Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:27, курсовая работа
цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетной классификации.
Введение
1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………………………………………………………
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета…………………………………………………………
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации и его нормативно-правовое регулирование……………………………
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях ………………………………………………………….
2. Бюджетная классификация…………………………………………………….
2.1 Классификация доходов бюджета……………………………………
2.2 Расходы бюджета и их классификация……………………………
3.Основы организации бюджетного процесса в РФ…………………….........
3.1.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………….….
3.2.Характеристика этапов бюджетного процесса………………….......
3.3 Расходная часть бюджета субъекта РФ (на примере РБ)…………..
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…
- Экономическое содержание
доходов бюджета определяется
объектами денежных отношений,
являющихся источниками
- Экономическая сущность
бюджетных расходов по их
1.2 Бюджетный процесс,
его содержание, задачи и принципы
организации и его нормативно-
Выполнение государством
возложенных на него функций связано
с наличием у него необходимых
финансовых ресурсов, а это, в свою
очередь, требует концентрации в
бюджете части денежных средств,
создаваемых в государстве. В
ходе мобилизации в бюджет этих средств
и их использования возникают
финансовые отношения между государством,
налогоплательщиками и
Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика
государства ежегодно определяется
в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Правительству
Российской Федерации. На территориальном
уровне она определяется решениями
соответствующих органов
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют этот процесс. Такими полномочиями наделены:
- органы представительной и исполнительной власти;
- финансовые и налоговые органы;
- органы денежно-кредитного
регулирования и органы
- главные распорядители
и распорядители бюджетных
- государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [9. с. 106-114].
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:
- сводное финансовое
- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- исполнение бюджета в течение бюджетного года;
- анализ и контроль исполнения бюджета.
Сводное финансовое планирование.
Кругооборот ВВП совершается
в материально-вещественной и стоимостной
форме. В ходе оборота валового продукта
в стоимостной форме возникают
финансовые отношения по поводу создания,
распределения, перераспределения
и потребления финансовых ресурсов.
Управление процессами создания, распределения,
перераспределения и
Бюджетное прогнозирование.
Под прогнозом развития бюджета
подразумевается комплекс вероятностных
оценок возможных путей развития
его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования - на
основе сложившихся тенденций, конкретных
социально-экономических
Если показатели годовых
и квартальных бюджетов определяются
на базе прямых расчетов экономических
и финансовых параметров, то при
определении прогнозных бюджетных
показателей, как правило, такой
возможности нет из-за отсутствия
необходимых статистических и отчетных
данных. Финансово-бюджетное
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1) Метод экстраполяции,
т.е. составление перспективы
исходя из практики
2) Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов [9. с. 106-114].
Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства.
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
Концепции использования бюджета.
Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:
а) ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);
б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;
в) снижала эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;
г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики [7. с. 48-55].
Кейнсианская стратегия
бюджетного регулирования, а затем
теория «экономики предложения» (80-90-е
годы) превратили концепцию «функциональных
финансов» в реализуемые на практике
модели экономического регулирования
в развитых странах. В основе его
лежит концепция «
Тенденции и противоречия бюджетной политики.
В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи - макроэкономической сбалансированности, используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.
Но, как отмечает американский экономист А. Лаффер, «дефицит сам по себе не является проблемой. Он барометр того, что происходит». При определенных условиях бюджетный дефицит может превратиться в катализатор ухудшения экономического положения. Не менее важно также, как финансируется дефицит. Существует два способа его финансирования: выпуск и размещение государственных ценных бумаг среди населения и продажа облигаций частным банкам.