Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:38, статья
Работа содержит статью.Опубликовано: Журнал "Банковское дело в Москве" /
Сиражутин ИЛЬЯСОВ,
председатель НБ Республики Дагестан,
д.э.н., профессор
страхованию валютных рисков;
привлечению краткосрочных
кредитных ресурсов и др.ъ
Характер банковских
услуг в Евро на российском рынке
во многом определяется экономическими
факторами – оживлением деятельности
всех производственных подразделений,
занятых изготовлением
Формирование рынка банковских услуг представляет собой сложный процесс, требующий мобилизации не только внутренних ресурсов, но и широкого использования опыта мировых банков.
Несмотря на
это лишь отдельные коммерческие
банки за последние годы стали
уделять внимание изучению зарубежного
опыта развития рынка банковских
услуг. Даже Сбербанк России и его
территориальные учреждения до сих
пор ещё не стали инициаторами
в использовании опыта
Тем не менее, можно
выделить группу российских банков, активно
работающих на мировых рынках банковских
услуг. К ним относятся Внешторгбанк,
Альфа-банк, Внешэкономбанк, Международный
Московский Банк и другие1. Они предоставляют
широкий спектр услуг экспортёрам, занимаются
представлением клиринговых услуг, они
поддерживают международные кредитно-финансовые
и расчётно-платёжные отношения с банками
самых различных государств, в частности,
Англии, Америки, Германии, Голландии,
Индии и других стран. Такое сотрудничество
даёт возможность использовать опыт иностранных
банков в области:
сбора, обобщения и анализа информации по предлагаемым банковским услугам иностранных банков и обеспечение информационной открытости перед ними;
анализа возможных кредитных рисков и разработки предложений по их устранению;
совершенствования
деятельности международных подразделений
банков с выбранной группой
использования мирового опыта региональной специализации банковских менеджеров;
развития деловых
отношений с иностранными банками
не на базе расширения количества корреспондентских
счетов, а наоборот их сокращения с
тем, чтобы минимизировать возможные
каналы утечки капитала из России.
На этапе дальнейшего интенсивного развития российской банковской системы важным представляется внедрение в практику российских банков опыта иностранных банков по оказанию услуг структурированию сделок, то есть разработка поэтапного порядка реализации условий сделок по экспорту-импорту товаров, выделение и оценка рисков на каждой стадии движения конкретных видов продукции.
Интересным в этом отношении является организация расчетов с Китайской народной республикой за поставку спецтехники в рамках межправительственных соглашений. Сущность сделок по военно-техническому сотрудничеству состояла в том, что 50% валютной выручки поступала на счета заводов-производителей спецтехники, а другая часть предназначалась для покупки китайских товаров.
Кредитование
заводов, изготовителей спецтехники
осуществлялось российскими банками
(Инкомбанк, ОЭКСИМ), которые предоставляли
китайской стороне следующие
услуги:
открытие и ведение счетов в клиринговых валютах;
оценка рисков
китайских и иностранных банков
по торговым сделкам с Китайской
Народной Республикой;
Среди отмеченных
категорий услуг особое значение
придавалось использованию
Иностранными
банками: Сити банк (США), АБМ АМРО (Голландия)1
накоплен богатый опыт по развитию
комплексности банковских услуг, формированию
индивидуального портфеля услуг
для корпоративных клиентов, занимающихся
финансово-хозяйственной и
Особое значение
в условиях глобализации экономических
отношений приобретает
Сегментация банковского
рынка предполагает выявление в
общей массе потенциальных
Для решения этой задачи предприятия и организации должны искать и находить рынок сбыта своих товаров и услуг, конкретных покупателей, заинтересованных в налаживании и развитии деловых отношений. Хозяйствующие субъекты решают эту задачу путём организации товарных ярмарок, показа своей продукции на выставках, экскурсиях и т.д.
Несколько сложнее
организация сбыта банковских продуктов
и услуг, что связано с денежным
или процентным характером их происхождения.
Тем не менее, у банков существуют
свои способы, обеспечивающие продажу
специфических продуктов и
отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей;
поиск неудовлетворенных потребностей у клиентов;
правильный выбор типа кредитной организации;
разработка системы материальных и моральных стимулов работников банка в продаже наибольшего количества услуг;
организация наиболее
эффективных видов рекламы
выбор отрасли
и тактики работы банка на определенном
сегменте рынка и т.п.
Содержание каждой
формы проводимой банком работы по
организации сбыта самих
Эмоциональные
мотивы предусматривает наличие
у банка и банкира
Среди перечисленных способов, благоприятствующих ускорению реализации банковских продуктов, особое значение имеет отслеживание «критических точек», то есть периодов времени, когда у клиента банка возникает особая потребность в услугах банка.
При помощи этого способа отслеживание производится по отдельным категориям клиентов – отдельно по физическим и отдельно по юридическим лицам: I. Физические лица II. Юридические лица Приобретение жилья Выпуск новых изделий Рождение ребенка Внедрение инноваций Бракосочетание Акционирование предприятия Продвижение по службе Введение новых форм учета Трудоустройство и т.п. Развитие внешнеэкономических связей На развитие рынка банковских услуг огромное влияние оказывает принятие правильных решений об открытии отделений и филиалов банка в других городах и районах, научная организация труда внутри банка и правильное распределение обязанностей, рабочего времени и, наконец, выбор более оптимального типа кредитной организации.
Важное значение развитию рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, проводить опрос и анкетные наблюдения, собирать и анализировать количественную и словесную информацию.
В целях обеспечения
полноты информации, достоверности
результатов анализа, маркетинговые
наблюдения за операциями по сбыту
банковских продуктов рекомендуются
проводить на основе следующих принципов:
рыночный принцип, когда наблюдения организуются по отдельным сегментам рынка;
товарный принцип – информацию собирают по видам банковских услуг;
функциональный
принцип – обеспечивает поиск
новых покупателей банковских услуг,
разрабатывает и предоставляет
на рынок новые виды услуг.
Эти и некоторые
другие принципы (матричный, географический
и т.п.), лежащие в основе организации
сбыта банковских продуктов, должны
быть реализованы не только маркетинговыми
отделами банков, но и специалистами
других подразделений, которые обязаны
разъяснять клиентам банка выгодность
той или иной услуги, формирование
цены на отдельные виды услуг, значимость
различных вариантов
Следовательно,
каждое подразделение банка должно
выполнять как обычные
В интересах
развития рынка банковских услуг
необходимо создать более благоприятные
условия для консолидации, слияния
и присоединения кредитных
принять законодательные
и нормативные правовые акты, обеспечивающие
существенное ускорение и удешевление
процедуры реорганизации
предусмотреть в законодательстве положения, устанавливающие, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы – физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления кредитными организациями о реорганизации. Требования о досрочном исполнении обязательств кредитными организациями перед кредиторами – юридическими лицами подлежат удовлетворению, если условия договора кредитору – юридическому лицу предоставлено указанное право.
Такой порядок
позволит обеспечить условия для
сохранения присоединяющей или созданной
в результате слияния или преобразования
кредитной организацией ликвидности
и платежеспособности
Информация о работе Банковские услуги и их сущность и перспективы развития