Бизнес план как составная часть оперативного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бизнес плана как составной части оперативного планирования.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия;
изучить цели составления бизнес-плана;
изучить структуру бизнес-плана и методику его составления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия ………………... 5
2. Цели составления бизнес-плана ………………………………………………... 7
3. Структура бизнес-плана и методика его составления ………………………. 10
Заключение ………………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы ……………………………………………. 19
Приложения ……………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Бизнес-план как составная часть оперативного планирования.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия ………………... 5

2. Цели составления бизнес-плана ………………………………………………... 7

3. Структура бизнес-плана и методика его составления ………………………. 10

Заключение ………………………………………………………………………... 17

Список использованной литературы ……………………………………………. 19

Приложения ……………………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – планирования.

В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действий различной степени детализации на ближайшую перспективу.

Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной  перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана – непрерывный процесс.

Предпринимательство – это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов предпринятых действий, план же дает основу для принятия рациональных решений.

Работа без плана является реакцией на совершающиеся события. Деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к  рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Бизнес-план позволяет решить все проблемы, связанные с достижением успеха в мире бизнеса. Он включает разработку цели и задач, которые ставят перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем делается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, но дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Вышеизложенное говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее изучения.

Целью данной курсовой работы является изучение бизнес плана как составной части оперативного планирования.

Задачи курсовой работы:

         раскрыть сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия;

         изучить цели составления бизнес-плана;

         изучить структуру бизнес-плана и методику его составления.

 

 

 

1. Сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия

 

Центральным звеном организации любого дела являет­ся планирование. Прежде, при наличии го­сударственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю же предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших «сверху».

Сейчас большинство коммерческих фирм не имеют офи­циально принятых планов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т.п. Планирование подменяется разного рода решениями соб­ственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближай­ший текущий период и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыноч­ной ситуации и условий хозяйствования, малочисленнос­тью управленческого аппарата на небольших предприяти­ях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства «на глазок», хотя практика часто ставит и таких опытных ру­ководителей в тупик.

О допущенных ошибках, просчетах и потерях стано­вится известно лишь после составления квартального ба­ланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к ба­лансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказались в сложном финансовом положении или вообще неплатежеспособными, включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема непла­тежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятием решений, представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого по­рядка, служит своего рода компасом, который направляет движение предприятия в бурном море рыночной экономики.

Формальное планирование, безусловно, требует изве­стных усилий. Но оно дает и немало выгод: во-первых, заставляет руководителей мыслить перспективно, а не жить одним днем, от случая к случаю; во-вторых, ведет к четкой координации действий; в-третьих, устанавливает основные показатели деятельности, которые поддаются контролю; в-четвертых, заставляет предприятие четко определить свои задачи; в-пятых, позволяет предвидеть ожидаемые пере­мены, подготовиться к внезапному изменению обстановки; в-шестых, наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанно­стей всех должностных лиц.

Планирование тесно связано с организацией работ и контролем.

Стратегическое планирование является основой любо­го другого планирования и деятельности предприятия во­обще. Поэтому выработке хорошего стратегического плана следует уделять первоочередное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели составления бизнес-плана

 

Основная цель разработки бизнес-плана – подробно описать предполагаемую деятельность компании на планируемый период, связанную с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых направлений бизнеса, финансовым оздоровлением и пр.), определить основные финансовые показатели на последующий период (3-5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, произвести оценку имеющихся ресурсов и определить потребности в дополнительном внешнем финансировании. Однако эта цель не единственная (приложение 1). В качестве других, не менее важных, целей разработки бизнес-плана можно назвать:

1) оценка степени жизнеспособности бизнес-идеи;

2) снижение риска открытия нового бизнеса;

3) привлечение интереса потенциальных инвесторов (спонсоров, кредиторов);

4) приобретение опыта планирования, определение перспективы развития нового бизнеса.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения финансирования (кредитов, инвестиций), он может способствовать достижению целого ряда дополнительных целей, среди которых следует выделить:

1) конкретизация дерева целей компании;

2) стимулирование разработки стратегических перспектив и выработку оперативных тактических мероприятий для их достижений;

3) разработка и внедрение системы объективной оценки результатов коммерческой деятельности;

4) формирование дополнительного бизнес-инструментария;

5) определение сильных и слабых сторон предлагаемого бизнеса;

6) оценка внешних возможностей и угроз и разработка альтернативных стратегий выживания и развития.

Кроме этого, бизнес-план поможет решению некоторых важных проблем компании, например: уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; доказать потенциальным инвесторам необходимость и целесообразность реструктуризации предприятия или открытия нового; убедить акционеров или собственников согласиться с предложенным планом развития, позволяющим достигнуть новых более высоких количественных и качественных показателей.

Обычно бизнес-планы составляют для внешнего (чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам) или внутреннего (в этом случае проводится анализ всех сильных и слабых сторон бизнеса) использования.

Как правило, при подготовке бизнес-плана для внутреннего использования анализируются многие проблемы и слабые места проекта, которые не предназначены для глаз потенциальных инвесторов. В то же время обсуждение этих сложных вопросов и поиск путей их решения позволит заявителям самим для себя получить реальное представление о возможных препятствиях реализации предложенного проекта и более объективно оценить ситуацию внешней среды бизнеса. Кроме того, эти аспекты могут интересовать будущих инвесторов при оценке целесообразности вложения финансовых средств и определения их оптимального размера. Например, при более тщательном анализе имеющихся ресурсов, может оказаться, что сумма инвестиций существенно снизится. Или изменится график получения финансовых средств вследствие более тщательного планирования работ, что особенно важно при использовании кредитных ресурсов, предполагающих выплату процентов за использование финансовых средств.

Кроме того, такое планирование может снизить и сумму необходимых инвестиций, поскольку при реализации некоторых проектов уже на первых его стадиях возможно получение денежных средств от продаж. В этом случае получение инвестиционного кредита может стать неверным стратегическим решением, поскольку компания будет вынуждена большую часть доходов отдавать инвестору. Все варианты стратегии развития предприятия должны быть проработаны заранее, привлечение инвестора окажется оправданным только в том случае, если обе стороны согласятся с целесообразностью этого решения. В то же время бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность, что в дальнейшем может оказать разрушающее воздействие в процессе его реализации. Поэтому при разработке любого варианта бизнес-плана следует как можно более реалистично оценивать как имеющиеся ресурсы, так и рыночные перспективы. В приложении 1 представлены цели, задачи и причины разработки бизнес-плана.

При этом следует отметить, что бизнес-план - это динамический документ, для достижения максимальной эффективности бизнеса он должен систематически обновляться: в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике страны в целом. Таким образом, бизнес-план помогает обоснованно оценить перспективы создания и развития своего дела и контролировать текущие бизнес-процессы.

Несмотря на то, что «потребителями» бизнес-плана являются, чаще всего, внешние контрагенты (инвесторы, кредиторы, партнеры), бизнес-план можно рассматривать как важный инструмент менеджмента, предусматривающий решение стратегических и тактических задач. Это во многом обусловлено тем, что проведение организационно-управленческой и финансово-экономической оценки состояния бизнеса в процессе разработки бизнес-плана позволяет найти новые ресурсы и возможности для завоевания целевых потребителей, достижения относительной стабильности и формирования инвестиционных целей на планируемый период.

 

 

 

 

 

 

3. Структура бизнес-плана и методика его составления

 

 

Бизнес-план содержит следующие расчеты и прогнозы:

1.        Производственная программа предприятия, объем выпус­ка в натуральном выражении, цена продукции, объем про­даж в денежном выражении.

2.        Потребность в основных фондах по первоначальной сто­имости: здания, сооружения производственного назначе­ния; рабочие машины и оборудование, транспортные сред­ства и пр.

Информация о работе Бизнес план как составная часть оперативного планирования