Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 06:16, доклад
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих вопросов напрямую зависит реальная степень самостоятельности учреждений.
Перцов Леонид Владимирович
руководитель проектов сектора
«Муниципальные финансы и межбюджетные отношения»
Фонда «Институт экономики города»
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих вопросов напрямую зависит реальная степень самостоятельности учреждений.
Основные формы бюджетного финансирования
Начиная с 1 января 2011 г. финансирование
учредителем бюджетных и
Финансовое обеспечение
Особым видом бюджетных
Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, можно выделить еще одну форму финансирования из бюджета учредителя – перечисление трансфертов в бюджет территориального Фонда обязательного медицинского страхования, который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения. Данная форма используется в субъектах РФ, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств. При этом согласно п. 19 ст. 31 уточненной редакции Закона №83-ФЗ, учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования не могут быть созданы в виде казенных учреждений.
Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением задания
Как для бюджетных, так и для автономных учреждений финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ст. 9.2 Федерального закона от 12 декабря 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Помимо этого, указанная статья Закона №174-ФЗ устанавливает, что для автономных учреждений финансовое обеспечение задания осуществляется с учетом мероприятий, направленных на развитие учреждения, перечень которых определяется учредителем. Федеральные правовые акты не содержат каких-либо требований, которым должны отвечать мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, следовательно, региональные и муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя вправе самостоятельно решать, финансирование каких мероприятий будет учтено при расчете объема субсидии на выполнение задания. Единственным ограничением в данном случае следует считать ст. 20 Закона №174-ФЗ, которая определяет, что объем финансового обеспечения выполнения задания не может зависеть от типа учреждения. Если одни и те же услуги (работы) оказывают (выполняют) в публично-правом образовании и бюджетные, и автономные учреждения, то средства, выделяемые на мероприятия по развитию автономного учреждения не могут учитываться в составе нормативных затрат на выполнение услуг (оказание работ) или нормативных затрат на содержание имущества. Такой учет автоматически ведет к зависящим от типа учреждения различиям в финансировании, поскольку финансирование мероприятий по развитию может быть включено в состав субсидии на выполнение задания для автономных, но не для бюджетных учреждений.
Согласно п. 17 ст. 30 Закона №83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению, используются в очередном финансовом году на те же цели. Автономные учреждения данными средствами распоряжаются самостоятельно в соответствии с общей нормой п. 8 ст. 2 Закона №174-ФЗ, определяющей, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом2.
Субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не включает в себя средства на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Публичные обязательства являются обязательствами публично-правового образования, ответственность за их исполнение несет РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а не учреждение. При этом действующее законодательство предусматривает возможность исполнения публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме только для бюджетных и казенных учреждений.
Порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией3. Для федеральных учреждений порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания определяют Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. №182 и от 2 сентября 2010 г. №671. В дополнение к порядку финансового обеспечения регионы и муниципальные образования могут утвердить методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Для федеральных учреждений такие рекомендации утверждены Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010 г. №137н/527. Утверждение методических рекомендаций, определяющих общие принципы расчета нормативных затрат всех учреждений публично-правового образования, независимо от их отраслевой принадлежности, оправдано с точки зрения сопоставимости управленческих решений и отчетности о деятельности учреждений. Как показывает опыт ряда регионов и муниципалитетов, закрепление всех полномочий по формированию нормативов за отраслевыми органами приводит к тому, что подходы к определению стоимости выполнения задания оказываются весьма различными (в частности, совершенно по разному распределяются затраты на оказание услуг, выполнение работ и затраты на содержание имущества). В дальнейшем подразделения исполнительных органов, выполняющие функции и полномочия учредителя, должны детализировать общие положения методических рекомендаций с учетом специфики соответствующих отраслей.
Указанные Постановления Правительства РФ определяют для федеральных бюджетных и автономных учреждений норму об обязательности использования соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Примерная форма соглашения для федеральных учреждений утверждена Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010 г. №138н/528. Применение соглашений нацелено на повышение уровня контролируемости учреждений. Поскольку расходы бюджетных учреждений, осуществляемые из средств, полученных в виде субсидии на выполнение задания, производятся без представления ими в финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, возможности контроля учредителя за их деятельностью после завершения переходного периода по реализации Закона №83-ФЗ существенно снижаются. Еще меньше степень контроля за деятельностью автономного учреждения, взыскать у которого ранее выделенную субсидию невозможно. В соглашении может быть предусмотрена периодичность перечисления средств субсидии, установлены критерии принятия решения об изменении объема субсидии (то есть, детализировано понятие «соответствующего изменения» задания, которое необходимо осуществить для изменения объема субсидии согласно п. 3 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ и п. 2.2. ст. 4. №174-ФЗ), указаны отраслевые особенности деятельности учреждения, обязательные для получения субсидии. Применение данного инструмента на региональном и местном уровне не обязательно, однако потенциально он является эффективным средством предотвращения нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания бюджетными и автономными учреждениями. Чем конкретнее будет сформулировано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и чем чаще будет осуществляться перечисление средств учреждению, тем выше уровень контроля за текущей деятельностью учреждения со стороны учредителя. При этом при формировании правовой базы следует обращать внимание, чтобы сроки предоставления и содержание отчетов о выполнении задания учреждением позволяли учредителю оценивать соблюдение условий предоставления субсидии, зафиксированных в соглашении. Следует также учитывать, что соглашение представляет собой не единственный инструмент контроля за деятельностью учреждения и его содержание должно быть согласовано с муниципальным заданием и распорядительными документами учредителя.
Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции
Согласно ст. 78.1 и ст. 79 Бюджетного кодекса РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным учреждениям субсидии на иные цели (далее – целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции.
Бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.
В отличие от бюджетных инвестиций, понятие субсидий на иные цели в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательстве в качестве, своего рода, страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанных с оказанием ими в соответствии с заданием услуг (выполнением работ).
Предоставление целевых