Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие бюджета;
рассмотреть принципы бюджетной системы;
рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
рассмотреть расходные обязательства РФ
выделить основные направления бюджетной политики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность бюджетной политики
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Глава 2. Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Основные направления бюджетной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально  экономического развития соответствующих  территорий, реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

     Принцип обязательности исполнения бюджета  означает, что после принятия и  утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.

     Принцип эффективности и экономичности  использования бюджетных средств подразумевает, что при исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

     Среди множества принципов, характеризующих  бюджетную систему, можно выделить наиболее важные5.

     Принцип единства бюджетной системы предполагает:

  • единство правовой базы;
  • единство денежной системы;
  • единство форм бюджетной классификации и документации;
  • использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;
  • применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
  • применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
  • ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

     Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов.

     Кроме того, принцип подразумевает разграничение  полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

     Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что  все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета6.

     Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

     Принцип вертикальности бюджетной системы предполагает вертикальное структурное строительство бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное образование имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху - вниз" в целях перераспределения денежных средств при решении задач социально-экономического характера или выравнивания доходов звеньев бюджетной системы7.

     Принцип межбюджетных отношений характеризует  бюджетную систему с позиций  распределения и закрепления  расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

     Принцип межбюджетных отношений означает, что  отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.

     Принцип универсальности бюджетов предполагает, что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными бюджетами, а местные  бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы. 
 

2. Бюджетная  политика РФ на современном  этапе

2.1 Бюджетная  политика РФ на 2011-2013 гг.

1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики

     Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это концепция специальной  деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в  противовес интересам других, в узком  смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

     Любая политика — это отношения минимум  двух субъектов по поводу защиты и  реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

  • по типу объекта (социальная, экономическая);
  • по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

     Политика  государства — это концепция  отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики  — это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения

     Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование возможно исключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

     Составными частями бюджетной политики являются:

  • фискальная, или налоговая, политика;
  • инвестиционная политика.

     В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

  • максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;
  • обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;
  • обложение согласно взаимовыгодности плательщиков и государства;
  • принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

     Выбор и соотношение принципов в  конкретной практике налогообложения  в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента и другими факторами. Так, первые два принципа широко использовались тоталитарными режимами, когда интересы правящей государственной верхушки, поддерживаемой силовыми структурами, ставились на первое место. Ведь чем больше налогов, тем выше доля внутреннего продукта у государства, тем оно мощнее и сильнее. И наоборот, последние принципы (взаимовыгодность и пожертвование) характеризуют демократический строй, когда граждане страны через выборную систему государственного аппарата диктуют курс и ход фискальной политики.

     Здесь существует классическое объективное  положение: любой выбор принципов  должен гарантировать минимум жизненных  благ для существования и воспроизводства  рабочей сипы как единственного  реального источника богатства, фундамента общества и государства.

     Инвестиционная  политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными  являются:

  • соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;
  • соотношение интересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.;
  • обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

     Таково  общее содержание бюджетной политики. Значение ее огромно, ибо ею определяется экономическая, финансовая основа функционирования государства и жизнедеятельности  всего общества.

     Пути  развития и решения проблем бюджетной  политики находят выражение в  ежегодном бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.

     В основу формирования и реализации бюджетной  политики положены стратегические целей  развития страны, определенных в ежегодных  Посланиях Президента Российской Федерации.

     Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

     Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

     Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Информация о работе Бюджетная политика