Дивидендная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия дивидендной политики в организации, ее видов и влияния на финансовые результаты деятельности.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) исследовать понятие дивидендной политики в организации;
2) изучить основные виды дивидендной политики в организации;
3) изучить влияние дивидендной политики на финансово- хозяйственную деятельность предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………….……………5
1.1. Понятие дивидендной политики…………………………………....5
1.2. Виды дивидендной политики …………………..…………………..8
1.3. Типы дивидендной политики…………………………………...…17
2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ....19
2.1. Внешние факторы………………………………………………......21
2.2. Внутренние факторы ………………………………………………25
3. РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….42

Файлы: 1 файл

Кусовая Финансы предприятия.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

  • Федеральное агентство по образованию
  • ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

  • Центр дистанционного образования
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

  • по дисциплине:  «Финансы организаций (предприятий)»
  • на тему: «Дивидендная политика предприятия» 
     
     
     
     

  •                                                       
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2011 г.

    Содержание

        ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

      1. ТЕОРИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………….……………5

      1.1. Понятие дивидендной политики…………………………………....5

      1.2. Виды дивидендной политики …………………..…………………..8

      1.3. Типы дивидендной политики…………………………………...…17

      2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ....19

           2.1. Внешние факторы………………………………………………......21

      2.2. Внутренние факторы ………………………………………………25

      3. РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ…..32

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….40

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….42 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение 

        Содержание  дивидендной политики и проблемы ее разработки требуют выявления  природы дивидендов. Приобретая акцию  предприятия и становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Пир этом если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке.

        Вкладывая свои средства в акции, их собственник  откладывает свое потребление, что  является важным обстоятельством для  балансирования потребительского рынка. Дивиденд в этом смысле - средство стимулирования распределения личного потребления во времени. Фактор времени необходимо учесть и в более общем виде: независимо от инфляции ситуация в экономике не остается неизменной, поэтому одна и та же сумма денег с течением времени становится не равной себе. Через разные виды процента это противоречие разрешается.

        Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние  на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его  акций. Упрощенную схему распределения  прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов, а оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Так как реинвестируемая часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, дивидендная политика весьма существенно влияет на привлекаемые компанией внешние источники финансирования.

        Реинвестирование  прибыли более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования компании, расширяющей свою деятельность. В этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, имеющих место, в частности, при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля над деятельностью компании со стороны ее владельцев. В этом случае количество акционеров практически не меняется.

        С теоретической позиции выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

        Влияет  ли величина дивидендов на изменение  совокупного богатства акционеров?

        Если  величина дивидендов влияет на изменение  совокупного капитала, то какой должна быть их оптимальная величина?

        Целью работы является исследование понятия  дивидендной политики в организации, ее видов и влияния на финансовые результаты деятельности.

        Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

        1) исследовать понятие дивидендной  политики в организации;

        2) изучить основные виды дивидендной  политики в организации;

        3) изучить влияние дивидендной  политики на финансово- хозяйственную  деятельность предприятия. 
     
     
     
     
     
     

    1 Теория дивидендной  политики

    1.1 Понятие дивидендной  политики

        Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.

        Дивидендная политика — политика компании в отношении выплаты дивидендов своим акционерам при неизменных решениях компании, касающихся вопросов инвестиций и займов.

        Дивидендная политика предприятия включает выбор по следующим вопросам:

    1. Следует ли предприятию выплачивать всю или часть чистой прибыли акционерам в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста. Это означает выбор соотношения в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов (d), и той части, которая реинвестируется в активы корпорации. Рассматривая модель ценообразования на акции предприятия с постоянным темпом прироста g (модель Гордона), Р0 = da1 /(ks - g), где da1 - ожидаемый дивиденд на акцию года t = 1, ks — ожидаемая доходность акции, можно видеть, что выбирая политику высокого значения дивидендного выхода (d/ ) величина da1 возрастет, и это повлечет, исходя из формулы, рост цены акции. Однако на цену акции влияет и прогнозируемый темп прироста. Если предприятие будет инвестировать незначительные средства в активы, то возможности роста будут невелики и цена акции упадет. Таким образом, выбор значения дивидендного выхода имеет альтернативные результаты: 1) высокие текущие дивиденды и рост цены на краткосрочном периоде или 2) будущий рост дивидендов и рост цены и перспективе.
    2. При каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять.

        3. В какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль - в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций. Обычно термин дивиденд используется для обозначения денежных выплат, которые получает акционер в результате распределения чистой прибыли корпорации пропорционально числу акций. Более широкое понятие дивидендов используется для любых прямых выплат корпорацией своим акционерам. Схемы всех выплат при таком подходе рассматриваются как часть дивидендной политики.

    1. Какие конкретные схемы выплат использовать. Если денежные выплаты пропорциональны владению акциями, то какова должна быть периодичность выплат и их абсолютная величина. Если предусматривается выкуп акций, то какова выкупная цена? Обычно объявляемая денежная выплата выражается в количестве денежных единиц на акцию, но может выражаться в процентах от рыночной цены (дивидендная доходность) или в процентах от прибыли (дивидендный выход). Дивиденд объявляется без учета подоходного налогообложения.
    2. Как строить политику выплаты дивидендов по не полностью оплаченным акциям (пропорционально оплаченной части или полностью).

        В мировой практике все эти вопросы  касаются обыкновенных акций, так как  только по ним возможны альтернативные формы распределения чистой прибыли. Выплаты по привилегированным акциям относятся к обязательным фиксированным платежам, решения по которым увязываются с выбором структуры капитала. Российское законодательство допускает невыплату дивидендов по привилегированным акциям даже при наличии чистой прибыли. Поэтому решения по дивидендным выплатам российских предприятий затрагивают и привилегированные и обыкновенные акции. В уставе АО по привилегированным акциям могут фиксироваться: 1) размер дивиденда в денежных единицах, 2) процентная величина дивиденда к номиналу привилегированной акции, 3) порядок определения величины дивиденда (расчет по прибыли после налогообложения или иные способы), 4) очередность выплаты дивидендов по привилегированным акциям разных типов.

        На  значение дивидендного выхода влияет большое количество факторов, основные из которых:

    1. инвестиционные возможности предприятия;
    2. предпочтения акционеров между текущим и будущим доходом; сложившаяся структура собственников данного предприятия (состоятельные инвесторы, институциональные инвесторы, бывшие работники данного предприятия и т. п.);
    3. выбранная структура капитала;
    4. стоимость капитала других источников, кроме нераспределенной прибыли.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2 Виды дивидендной  политики

        Реально предприятие выбирает конкретный вид дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию.

        1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Дивидендный выход определяется следующим образом:

    1) определяется  количество денежных средств,  которыми может располагать предприятие без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн. рублей и предприятие не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн. рублей. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. рублей (50/(100 + 50) = 0,33).

    В этом случае возможный размер нового капитала возрастет до 150 млн. рублей;

        2) возможный размер нового капитала  сравнивается с инвестиционными возможностями через сравнение относительной ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется, а недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта. Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты (d) года t определяются как разница между чистой прибылью года t и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы данного года. Например, если ожидаемая чистая прибыль в следующем году 100 млн. рублей, структура капитала (которая максимизирует рыночную цену) включает 50% заемного капитала и 50% собственного и по инвестиционной программе на следующий год предполагается затратить 140 млн. рублей, то исходя из целевой структуры капитала 70 млн. рублей следует привлекать в виде заемного капитала и 70 млн. рублей собственного (прежде всего нераспределенная прибыль). Остаток чистой прибыли 30 млн. рублей следует направить на выплату дивидендов. Дивидендный выход составит 30/100 = 30%.

        Инвесторы предпочитают фирму, которая реинвестирует  прибыль вместо выплаты дивидендов, если доходность активов фирмы (рентабельность), полученная в результате реинвестирования, превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно, инвестируя с аналогичным уровнем риска. Например, если фирма может реинвестировать в проект, обеспечивающий 30%-ную рентабельность, а наивысшая доходность среднего акционера на рынке по дивидендным выплатам составит 20%, то акции корпорации будут расти в цене.

        Таким образом, даже если инвестор оценивает  будущий рост более рискованно, чем получение текущей дивидендной доходности, высокая ожидаемая доходность по новым проектам компенсирует этот риск.

        2. Политика фиксированного дивидендного выхода. Предприятия могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования предприятие использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период — близок к нему.

    Информация о работе Дивидендная политика предприятия