Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бизнес плана как составной части оперативного планирования.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия;
изучить цели составления бизнес-плана;
изучить структуру бизнес-плана и методику его составления.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия ………………... 5
2. Цели составления бизнес-плана ………………………………………………... 7
3. Структура бизнес-плана и методика его составления ………………………. 10
Заключение ………………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы ……………………………………………. 19
Приложения ……………………………………………………………………….. 20
3. Потребность в ресурсах на производственную программу (наименование ресурсов, стоимость, стоимость перевозки).
4. Смета расходов и калькуляция себестоимости.
5. Потребность в персонале и заработной плате.
6. Потребность в оборотном капитале (в т.ч. запасы, денежные средства).
7. Прогноз финансовых результатов.
8. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.
9. Модель дисконтированных денежных потоков.
10. Агрегированная форма прогнозного баланса.
11. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированного прогнозного баланса.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные вопросы планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
На практике для разработки корпорацией бизнес-плана руководителю следует иметь организационный план, где основными разделами могут быть:
1. Экспресс-анализ и оценка текущего финансового состояния корпорации.
2. Анализ влияния на хозяйственную деятельность предприятия внешних и внутренних факторов.
3. Определение целей и формулировка количественно определенных задач на планируемый период хозяйственной деятельности предприятия.
4. Программа выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности. Он рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств в виде запасов готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих активов в виде краткосрочных кредитов, займов и кредиторской задолженности.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Этот коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности, прочих оборотных активов.
Далее производится более детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности с охватом таких вопросов, как:
- анализ структуры стоимости имущества предприятия и средств, вложенных в него;
- анализ платежеспособности предприятия;
- анализ финансовой устойчивости предприятия;
- оценка возможных перспектив развития предприятия.
Для условий работы акционерного общества (корпорации) наиболее подходит следующая структура бизнес-плана:
Раздел I. Товары и услуги.
Раздел II. Оценка сбыта товаров.
Раздел III. Информация о возможных конкурентах.
Раздел IV. План маркетинга.
Раздел V. План производства.
Раздел VI. Организация.
Раздел VII. Юридический план.
Раздел VIII. Оценка прогнозирования и управления разного рода рисками.
Раздел IX. Финансовый план.
Важным разделом для составления финансового плана является разработка прогнозных финансовых результатов. В этот раздел бизнес-плана включается разработка:
- прогноза финансовых результатов;
- потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования;
- модели дисконтированных денежных потоков;
- точки безубыточности (порога рентабельности).
Таким образом, в управлении предприятием финансы играют решающую роль. От того, насколько рационально распределяются доходы, минимизируется налогооблагаемая база, оборачиваются оборотные средства, проводится инвестиционная политика, зависит не только развитие предприятия, но и решение социальных проблем его работников. Составление бизнес-плана обеспечивает предприятию грамотное решение всех финансовых проблем.
Пример бизнес-плана торгового предприятия приведен в приложении 2.
Грамотно составленный бизнес-план позволяет обосновать потребность предприятия в инвестициях. Однако практическая его реализация существенно зависит от того, в каком состоянии находится экономика, каковы перспективы развития. Важно учесть то положение, в котором предприятие будет производить свою продукцию.
Далее в системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Здесь производятся расчеты:
- смета объема реализации продукции;
- баланс денежных поступлений и расходов;
- план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);
- плановый бухгалтерский баланс;
- расчет безубыточности продажи товаров. Сюда входят расчеты товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.
Для этих расчетов используется следующая формула.
1. По объему реализации продукции:
N = О+4+М+П
где О - оптимистическая оценка; М - средняя оценка; П - пессимистическая оценка; N - прогноз объема продаж.
Итак, финансовая часть составления предприятием бизнес-плана должна учитывать реальные экономические условия в стране и финансовую политику государства.
Конкретно разработка корпорацией финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации, их денежного хозяйства. Так, ученый М.В. Романовский определяет следующие основные понятия, связанные с финансовым планированием.
Финансовый план - обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств корпорации на текущий и долгосрочный период, обычно первый - до одного года, а второй - свыше одного года. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года.
Бюджет - оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации. В практике управления финансами хозяйствующие субъекты используют два основных вида бюджетов - текущий (оперативный) и капитальный.
Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования. Например, платежный баланс на предстоящий месяц.
Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Кассовый бюджет - это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающий как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
Кассовый бюджет является частью основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и другие.
Достоверность закладываемых в кассовый бюджет показателей зависит от субъектных оценок, прогнозов, в первую очередь от прогноза продаж и оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо учитывать при исполнении бюджета.
Кассовый бюджет позволяет:
- получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах;
- принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;
- анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели деятельности предприятия;
- своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.
На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности предприятия, поскольку результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства с учетом поступления денежных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования.
Приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и прочих долгосрочных вложений.
Бюджетный контроль - текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Смета - форма планового расчета, определяющая потребности хозяйствующего субъекта (корпорации) в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменено по сравнению с тем, что оно было раньше централизованно управляемой экономике. Теперь корпорации сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций.
В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами.
Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности в экономике:
1. Финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
2. Платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств.
3. Рентабельности капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и другие). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага.
4. Сбалансированности рисков - особенно долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.
5. Приспособления к потребностям рынка - для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
6. Предельной рентабельности - целесообразно выбрать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную, т.е. предельную рентабельность.
Заключение
Планирование – формальная процедура, направленная на рост сбыта и прибыли предприятия, слагающаяся из стратегического планирования и планирования маркетинга.
Финансовое планирование на предприятиях взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и другие.
В рыночных условиях основой финансового планирования предприятия служат показатели бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные вопросы планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
Информация о работе Бизнес план как составная часть оперативного планирования