Дивидендная политика и политика развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии менеджеров акционерного общества с акционерами, инвесторами в процессе распределения прибыли на дивиденды и другие цели акционерного общества.
Объектом выступает действующая практика выплаты дивидендов российскими акционерными обществами.
Можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
1) максимизации совокупного достояния акционеров;
2) достаточного финансирования деятельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………5
Часть I. Теоретическая часть……………………………………………………………………8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования дивидендной политики предприятия……8
1.1. Сущность и задачи дивидендной политики……………………………............................8
1.2. Классические теории формирования дивидендной политики предприятия…………..12
1.3. Основные этапы дивидендной политики ………………………………………………..14
Глава 2. Дивидендная политика и политика развития предприятия……………………….17
2.1.Факторы, определяющие дивидендную политику………………………………….........17
2.2. Методические подходы к распределению прибыли в акционерном обществе………..21
2.3. Методики и формы выплаты дивидендов………………………………………………..25
2.4. Основные приёмы дивидендной политики по формированию цены акций предприятия..................................................................................................................................28
Часть II. Практическая часть………………………………………………………………......30
Заключение…………………………………………………………….……...………………...33
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ!!!!.doc

— 264.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………5

Часть I. Теоретическая часть……………………………………………………………………8

Глава 1. Теоретические аспекты формирования дивидендной политики предприятия……8

1.1. Сущность и задачи дивидендной политики……………………………............................8

1.2. Классические теории формирования дивидендной политики предприятия…………..12

1.3. Основные этапы дивидендной политики ………………………………………………..14

Глава 2. Дивидендная политика и политика развития предприятия……………………….17

2.1.Факторы, определяющие дивидендную политику………………………………….........17

2.2. Методические подходы к распределению прибыли в акционерном обществе………..21

2.3. Методики и формы выплаты дивидендов………………………………………………..25

2.4. Основные приёмы дивидендной политики по формированию цены акций предприятия..................................................................................................................................28

Часть II. Практическая часть………………………………………………………………......30

Заключение…………………………………………………………….……...………………...33

Список литературы……………………………………………..................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Динамично развивающиеся компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности. Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов. Таким образом, разработка инвестиционной политики предприятия должна проводиться в тесной взаимосвязи с разработкой дивидендной политики.

Экономические преобразования, происходящие на протяжении последнего десятилетия в России, коренным образом изменили существующую систему экономических отношений общества. Становление и развитие рыночных отношений, преобразование и приватизация в нашей стране создали условия для формирования дивидендной политики акционерных обществ. Многие акционерные компании начали платить дивиденды в середине 90-х гг., но на этой стадии общая сумма дивидендных выплат была незначительна по сравнению с чистой прибылью [11]. В последние годы крупнейшие российские компании, заинтересованные в повышении своей репутации, отражающейся на рыночной капитализации, а также в привлечении инвестиций на рынке ценных бумаг, стали уделять особое внимание процессу формирования дивидендной политики.

Дивидендная политика, как и управление, структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно [11]. С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Но все же главный вопрос дивидендной политики: «как примирить интересы акционеров с необходимостью достаточного финансового развития?» Ведь чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничения на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности привлечения кредитов. Но ведь ожидания инвесторов тоже необходимо оправдывать. Не получая достаточной прибыльности от вложений, инвесторы начинают «скидывать» свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом. Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо рассмотреть сущность дивидендной политики, проанализировать методику политики развития.

Целью данной курсовой работы является анализ оптимальной дивидендной  политики предприятия и направления ее разработки. В соответствии с целью  курсовой работы передо мной стоят следующие задачи: - определить сущность и задачи дивидендной политики акционерного общества; - выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование дивидендной политики акционерных обществ; - рассмотреть методические подходы к распределению прибыли на основе внутреннего темпа роста предприятия; - определить наиболее приемлемую методику выплаты дивидендов в современных российских условиях.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии менеджеров акционерного общества с акционерами, инвесторами в процессе распределения прибыли на дивиденды и другие цели акционерного общества.

Объектом выступает действующая практика выплаты дивидендов российскими акционерными обществами.

Можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

1) максимизации совокупного достояния акционеров;

2) достаточного финансирования деятельности предприятия.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования дивидендной политики предприятия» определяется сущность и задачи дивидендной политики, изучаются классические теории ее формирования в акционерном обществе, рассматривается порядок планирования дивидендной политики акционерных обществ.

Вторая глава «Дивидендная политика и политика развития предприятия» посвящена вопросам распределения прибыли в акционерном обществе, анализу применяемых методик и форм выплаты дивидендов, а также выявляются и анализируются факторы, влияющие на ее формирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Теоретическая часть

Глава 1. Теоретические аспекты формирования дивидендной политики предприятия

1.1. Сущность и задачи дивидендной политики

 

Понятие «дивидендная политика» пришло в Россию в первой половине 90-х гг. прошлого века вместе с основополагающими элементами теории финансового менеджмента из экономической науки США. Именно в этой стране произошло формирование и развитие данной категории, начало которому положило исследование Д. Линтнера. Оно касалось дивидендных выплат 28 американских компаний за период с 1947 по 1953 г. Его результатом стало выявление закономерности, согласно которой исследуемые предприятия на выплату дивидендов направляли относительно постоянную долю прибыли. Д. Линтнер поставил в числе прочих актуальный до сих пор вопрос о том, что влияет на выбор менеджерами корпорации размера, формы и периодичности дивидендных выплат. Даже через полвека данный вопрос сохраняет остроту, что объясняется значительным количеством факторов, обусловливающих выбор параметров дивидендной политики, а также зачастую их стохастическим влиянием на нее и, следовательно, на рыночную капитализацию компании. Последнее обстоятельство ставит под сомнение широкое использование российскими акционерными обществами такого резерва повышения своей инвестиционной привлекательности, как политика дивидендных выплат [7].

Дивидендная политика - политика акционерного общества в области использования прибыли. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей акционерного общества, и определяет доли прибыли, которые выплачиваются акционерам в виде дивидендов; остаются в виде нераспределенной прибыли; и реинвестируется [5]. Дивидендная политика как часть финансовой стратегии предприятия, направлена на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.

Вкладывая средства в акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах.

Дивиденд – это часть прибыли, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с той или иной периодичностью [7].

Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.

Одним из существующих источников финансирования предприятия считается нераспределенная прибыль, выплата дивидендов уменьшает величину прибыли направленную на реинвестирование.

Решения о порядке и размере выплаты дивидендов является решение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Чем больше ожидаемые дивиденды и темпы их прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе. Однако выплаты дивидендов уменьшает возможность рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.

Реализация дивидендной политики направлена на решение различных задач:

       Нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия;

       Максимизация совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста стоимости предприятия;

       Обеспечение достаточного объёма собственных финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.

       Установление определенного соотношения между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом;

       Максимизация собственности акционеров;

       Повышение курсовой стоимости акций;

       Определение наиболее выгодной для всех участников формы выплаты (наличными деньгами, акциями, имуществом акционерного общества), а также периодов и сроков выплаты дивидендов [5].

Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:

       во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

Информация о работе Дивидендная политика и политика развития предприятия