Дивидендная политика и политика развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии менеджеров акционерного общества с акционерами, инвесторами в процессе распределения прибыли на дивиденды и другие цели акционерного общества.
Объектом выступает действующая практика выплаты дивидендов российскими акционерными обществами.
Можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
1) максимизации совокупного достояния акционеров;
2) достаточного финансирования деятельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………5
Часть I. Теоретическая часть……………………………………………………………………8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования дивидендной политики предприятия……8
1.1. Сущность и задачи дивидендной политики……………………………............................8
1.2. Классические теории формирования дивидендной политики предприятия…………..12
1.3. Основные этапы дивидендной политики ………………………………………………..14
Глава 2. Дивидендная политика и политика развития предприятия……………………….17
2.1.Факторы, определяющие дивидендную политику………………………………….........17
2.2. Методические подходы к распределению прибыли в акционерном обществе………..21
2.3. Методики и формы выплаты дивидендов………………………………………………..25
2.4. Основные приёмы дивидендной политики по формированию цены акций предприятия..................................................................................................................................28
Часть II. Практическая часть………………………………………………………………......30
Заключение…………………………………………………………….……...………………...33
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ!!!!.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

       во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;

       в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

       в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли. В результате это приводит к увеличению коэффициента соотношения долговых обязательств и акционерного капитала [6].

Но прежде всего содержание дивидендной политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Отметим также, что, если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке.

Дивидендная политика связана с распределением прибыли в акционерных обществах. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой связи между текущим потреблением прибыли собственником и будущим ее ростом, увеличивающим рыночную стоимость фирмы.

Таким образом, дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частью.

 

1.2. Классические теории формирования дивидендной политики предприятия

 

Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиально важных вопроса:

1. Влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров?

2. Какой должна быть оптимальная величина дивидендов?

С целью получения ответа на обозначенные вопросы разработано 3 основные теории дивидендной политики:

1. Теория ирревалентности дивидендов.

2. Теория существенности дивидендной политики.

3. Теория налоговой дифференциации [10].

1. Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф.Модильяни и М.Миллером. В своей статье, опублико­ванной в 1961 г., они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определя­ется способностью фирмы генерировать прибыль, и в большей степе­ни зависит от правильности инвестиционной политики, нежели от того, в какой пропорции прибыль подразделяется на выплаченную в виде дивидендов и реинвестированную. Иными словами, оптимальной ди­видендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует в принципе [10].

Предпосылки выдвижения данной теории:

       Существуют только совершенные рынки капитала, подразумевающие бесплатность и равнодоступность информации для всех инвесторов, отсутствие трансакционных расходов и рациональность поведения акционеров.

       Новая эмиссия акций полностью размещается на рынке.

       Отсутствуют налоги.

       Для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала.

         В развитие своей теории Модильяни и Миллер предложили начис­лять дивиденды по остаточному принципу. Обосновывая эту идею, они вновь указывают на приоритетность правильной инвестицион­ной политики, которая, в конце концов, и определяет достижение ос­новной цели, стоящей перед компанией. Именно поэтому последова­тельность действий должна быть такой:

а) составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчи­тывается требуемая сумма инвестиций;

б) определяется схема финансирования инвестиционного портфе­ля при условии максимально возможного финансирования за счет ре­инвестирования прибыли и поддержания целевой структуры источ­ников;

в) дивиденды выплачиваются в том случае, если не вся прибыль использована в целях инвестирования.

Таким образом, оптимальность дивидендной политики может по­ниматься лишь в том, чтобы начислять дивиденды после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестиро­вания прибыли и за счет этого источника профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесо­образно использовать для реинвестирования, дивиденды не выпла­чиваются совсем, напротив, если у компании нет приемлемых инве­стиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на  выплату дивидендов.

По мнению Модильяни и Миллера, дисконтированная цена обык­новенных акций после финансирования за счет прибыли всех прием­лемых проектов плюс, полученные по остаточному принципу диви­денды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для мобилиза­ции дополнительных источников финансирования. В этом и проявляется иррелевантность дивидендной политики по отношению к рыноч­ной стоимости фирмы [9].

Данная теория подверглась критике в связи с тем, что на практике инвестору небезразлично получит он доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций предприятия. На практике, как правило, сокращение размера дивидендных выплат приводит к падению курса акций, а увеличение – к его росту.

2. Теория существенности дивидендной политики.

Представители второй теории, являющиеся оппонентами теории Модильяни-Миллера, считают, что дивидендная политика существен­на, она влияет на величину совокупного богатства акционеров. Ос­новными идеологами этого направления в решении проблемы выбора дивидендной политики считаются М. Гордон и Дж. Линтнер. Первые статьи по этому поводу были опубликованы ими во второй половине 50-х годов. , 1956. Основной их аргумент выражает­ся крылатой фразой: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» — не случайно теория Гордона и Линтера носит еще название теории «синицы в руках» и состоит в том, что инвесторы, исходя из стремления избежать риска, акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем, в том числе и приросту стоимости капитала, поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности предприятия и целесообразности инвестирования в данное предприятие [10]. Акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости фирмы. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность увеличивает­ся, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приво­дит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к умень­шению благосостояния акционеров [9].

Таким образом, основной вывод из рассуждений Гордона и Лин­тнера таков: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение: увеличивая долю прибыли, направля­емую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров.

3. Теория налоговой дифференциации.

Была предложена Р.Литценбергером и К.Рамасвами в конце 70-х — начале 80-х годов. Сторонники данной теории считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости. С учётом того, что каждая из перечисленных теорий имеет свои достоинства и недостатки, основывается на своих предположениях, не всегда отражающих условия реальной практики, в настоящее время единой дивидендной политики акционерных обществ не существует. На разных этапах становления и развития предприятия, при различных ситуациях на рынке предприятия стремятся либо форсировать накопления и обеспечивать за счёт этого своё развитие, либо наращивать дивидендный доход акционеров [10].

В соответствии с этой теорией если две компании различаются лишь в способах распределения прибыли, то акционеры фирмы, име­ющей относительно высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, компании невыгод­но платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизи­руется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли.

 

1.3. Основные этапы дивидендной политики

 

Планирование дивидендной политики акционерных обществ осуществляется  по следующим этапам:

1.       Оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики.

2.       Выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов.

3.       Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4.       Определение уровня дивидендов на одну акцию.

5.       Оценка эффективности проводимой дивидендной политики [5].

Оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики. В процессе такой оценки в практике финансового менеджмента все факторы принято подразделять на 4 группы:

1.      Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

       Стадия жизненного цикла компании;

       Необходимость        расширения        акционерной        компанией        своих инвестиционных программ;

       Степень   готовности   отдельных   инвестиционных   проектов   с   высоким уровнем эффективности [5].

2.       Факторы,   характеризующие    возможности    формирования    финансовых ресурсов из альтернативных источников:

       Достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

       Стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

       Стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

       Доступность кредитов на финансовом рынке;

       Уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием [5].

3.       Факторы, связанные с объективными ограничениями:

       Уровень налогообложения дивидендов;

       Уровень налогообложения имущества предприятия;

       Достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся  соотношением  используемого собственного и  заемного капитала;

       Фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала [5].

4.       Прочие факторы:

       Конъюнктурный цикл товарного рынка;

       Уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

       Неотложность платежей по ранее полученным кредитам;

       Возможность утраты контроля над управлением компанией [5].

Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.

Механизм распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:

       Из   суммы   чистой   прибыли   вычитаются   формируемые   за   ее   счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества;

       Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части;

       Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала общества [2].

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:                                                                    (1)

УДВпа - уровень дивидендных выплат на одну акцию

ФДВ - фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии  с избранным типом дивидендной политики

ВП - фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций

Кпа - количество простых акций, эмитированных акционерным обществом [2].

Оценка     эффективности     дивидендной     политики     основывается     на использовании следующих показателей:

коэффициент дивидендных выплат:

                                                                             (2)

Кдв - коэффициент дивидендных выплат

ФДВ - фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики

ЧП - сумма чистой прибыли [2].

                                                                                       (3)

- коэффициент дивидендных выплат сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию

- сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию   [2]    

коэффициент соотношения цены и дохода по акции:

                                                                                           (4)

- коэффициент соотношения цены и дохода

- рыночная цена одной акции

- сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию [2].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Дивидендная политика и политика развития предприятия

 

2.1. Факторы, определяющие дивидендную политику и их классификация

 

Сформировать успешную дивидендную политику без углубленного изучения факторов, влияющих на нее, можно только в том случае, если компания будет придерживаться благоприятных тенденций в этой сфере, складывающихся на протяжении длительного периода в той или иной стране.

Информация о работе Дивидендная политика и политика развития предприятия