Бюджетная классификация РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетной классификации.

Оглавление

Введение
1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………………………………………………………
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета…………………………………………………………
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации и его нормативно-правовое регулирование……………………………
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях ………………………………………………………….
2. Бюджетная классификация…………………………………………………….
2.1 Классификация доходов бюджета……………………………………
2.2 Расходы бюджета и их классификация……………………………
3.Основы организации бюджетного процесса в РФ…………………….........
3.1.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………….….
3.2.Характеристика этапов бюджетного процесса………………….......
3.3 Расходная часть бюджета субъекта РФ (на примере РБ)…………..
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бюджетная классификация РФ,ее значение и направления совершенствования..docx

— 60.46 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и правовые  основы бюджетного процесса в  Российской Федерации…………………………………………………………………………

1.1 Экономическое содержание  и функции бюджета государства,  классификация бюджета…………………………………………………………

1.2 Бюджетный процесс,  его содержание, задачи и принципы  организации и его нормативно-правовое  регулирование…………………………… 

1.3 Основные направления  развития бюджетных отношений  в РФ в современных условиях  ………………………………………………………….

2. Бюджетная классификация……………………………………………………. 

2.1 Классификация доходов  бюджета…………………………………… 

2.2 Расходы бюджета и  их классификация…………………………… 

3.Основы организации бюджетного  процесса в РФ…………………….........

          3.1.Участники бюджетного процесса  и их полномочия…………….….

3.2.Характеристика этапов  бюджетного процесса………………….......

3.3 Расходная часть бюджета  субъекта РФ (на примере РБ)…………..

Заключение…………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………..

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики.

Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики  составляет бюджет, состоящий из бюджета  центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет - это  счетный план государства, позволяющий  контролировать поступление доходов  в форме налоговых и неналоговых  платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных  ресурсов согласно бюджетной росписи  расходов - с другой. Роспись государственных  доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном  порядке.

В данной работе изучаются  теоретические основы сущности бюджета  и бюджетной классификации для  создания наиболее полного представления  о сущности и составе бюджетных  доходов и расходов.

Актуальность темы определяется следующим: все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых  и кредитных отношений, которые  зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую  природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

Таким образом, цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию  и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.

В соответствии с целью  работы были сформулированы следующие  задачи:

- рассмотреть экономическое  содержание и функции бюджета,  бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации,  основные направления развития  бюджетных отношений в РФ в  современных условиях

- рассмотреть особенности  бюджетной классификации.

Информационной базой  работы послужили разработки отечественных  ученых в области бюджетного учета  и отчетности. При написании работы использовались законодательные и  нормативно-правовые акты РФ, учебные  пособия и учебники по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, экономической теории, финансам, бюджетной  системе РФ, монографии и научные  статьи в периодических изданиях,

 

 

 

1. Теоретические  и правовые основы бюджетного  процесса в Российской Федерации

1.1 Экономическое  содержание и функции бюджета  государства, классификация бюджета

 

Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики  составляет бюджет, состоящий из бюджета  центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет - это  счетный план государства, позволяющий  контролировать поступление доходов  в форме налоговых и неналоговых  платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных  ресурсов согласно бюджетной росписи  расходов - с другой. Роспись государственных  доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном  порядке. Смысловым содержанием  бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние  бюджета, от них зависит объем  доходов государства, концентрируемый  в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений  и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного  дохода общества.

Бюджет - это во многом искусство, искусство вести учет финансового  хозяйства и контролировать рациональность расходования государственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих  этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через  налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный  бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения  национального дохода и расходуемый  государством для осуществления  своих функций [6. с. 12-21].

Таким образом, все экономические  проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную  экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим  вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как  единого системного комплекса. В  государственном бюджете органически  увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они  получают единую направленность, находящую  отражение в проводимой государством политике.

С чего начинается формирование бюджета - с доходов или расходов? Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей книге  «Исследование о природе и  причинах богатства» (1776) указывал, что  формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства. К таковым он относил расходы  на оборону, расходы на отправление  правосудия и расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем резиденция бургомистра).

Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две особенности. Во-первых, допустимы только те расходы  государства, которые отвечают интересам  общества. Это делает государство  «дешевым», экономически необременительным  для населения. Во-вторых, как театр  начинается с вешалки, так и государственный  бюджет - с расходов. Для формирования бюджета государство должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно может их покрыть.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают  доходы, налицо бюджетный дефицит [6. с. 12-21].

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов и займов. Расходная  часть государственного бюджета  развитых стран включает расходы  на содержание вооруженных сил и  государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов  по государственному долгу.

Исторически структура государственных  расходов определялась потребностями  в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП в США составляет 36%, Японии - 33, Германии - 46, Англии - 43, Франции и Италии - 50, Канаде - 44, Швеции - 60%.

Структура государственных  расходов развитых стран в современных  условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы  составляют 28%, социальные - 47,3, хозяйственные - 6,7, выплаты процентов по государственному долгу - 13,7%. В других странах смешанной  экономики социальная сфера поглощает  свыше 50% бюджетных расходов. Что  касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах  имеются существенные различия, связанные  с масштабом государственного сектора.

Бюджетная система выполняет  три функции:

1) фискальная функция  означает создание финансовой  базы функционирования государства  в условиях фактического отсутствия  у него собственных доходов  (исключая доход от государственной  собственности);

2) функция экономического  регулирования - это использование  государством налогов (основного  источника доходов бюджета) для  проведения своей экономической  политики;

3) социальная функция  предполагает использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода.

Бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования [6. с. 12-21].

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов  воздействия на экономику опирается  на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах  господствовала концепция «нейтрального  бюджета», отвечающая интересам экономики  только в том случае, если не требовалось  коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное  функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических операций, время их проведения; б) снижала эффективность экономических операций, т.к. налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования  государственного бюджета впервые  признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция, согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться и профицитом бюджета, и возрастанием бюджетного дефицита. Согласно этой концепции решить проблему дефицита в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике.

Бюджетная классификация - это  обязательная группировка доходов  и расходов бюджетов всех уровней  по однородным признакам. Бюджетная  классификация используется при  планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении  отчетности. На основе бюджетной классификации  обеспечивается: единообразие составления  проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям. Для обработки данных бюджетной классификации средствами ИВТ установлена система кодирования показателей. Группировочным признаком доходов являются источники формирования каждого из них, а у расходов - направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления [6. с. 12-21].

Таким образом:

- Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой  системы страны. Отражая содержание  процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

- Бюджет РФ как финансовый  план государства базируется  на показателях прогноза социально-экономического  развития страны на очередной  год. Общие показатели и структура  доходов и расходов органически  связаны с объемами общественного  продукта и национального дохода  и определяются налоговой системой  и бюджетно-финансовой политикой  государства.

- Доходы бюджета представляют  собой финансовые каналы аккумуляции  в бюджетной системе страны  значительной части денежных  поступлений, выражающих экономические  отношения между государством (органами  власти), с одной стороны, и  юридическими лицами и гражданами, с другой.

Информация о работе Бюджетная классификация РФ