Бизнес план как составная часть оперативного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бизнес плана как составной части оперативного планирования.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия;
изучить цели составления бизнес-плана;
изучить структуру бизнес-плана и методику его составления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и значение бизнес-плана в развитии предприятия ………………... 5
2. Цели составления бизнес-плана ………………………………………………... 7
3. Структура бизнес-плана и методика его составления ………………………. 10
Заключение ………………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы ……………………………………………. 19
Приложения ……………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Бизнес-план как составная часть оперативного планирования.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

3.        Потребность в ресурсах на производственную программу (наименование ресурсов, стоимость, стоимость перевозки).

4.        Смета расходов и калькуляция себестоимости.

5.        Потребность в персонале и заработной плате.

6.        Потребность в оборотном капитале (в т.ч. запасы, денеж­ные средства).

7.        Прогноз финансовых результатов.

8.        Потребность в дополнительных инвестициях и формиро­вание источников финансирования.

9.        Модель дисконтированных денежных потоков.

10.   Агрегированная форма прогнозного баланса.

11.   Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспечен­ности собственными средствами на основе агрегированного прогнозного баланса.

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменно­го планирования, излагающий все основные вопросы планиро­вания производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столк­нуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

На практике для разработки корпорацией бизнес-плана руко­водителю следует иметь организационный план, где основными разделами могут быть:

1. Экспресс-анализ и оценка текущего финансового состояния корпорации.

2. Анализ влияния на хозяйственную деятельность предприя­тия внешних и внутренних факторов.

3. Определение целей и формулировка количественно опреде­ленных задач на планируемый период хозяйственной дея­тельности предприятия.

4. Программа выполнения организационного плана с указани­ем сроков выполнения и ответственных исполнителей.

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для веде­ния хозяйственной деятельности. Он рассчитывается как отноше­ние фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств в виде запасов готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих активов в виде краткосроч­ных кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами ха­рактеризует наличие собственных оборотных средств у предпри­ятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Этот ко­эффициент определяется как отношение разности между объе­мами источников собственных средств к фактической стоимос­ти находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности, прочих оборот­ных активов.

Далее производится более детальный анализ финансово-хо­зяйственной деятельности с охватом таких вопросов, как:

-   анализ структуры стоимости имущества предприятия и средств, вложенных в него;

-   анализ платежеспособности предприятия;

-   анализ финансовой устойчивости предприятия;

-   оценка возможных перспектив развития предприятия.

Для условий работы акционерного общества (корпорации) наи­более подходит следующая структура бизнес-плана:

Раздел I. Товары и услуги.

Раздел II. Оценка сбыта товаров.

Раздел III. Информация о возможных конкурентах.

Раздел IV. План маркетинга.

Раздел V.  План производства.

Раздел VI. Организация.

Раздел VII. Юридический план.

Раздел VIII. Оценка прогнозирования и управления разно­го рода рисками.

Раздел IX. Финансовый план.

Важным разделом для составления финансового пла­на является разработка прогнозных финансовых результатов. В этот раздел бизнес-плана включается разработка:

-   прогноза финансовых результатов;

- потребности в дополнительных инвестициях и формирова­нии источников финансирования;

-   модели дисконтированных денежных потоков;

-   точки безубыточности (порога рентабельности).

Таким образом, в управлении предприятием финансы играют решающую роль. От того, насколько рационально распределяются до­ходы, минимизируется налогооблагаемая база, оборачиваются оборотные средства, проводится инвестиционная политика, зависит не только развитие предприятия, но и решение социальных проблем его работников. Составление бизнес-плана обеспечивает предприятию грамотное решение всех финансовых проблем.

Пример бизнес-плана торгового предприятия приведен в приложении 2.

Грамотно составленный бизнес-план позволяет обосновать потребность предприятия в инвестициях. Однако практическая его реализация существенно зависит от того, в каком состоянии находит­ся экономика, каковы перспективы развития. Важно учесть то поло­жение, в котором предприятие будет производить свою продукцию.

Далее в системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Здесь производятся расчеты:

-   смета объема реализации продукции;

-   баланс денежных поступлений и расходов;

-   план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);

-   плановый бухгалтерский баланс;

- расчет безубыточности продажи товаров. Сюда входят расче­ты товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.

Для этих расчетов используется следующая формула.

1. По объему реализации продукции:

N = О+4+М+П

где О - оптимистическая оценка; М - средняя оценка; П - пессимистическая оценка; N - прогноз объема продаж.

Итак, финансовая часть составления предприятием бизнес-плана должна учитывать реальные экономические условия в стра­не и финансовую политику государства.

Конкретно разработка корпорацией финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабили­зации, их денежного хозяйства. Так, ученый М.В. Романовский определяет следующие основные понятия, связанные с финансовым планированием.

Финансовый план - обобщенный плановый документ, отра­жающий поступление и расходование денежных средств корпо­рации на текущий и долгосрочный период, обычно первый - до одного года, а второй - свыше одного года. Включает в себя со­ставление операционных и капитальных бюджетов, а также про­гнозы финансовых ресурсов на два-три года.

Бюджет - оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках одного года, отражающий расходы и поступле­ния средств по операционной, инвестиционной и финансовой де­ятельности корпорации. В практике управления финансами хо­зяйствующие субъекты используют два основных вида бюджетов - текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюдже­тов в соответствии с целями оперативного планирования. Напри­мер, платежный баланс на предстоящий месяц.

Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы балан­са) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов, когда у пред­приятия ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально ис­пользовать денежные средства предприятия.

Кассовый бюджет - это подробная смета ожидаемых поступ­лений и выплат денежных средств за определенный период, вклю­чающий как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.

Кассовый бюджет является частью основного бюджета пред­приятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и другие.

Достоверность закладываемых в кассовый бюджет показате­лей зависит от субъектных оценок, прогнозов, в первую очередь от прогноза продаж и оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо учитывать при исполнении бюд­жета.

Кассовый бюджет позволяет:

- получить целостное представление о совокупной потребно­сти в денежных средствах;

- принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;

- анализировать значительные отклонения по статьям бюдже­та и оценивать их влияние на финансовые показатели дея­тельности предприятия;

- своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

Кассовый бюджет должен включать все денежные поступле­ния и выплаты, которые удобно группировать по видам деятель­ности - основная, инвестиционная и финансовая.

На первом этапе необходимо определить поступления и рас­ход денежных средств по основной деятельности предприятия, поскольку результаты планирования денежного потока по основ­ной деятельности могут использоваться при планировании ин­вестиций и определении источников финансирования.

Планирование денежных расходов по инвестиционной дея­тельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства с учетом поступления денеж­ных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования.

Приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и про­чих долгосрочных вложений.

Бюджетный контроль - текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных пла­новым бюджетом.

Смета - форма планового расчета, определяющая потребно­сти хозяйствующего субъекта (корпорации) в денежных ресур­сах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменено по сравнению с тем, что оно было рань­ше централизованно управляемой экономике. Теперь корпора­ции сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной де­ятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять обяза­тельства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций.

В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, учитывать последствия инфляции, изменения рыноч­ной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партне­рами.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности в эконо­мике:

1. Финансового соотношения сроков («золотое банковское пра­вило») - получение и использование средств должно проис­ходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финан­сировать за счет долгосрочных заемных средств.

2. Платежеспособности - планирование денежных средств дол­жно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткос­рочных обязательств.

3. Рентабельности капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансиро­вания (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и дру­гие). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том слу­чае, если он повышает рентабельность собственного капи­тала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага.

4. Сбалансированности рисков - особенно долгосрочные ин­вестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

5. Приспособления к потребностям рынка - для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

6. Предельной рентабельности - целесообразно выбрать те ка­питаловложения, которые обеспечивают максимальную, т.е. предельную рентабельность.

 

 

 

 

Заключение

 

Планирование – формальная процедура, направленная на рост сбыта и прибыли предприятия, слагающаяся из стратегического планирования и планирования маркетинга.

Финансовое планирование на предприятиях вза­имосвязано с планированием хозяйственной деятельности и стро­ится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к пока­зателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности пред­приятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и другие.

В рыночных условиях основой финансового планирования предприятия служат показатели бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменно­го планирования, излагающий все основные вопросы планиро­вания производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столк­нуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Информация о работе Бизнес план как составная часть оперативного планирования