Деятельность коммерческих банков и пенсионные системы
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:20, контрольная работа
Краткое описание
Коммерческие банки как универсальные кредитно-финансовые институты являются участниками рынка ценных бумаг. В разных странах место, отводимое коммерческим банкам на рынке ценных бумаг, различно. Тем не менее, можно сформулировать некоторые общие моменты взаимодействия коммерческих банков с национальными и международными рынками ценных бумаг. С конца 50-х гг. в мировой практике наблюдается активное проникновение коммерческих банков на рынок ценных бумаг - как в прямой, так и опосредованной формах. В тех странах, где место коммерческих банков на фондовых рынках ограничено законом (Япония, США, Канада), они находят косвенные пути участия в инвестиционной и посреднической деятельности через трастовые операции, сотрудничество с брокерскими фирмами, кредитование инвестиционных компаний и т.п.
Оглавление
1. Деятельность коммерческих банков на финансовых рынках 2. Пенсионные системы зарубежных стран
Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании.
Особое значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет установленное законом (обязательное) пенсионное страхование.
78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости.
Обеспечение по старости от предприятий и возможность частным способом позаботиться о своей старости имеют только дополнительную функцию, т.е. они дополняют доход пенсионера, который он получает из системы установленного законом пенсионного страхования, и не могут в обычном случае служить единственным источником, достаточным для обеспечения достойного уровня жизни в старости.
Основным принципом для исчисления индивидуального размера пенсии является принцип зависимости размера пенсии от размера заработной платы и факта уплаты страховых взносов. Смысл данного принципа заключается в том, что размер пенсии застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов.
При определенных условиях для повышения размера пенсии могут быть также засчитаны и особые периоды времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы. Эти и другие так называемые мероприятия по социальному выравниванию дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему установленного законом пенсионного страхования.
Другим составным элементом установленного законом пенсионного страхования является динамика увеличения размера пенсий. Это означает, что после назначения пенсии приобретенные на пенсию права в течение жизни индексируются в зависимости от изменения размера средней заработной платы, с тем чтобы пенсия лица, получавшего среднюю зарплату в течение 45 лет, равнялась бы на момент выхода его на пенсию по достижении возраста 65 лет 70% "чистой" средней зарплаты работающих по найму. При этом подразумевается, что в дальнейшем пенсия будет ежегодно индексироваться (динамизироваться) в той же степени, в какой будут меняться размеры средней заработной платы лиц, работающих по найму. Таким образом, гарантируется то, что пенсионеры принимают участие в реальном приросте дохода лиц, работающих по найму.
Зависимость размера пенсии от размера зарплаты обусловливает финансирование пенсий за счет страховых взносов, зависящих, в свою очередь, от размера зарплаты.
Система пенсионного страхования, помимо страховых взносов, получает для финансирования своих расходов дотации от государства. Дотации показывают ответственность государства за существование дееспособной системы предоставления защиты в старости, которая, в свою очередь, является предпосылкой для стабильного экономического и социального развития страны. Государственные дотации в пенсионное страхование рабочих и служащих составляют в настоящее время 20% всех поступлений. Более 80% поступлений составляют страховые взносы.
Принцип финансирования, используемый в установленном законом пенсионном страховании, - это чисто распределительная система финансирования.
Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название "континентальной" (ее иногда называют "бисмаркской").
Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.
Контроль за пенсионным страхованием и выплаты пенсий "белых воротничков" осуществляет Bundesversicherungsanstalt fur Angestellte (BfA), "синих воротничков" Landesversicherungsanstalten (LVA). Оба действуют под единым брендом Федерального ведомства по пенсионному страхованию Германии Deutsche Rentenversicherung.
2.2 Пенсионные системы США
Модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.
Распределительные пенсионные системы. В распределительной системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих и платящих налоги в соответствующие пенсионные фонды. A, свою очередь, взносы нынешних пенсионеров получили предыдущие поколения пенсионеров. Таким образом, распределительная система представляет собой "обмен между поколениями". Принцип "обмена" - социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном (законодательном) порядке и может работать только на государственном уровне.
Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа - ОФП (Social Security), охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с Законом о социальном страховании 1935 г.
Важно подчеркнуть, что хотя финансовое и административное управление государственных страховых фондов ОФП осуществляет Совет управляющих, куда входят, в частности, представители Правительства США - министры труда, финансов, здравоохранения и социальных услуг, эти фонды являются внебюджетными, т.е. их средства не входят в федеральный бюджет. Эти средства не могут использоваться ни на какие другие цели, кроме установленных законом. В частности, вложение средств может осуществляться только в государственные ценные бумаги.
Доля инвестиционного дохода в общих поступлениях фондов ОФП составила во второй половине 90-х гг. около 9,5%. За счет инвестиций в 1995 г. удалось получить дивиденды в размере 35 млрд. долл.
Однако, в целом, главная государственная пенсионная система США выполняет социальную, а не инвестиционную функцию. Для двух третей престарелых государственные пенсии составляют половину и больше их дохода. Число бедных среди престарелых, в 50-е годы составлявшее более 40%, в настоящее время не превышает 12%. В эту категорию попадают главным образом те, кто по каким-то причинам не смог заработать себе право на полную государственную пенсию, например, незамужние женщины, примерно до 40 лет жившие на пособия по программе помощи семьям с детьми.
Существуют два вида накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan). Первый вид гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который для каждого работника определяется с учетом размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируют фонды за счет отчислений с предпринимателей, а сами наемные работники взносы в эти фонды не платят. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь, федеральные (охватывающие номенклатуру гражданской службы и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами.
Личные пенсионные счета становятся все более распространенной формой пенсионного обеспечения. Только за 11 лет - с 1985 по 1996 гг. - накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 млрд. долл.
Таким образом, все большее число американцев обеспечивает себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия ЛПС.
Две последние из перечисленных пенсионных систем построены по накопительному принципу и, развиваясь исключительно быстрыми темпами, служат все более важным источником инвестиций в американскую экономику.
Однако и эти три формы пенсионного обеспечения не исчерпывают возможности американцев обеспечить себе дополнительные выплаты в старости. Еще одну возможность предоставляют компании по страхованию жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов, т.е. ежегодной ренты. По своей сути аннуитеты - такая же накопительная пенсионная система, как и другие, существующие в частном секторе экономики. Но эта система организуется не пенсионными фондами, а страховыми компаниями. Накапливаемые страховые резервы по аннуитетам точно так же вкладываются в экономику и служат источником долгосрочных инвестиций.
Структура инвестиций накопительных пенсионных систем складывается из традиционных инструментов финансового рынка. К ним относятся государственные ценные бумаги, в первую очередь, облигации федерального правительства, казначейские обязательства, акции и облигации корпораций, отличающихся высокой степенью надежности, доли паевых фондов, инструменты кредитного рынка и др. Так, в 1996 г. суммарные активы частных пенсионных фондов оценивались в 4139 млрд. долл., из них государственные ценные бумаги составляли 686 млрд. долл., корпоративные ценные бумаги - 1645 млрд. долл., инструменты кредитного рынка - 789 млрд. долл., доли паевых фондов - 411 млрд. долл. и т.д.
В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики. Одной десятой тех активов, которые американцы накопили на своих пенсионных счетах, хватило бы, чтобы только за счет инвестиционного дохода с этих сумм на уровне 7% годовых выплачивать пенсии всем российским пенсионерам на протяжении десятилетий в размере 150 долл. в месяц на одного пенсионера, что примерно в 8 раз выше послекризисного уровня. В США не только пенсионные фонды, но и другие институты, играющие важную роль в экономике и социальной сфере, успешно функционируют лишь путем использования накопительных схем. Так, страховые компании в целом сводят текущие страховые операции с некоторым убытком, и их прибыль формируется лишь в результате грамотного инвестиционного размещения страховых резервов, которые только у компаний по страхованию жизни с 1980 по 1995 гг. увеличились с 390 до 1812 млрд. долл., а инвестиционный доход за те же годы возрос соответственно с 38 до 173 млрд. долл.
В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. и обеспечивает минимальную пенсию.
В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.
Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.
Основной институт социальных выплат (включая пенсии): Social Security Administration, SSA. Ввиду высокой социальной значимости государственных пенсионных фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти.
2.3 Пенсионное обеспечение в Японии
Модель пенсионного обеспечения, действующая в Японии, характерна также для Великобритании, Австралии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансируемое из бюджета. Другие институты социальной защиты хотя и достаточно развиты, но выполняют роль дополнительных систем.
По классификации ООН, Япония к 1970 году превратилась в "стареющее" государство, так как пожилые люди старше 65 лет превышали 7% населения. К 1990 году число пенсионеров достигло уже 14,9 млн. человек, то есть около 12% населения. Согласно прогнозам, эта тенденция сохранится и к 2020 году лица старше 65 лет составят 25,5%.
При такой демографической ситуации увеличение расходов на выплату пенсий неизбежно. Только за один 1994 год они возросли на 7,9% по сравнению с 1993 годом и достигли 37,3 трлн. йен (около 60% от общих расходов на социальное обеспечение). Бремя расходов на социальную сферу становится слишком тяжелым, поэтому вопросы реформирования пенсионной системы остаются актуальными.
Последняя пенсионная реформа была проведена в Японии в 1985 году. Она коснулась только лиц, родившихся после 2 апреля 1926 года. Ее главным итогом стало введение базовых пенсий. Сейчас пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй образуют государственные и профессиональные.
С 1 апреля 1986 года все жители страны независимо от их национальности, пола, рода деятельности, уровня доходов и других факторов имеют право на базовую пенсию по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
Право на базовую пенсию по старости определяется двумя условиями: достижением установленного законом возраста - 65 лет и наличием страхового стажа. Применяется механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. При продолжении работы после достижения 65 лет размер пенсии увеличивается ежегодно.
Под страховым стажем понимают продолжительность уплаты обязательных пенсионных взносов. Причем в страховой стаж включаются не только периоды фактической уплаты взносов, но и время, когда застрахованный был освобожден от их уплаты по уважительным причинам, установленным законодательством. Время нахождения на содержании супруга, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, также засчитывается в страховой стаж. Однако при определении размера базовой пенсии время фактической уплаты взносов учитывается в полном объеме, а указанные "периоды освобождения" - только в пределах одной трети. Минимальная продолжительность страхового стажа, дающего право на базовую пенсию по старости, равна 25 годам, а максимальная - 40.