрат, равнодоступность информации и др. Очевидно, что далеко не все оправданны и практически реализуемы.
В развитие своей теории Модильяни и Миллер предложили начислять дивиденды по остаточному принципу. Обосновывая эту идею, они вновь указывают на приоритетность правильной инвестиционной политики, которая определяет достижение основной цели компании. Именно поэтому последовательность действий должна быть такой:
Таким образом,
оптимальность дивидендной
Теоретические разработки Модильяни и Миллера подверглись критике со стороны ученых и практиков. Оппоненты, прежде всего, указывали на нереальность исходных предпосылок в теории иррелевантности. Действительно, инвестор не может быть индифферентным по отношению к тому, в какой форме – дивидендах или доходе от прироста капитала – увеличивается его благосостояние, поскольку во многих странах дивиденд и доход от капитализации облагаются налогом по разным ставкам. Привлечение капитала за счет дополнительного выпуска ценных бумаг обходится дороже по сравнению с реинвестированием прибыли ввиду наличия эмиссионных расходов. Дивиденд – это реальные деньги, тогда как доход от капитализации представляет собой условный, нереализованный доход.
3.2 Теория
существенности дивидендной
Представители этого подхода, являющиеся оппонентами Модильяни–Миллера, считают, что дивидендная политика, несомненно, существенна, она влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основными идеологами этого направления считаются М. Гордон и Дж. Линтнер. Первые статьи по этому поводу были опубликованы ими во второй половине 1950–х гг. Основной их аргумент выражается крылатой фразой: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», а смысл подхода заключается в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным в будущем доходам, в том числе возможному приросту акционерного капитала2. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию. Их удовлетворяет относительно меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, используемая в качестве коэффициента дисконтирования, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Если дивиденды не выплачиваются, неопределенность увеличивается, возрастает и приемлемая для акционеров норма прибыли, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к снижению благосостояния акционеров.
Таким образом, основной вывод из теории Гордона и Линтнера таков: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение; увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. повышению благосостояния ее акционеров.
3.3 Теория налоговой дифференциации
Теория налоговой дифференциации разработана в конце 70 – нач. 80–х гг, XX в. Р. Литценбергером (Robert Litzenberger) и К. Рамасвами (Krishna Ramaswamy). Она состоит в том, что, с позиции акционеров, приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность; это имеет место в случае, если доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Так, в США ставки налогообложения периодически менялись, однако в любом случае различие между ними сохранялось (например, по налоговому законодательству США 1992 г. доход по дивидендам облагался по ставке 31%, а доход от прироста капитала – 28%); кроме того, уплата налога на доход от капитализации осуществляется лишь при его реализации.
В соответствии с этой теорией если две компании различаются в способах распределения прибыли, то акционеры фирмы, имеющей более высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, компании невыгодно платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли3.
В мире по-разному подходят к решению проблемы выбора дивидендной политики с учетом налогообложения. Например, в Великобритании, Австралии, Канаде ставка налога одинакова, в Германии и Японии реинвестированная прибыль облагается по более высокой ставке по сравнению с выплаченными дивидендами, во Франции – наоборот. Кроме того, в большинстве стран существует дифференциация налогоплательщиков в отношении уплаты налогов; это также сказывается на предпочтениях той или иной группы инвесторов в отношении доли реинвестируемой прибыли.
3.4 Сигнальная теория дивидендов
Данная теория построена на том, что в основу оценки рыночной стоимости акций заложен размер выплачиваемых по ним дивидендов. Следовательно, рост уровня дивидендных выплат вызывает возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход4. Кроме того, выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория основана на высокой прозрачности фондового рынка, на котором информация оказывает существенное влияние на изменение рыночной стоимости акций.
Исследования в области сигнального эффекта дивидендов на фондовых рынках показали, что если в стране основным источником является банковское финансирование, а фондовому рынку уделяется малое внимание, то проблемы информационной непрозрачности смягчаются, и значимость уровня дивидендов снижается. Текущие дивиденды компаний таких стран менее чувствительны к прошлым дивидендам и более чувствительны к текущей прибыли.
3.5 Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры)
Эта теория предполагает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров предпочитает увеличение рыночной стоимости акций, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая не согласна с такой дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав клиентуры станет более однородным.
Дискуссии по поводу того, какая из рассмотренных теорий верна, продолжаются до сих пор. Тем не менее, неоспорим факт, что большинство крупных компаний на Западе предпочитает регулярно выплачивать дивиденды. Любые серьезные изменения в области дивидендной политики немедленно сказываются на цене акций данной компании. Приведем примеры. Когда в мае 1987 г. известная фирма «Apple Computer» впервые объявила о выплате дивидендов в размере 4 центов на акцию (всего 5 млн. долл.), рыночная цена ее акций в тот же день возросла на 219 млн. долл.
Большинство практиков считают проблему оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуальной. Вместе с тем признается и тот факт, что единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует. Она определяется многими факторами, в том числе трудно формализуемыми (например, психологическими). Поэтому каждая компания должна выбирать свою политику, исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей.
4. Подходы к
формированию дивидендной
Второй ключевой этап при разработке дивидендной политики – это вопрос выбора оптимального типа дивидендной политики, т.е как уже ранее отмечалось, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики – исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика – это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и другое.5
Из-за большого
числа факторов, а также ввиду
изменения относительной
Практическое использование теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики:
Типы дивидендной политики
1. Консервативный подход:
1.1. Остаточная политика дивидендных выплат;
1.2. Политика стабильного размера дивидендных выплат.
2. Компромиссный подход:
2.1. Политика
минимального стабильного
3. Агрессивный подход:
3.1. Политика
стабильного уровня дивидендов;
3.2. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.
Таблица 1 Методики дивидендных выплат по типам дивидендной политики
Подход к формированию дивидендной политики |
Типы дивидендной политики |
Преимущества |
Недостатки |
1. Консерватив-ный |
1.1 Остаточная политика (выплаты дивидендов после отчислений, предусмотренных законодательством и удовлетворения потребностей, связанных с развитием производства) |
1. Обеспечение высоких темпов развития предприятия. 2. Рост финансовой устойчивости. |
1. Непредсказуемость и нестабильность дивидендных выплат. 2. Снижение инвестиционной привлекательности акций. |
1.2. Политика
стабильного размера |
1. Надежность. 2. Предсказуемость дивидендов. |
1. Слабая связь с финансовыми результатами. 2. Снижение инвестиционной привлекательности акций. | |
2. Умеренный |
2.1. Политика экстра–дивиденда (стабильный минимальный дивиденд + надбавка в отдельные периоды) |
1. Наличие стабильной гарантированной суммы дивидендов. 2.Достаточно
большая взаимосвязь с |
1. При использовании в течение длительного времени – снижение инвестиционной привлекательности акций (неблагоприятное воздействие на рыночную цену акций и престиж АО). |
3. Агрессивный |
3.1. Политика стабильного уровня дивидендов по отношению к прибыли или к акции. |
1. Простота формирования; 2. Пропорци–ональная
связь с финансовыми |
1. Непредсказуемость и нестабильно-сть дивидендных выплат в периоды неблагопри-ятных финансовых результатов; 2. При значительных колебаниях прибыли риск банкротства при этой политики возрастает. |
3.2. Политика постоянно растущего дивиденда (равномерный темп прироста по модели Гордона) |
1. Обеспечение высокой инвестиционной привлекательности акций. 2. Высокий рейтинг АО. |
1. Отсутствие гибкости при проведении такой политики. 2. Возможно снижение финансовой устойчивости. 3. Уменьшение объема инвестиций, в том числе на развитие производства. |
Информация о работе Дивидендная политика предприятия ее виды и задачи