Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:27, курсовая работа
цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетной классификации.
Введение
1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………………………………………………………
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета…………………………………………………………
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации и его нормативно-правовое регулирование……………………………
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях ………………………………………………………….
2. Бюджетная классификация…………………………………………………….
2.1 Классификация доходов бюджета……………………………………
2.2 Расходы бюджета и их классификация……………………………
3.Основы организации бюджетного процесса в РФ…………………….........
3.1.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………….….
3.2.Характеристика этапов бюджетного процесса………………….......
3.3 Расходная часть бюджета субъекта РФ (на примере РБ)…………..
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…
В первом случае государство получает заем у населения, что вызывает дополнительный спрос, а следовательно, и стимулирование производства. Во втором случае продаваемые государством облигации на частном рынке скупает центральный банк. Появляется дополнительный стимул для роста государственных расходов. Следовательно, заем государства за счет банковской системы оборачивается дополнительными деньгами - монетизацией части государственного долга. Отсюда инфляция и падение процентных ставок [7. с. 48-55].
Таким образом, эффективная бюджетная политика предполагает регулирование бюджетного дефицита и государственного долга.
2. Бюджетная классификация
2.1 Классификация доходов бюджета
государственный бюджет доход расход
Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями. Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:
- по социально-экономическому признаку;
- по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета;
- по юридическим формам доходов
По социально-экономическому
признаку доходы бюджетов подразделяются
на доходы от хозяйствующих субъектов,
вне зависимости от формы собственности,
на основе которой они осуществляют
хозяйственную (в том числе
По условиям зачисления доходов
в соответствующие бюджета
По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.
Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление. БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и НК РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
К неналоговым доходам
БК РФ относит такие доходы, которые
по ранее действующему законодательству
имели режим «внебюджетных
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- доходы от продажи
или иного возмездного
- доходы от платных
услуг, оказываемых
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
В соответствии со ст. 42 БК РФ
в доходах бюджетов учитываются
следующие средства, полученные от
использования имущества, находящегося
в государственной или
- средства, получаемые в
виде арендной либо иной платы
за сдачу во временное
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от
передачи имущества,
- средства от возврата
государственных кредитов, бюджетных
кредитов и бюджетных ссуд, в
том числе средства, получаемые
от продажи имущества и
- плата за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
другим бюджетам, иностранным государствам
или юридическим лицам на
- доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в
- часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
- другие предусмотренные
законодательством Российской
В доходы бюджетов также
могут зачисляться
Особый порядок установлен
для таких неналоговых доходов,
как штрафы и иные суммы принудительного
изъятия. Штрафы подлежат зачислению в
местные бюджета по месту нахождения
органа или должностного лица, принявшего
решение о наложении штрафа, если
иное не предусмотрено
БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законодательству деление доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, на собственные доходы бюджетов и регулирующие. В ст. 47 БК РФ определены понятие собственных доходов бюджетов и их виды.
Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. К ним относятся:
- налоговые доходы, закрепленные
за соответствующими бюджетами,
- неналоговые доходы, а
также безвозмездные
При этом БК РФ закрепляет положение
о том, что финансовая помощь не является
собственным доходом
В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
БК РФ не только закрепил общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
1) собственные налоговые
доходы, федерального бюджета, за
исключением налоговых доходов,
В ст. 50 БК РФ закрепляются два вида налоговых доходов федерального бюджета:
- таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные
- государственная пошлина
в соответствии с
2) собственные неналоговые доходы, которые формируются в соответствии с общими нормами БК РФ, закрепляющими неналоговые доходы бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, в том числе:
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- доходы от продажи
имущества, находящегося в
- часть прибыли унитарных
предприятий, созданных
В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль ЦБ РФ - по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации
государственных запасов и
3) безвозмездные перечисления,
которые могут поступать в
процессе исполнения
4) остаток средств федерального бюджета на конец предыдущего года.
Доходы бюджетов субъектов
РФ в соответствии со ст. 55 БК РФ формируются
за счет собственных и регулирующих
налоговых доходов. Не учитываются
доходы, передаваемые в порядке бюджетного
регулирования местным
Доходы местных бюджетов в соответствии со ст. 60 БК РФ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В доходы местных бюджетов поступают также неналоговые доходы. Полностью поступают в местные бюджеты доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2.2 Расходы бюджета и их классификация
Бюджетное законодательство устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ