Дивидендная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей фирмы является увеличение стоимости для ее собственников. От политики выплат владельцам капитала, основу которой традиционно составляла дивидендная политика, зависит, насколько динамика развития компании отражает изменение благосостояния ее собственников. Дивидендной политикой фирмы является комплекс решений об определении размера, сроков и порядка выплаты дивидендов.

Файлы: 1 файл

курсовая!!! дивиденд.docx

— 60.51 Кб (Скачать)

Введение

Основной задачей фирмы  является увеличение стоимости для  ее собственников. От политики выплат владельцам капитала, основу которой  традиционно составляла дивидендная  политика, зависит, насколько динамика развития компании отражает изменение  благосостояния ее собственников. Дивидендной  политикой фирмы является комплекс решений об определении размера, сроков и порядка выплаты дивидендов.

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная  политика

Цель курсовой работы:

Показать сущность дивиденда  и его роль в деятельности акционерного общества. Особенности существующих дивидендных политик, применяемые показатели, их место и роль.

Задачи курсовой работы:

-обсудить дискуссионные  вопросы и на этой основе  сущность дивиденда;

-рассмотреть возможные  типы дивидендных политик; в  соответствии с существующим  законодательством раскрыть порядок  и формы выплаты дивидендов;

-обобщить применяемые  в настоящее время показатели  выплаты дивидендов, акций и дивидендной политики;

-показать роль и возможности  важнейшего показателя «прибыль  на акцию».

 

Глава 1. Дивиденд и его  значение в экономике предприятия.

 

1.1.Сущность дивиденда.

Сущность дивиденда неоднозначна.

Дивиденд — это доход акционера на одну акцию за конкретный период времени, определенный с учетом дивидендной политики АО. его стратегических целей и задач и установленный собранием акционеров и советом директоров АО. [4]

Признаки дивидендов:

Во-первых, дивиденды могут быть начислены и выплачены по итогам некоторого периода.

Во-вторых, начислению дивидендов должно предшествовать подведение итогов работы за этот период, т. е. выведение конечного финансового результата — чистой прибыли.

В-третьих, предполагается, что потенциал предприятия после начисления и выплаты дивидендов по итогам отчетного периода не должен уменьшиться по сравнению с его значением на начало периода. (Это означает запрет на «проедание» капитала, т. е. на вознаграждение можно тратить излишек над вложенной суммой капитала.)

В-четвертых, дивиденд связан с общей чистой прибылью, а не с финансовым результатом отчетного периода.

В-пятых, суверенное право распоряжения прибылью принадлежит собственникам фирмы, а потому они вольны в своем решении относительно размера дивидендов (в рамках совокупной прибыли) и момента их изъятия.[1]

Дивидендная политика является составной частью финансовой и инвестиционной политики, оказывает влияние на общую  стратегию АО. Дивидендная политика в значительной мере зависит от финансового состояния и финансовых результатов деятельности АО. инвестиционных планов и возможностей, а также от состава акционеров.

Дивидендная политика, являясь составной частью политики управления прибылью АО и ее распределения, представляет собой определенное поведение акционерного общества при распределении прибыли в отношении выплаты дивидендов в рамках решения своих стратегических целей.

Выплата дивидендов акционерам это:

  • доход акционеров по акциям;
  • оплата тем, кто оказывает доверие данному АО;
  • передача акционерам того, что им принадлежит юридически, т.е. части прибыли;
  • снижение риска уменьшения рыночной цены акций, а также возможности начала их распродажи как формы протеста акционеров;
  • сигнал о положении дел в АО;
  • доля прибыли, приходящейся на одну акцию;
  • вознаграждение инвестору за риск, которому он подвергается, вкладывая деньги в данные акции;
  • в определенный период времени один из источников совокупного богатства или материального благополучия акционеров;
  • в определенный период времени распределяемый между акционерами остаток чистой прибыли после удовлетворения в ней других потребностей АО;
  • один из главных ориентиров инвесторам при решении вопроса о покупке тех или иных акций:
  • возможность оценить качество управления АО в зависимости от того, насколько стабильно оно выплачивает постоянную

сумму дивидендов; это означает стабильность финансового состояния АО и. естественно, качество управления;

  • результат коллективного решения акционеров на обшем собрании и совета директоров (администрации) АО.

В основе решения вопроса  о дивидендной политике АО лежит  решение главной проблемы: платить  или не платить дивиденды. Существует мнение, что акционерный мир поделился на два лагеря. У одного лагеря цель — высокие и стабильные дивиденды, у другого — экономический рост, использование прибыли на развитие производства и на эгой основе повышение стоимости акций за счет увеличения имущества и повышения его рыночной стоимости. Доводы сторонников каждого из этих лагерей достаточно убедительные.

Сторонники дивидендов утверждают следующее:

  • выплата дивидендов акционерам — это расчеты с теми, кто оказывает доверие АО; уменьшение дивидендов — снижение доверия, и наоборот;
  • прибыль АО юридически принадлежит акционерам: они обычно отдают предпочтение дивидендам по сравнению с перспективой «обогащения» за счет роста прибыли;
  • большинство акционеров лишено реальной власти в АО, и им почти безразлично развитие АО, его экономический рост; география акционеров у большинства АО разнообразна;
  • главным видом протеста акционеров является продажа ими акций; массовая продажа приводит к падению курса акций. В результате развитие производства становится более трудным и дорогостоящим, особенно инвестиции;
  • выплата дивидендов — это не только вознаграждение акционеров, но и возможность оценить качество управления, проявляющееся в стабильности выплаты дивидендов;
  • некоторые финансовые учреждении (трастовые компании, благотворительные фонды) рассматривают дивиденд как доход, который можно расходовать, а прирост стоимости акций — это дополнение к базовой стоимости, которое невозможно расходовать.

Не менее убедительные аргументы есть и у сторонников  использовании прибыли на развитие производства и невыплаты дивидендов:

  • акционеры ничего не теряют, не получай дивиденды, так как эти деньги к ним поступают в виде увеличенной стоимости их акций;
  • прибыль, направляемая на развитие производства. — наиболее естественный и сравнительно дешевый источник самофинансировании АО. которое развивает свою деятельность: за рубежом доля этого источника в инвестициях АО при самофинансировании свыше 90%;
  • при использовании прибыли в целях самофинансировании старые акционеры сохраняют контрольный пакет акций, а каждый акционер свою долю, так как в этом случае количество акционеров не увеличивается;
  • при выплате дивидендов и при недостаточности свободных средств у АО (необязательно при плохом финансовом состоянии) это в перспективе может отрицательно отразиться на прибыли;
  • дивиденды являются сигналами рынку не всегда, а только при непредвиденных обстоятельствах, и в основном лишь при со- крашении их размера:
  • если фирма платит большие дивиденды в течение определенного периода времени (нескольких лет), она вынуждена выпускать значительное количество дополнительных акций, а это не всегда хорошо;
  • при использовании в обороте АО кредитов и займов (а это неизбежно) отдельные кредиторы требуют в договоре, чтобы в период использовании кредита и займа дивиденды не выплачивались.

При распределении чистой прибыли АО можно выделить следующие направлении ее использования:

    • развитие производства:
    • выплата дивидендов;
    • финансовые вложения вне предприятия (инвестиции) как краткосрочные, так и долгосрочные;

прочие цели (резервы, фонд потребления, штрафы и др.). Первые три  направления альтернативны, так  как делить прибыль между ними поровну невозможно. [4]

 

1.2.Значение дивиденда  в экономике предприятия.

Дивиденды в определенной степени показывают, насколько успешно  работает коммерческая организация, в  акции которой они вложили  свои средства. Большая часть предприятий  основным источником финансирования своей  деятельности считает реинвестированную  прибыль. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой  прибыли, решение о размере и  порядке их выплаты является решением о финансировании деятельности предприятия  и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Реинвестирование прибыли  — одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ, поскольку  позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования.[1]

Негативные последствия  выплаты дивидендов:

Во-первых, выплата дивидендов предполагает, что компания имеет в своем распоряжении крупную сумму свободных наличных денег; очевидно, что такая предпосылка верна не всегда.

Во-вторых, выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что может отрицательно сказаться на последующих прибылях компании, в том числе на благосостоянии ее владельцев.

В-третьих, восполнять нехватку финансирования после оттока средств в связи с выплатой дивидендов придется путем мобилизации других источников; это потребует времени и расходов.

Важнейшей задачей дивидендной  политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом.[1]

Существуют три основные теории дивидендной политики:

Теория ирревалентности  дивидендов.

              (Ф.Модильяни и М.Миллера)

Теория существенности дивидендной  политики.

             (М.Гордон и Дж.Линтнер.)

Теория налоговой дифференциации.

             (Р.Литценбергером и К.Рамсвами)

 

Теория  ирревалентности дивидендов.  (Ф.Модильяни  и М.Миллера)

Стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов  и ее инвестиционной политикой, и  что пропорции распределения  дохода между дивидендами и реинвестированной  прибылью не оказывают на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости  фирмы не существует.

Рассматривая дивиденды  как пассивный остаток, размер которого определяется  наличием выгодных инвестиционных проектов, Модильяни и Миллер разработали  три варианта выплаты дивидендов:

1) Если инвестиционный  проект обеспечивает уровень  рентабельности, превышающий необходимый,  акционеры предпочтут вариант  реинвестирования прибыли. 

2) Если ожидаемая прибыль  от инвестиций находится на  уровне необходимой, то для  инвестора ни один из вариантов  не является предпочтительным.

3) Если же ожидаемая  прибыль от инвестиционного проекта  не обеспечивает необходимый  уровень рентабельности, акционеры  предпочтут выплату дивидендов.

Распределение прибыли при  наличии инвестиционного проекта  с ожидаемой рентабельностью  на уровне необходимой может быть произведено тремя способами:

-путем реинвестирования всей чистой прибыли;

-путем направления всей  прибыли на выплату дивидендов  и финансирования проекта за  счет дополнительной эмиссии  акций; 

-путем направления части  прибыли на выплату дивидендов  и компенсации этой части дополнительным  выпуском акций.

Последовательность определения  размера дивидендов компании

-составляется оптимальный  бюджет капиталовложений и рассчитывается  требуемая сумма инвестиций 

-формируется  структура  источников финансирования проекта  при условии максимального возможного  использования чистой прибыли  на инвестиционные цели 

- если не вся прибыль использована на цели инвестирования, оставшаяся часть выплачивается собственникам компании в виде дивидендов

Информация о работе Дивидендная политика предприятия