Банковские услуги и их сущность и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:38, статья

Краткое описание

Работа содержит статью.Опубликовано: Журнал "Банковское дело в Москве" /

Сиражутин ИЛЬЯСОВ,

председатель НБ Республики Дагестан,

д.э.н., профессор

Файлы: 1 файл

нурлан.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Банковские операции представляют собой технологическую  сторону деятельности банка, то есть это в основном технические, экономико-статистические, финансово-кредитные, бухгалтерские  и другие приёмы, способы, используемые при создании банковских продуктов.  
 

Определение сущности перечисленных выше понятий и  категорий делает возможным произвести классификацию банковских продуктов  на следующие типичные группы, обусловленные  организацией его денежно-кредитной  деятельности.

Группы определены с учетом объективных потребностей сегментов финансового рынка, где  банки осуществляют ту или иную деятельность, связанную с формированием ресурсной  базы, кредитованием клиентов и т.д.

Эти, и возможные  другие банковские продукты, конкретизированные в услугах банка, являются разновидностями  банковских товаров, подлежащих купле-продаже  на финансовом рынке.

Каждая группа банковских продуктов включает в  себя соответствующую перечень, которая  определяет их содержание и структуру  на данном сегменте рынка 

 

Следует отметить, что успехи банков в создании и  реализации продуктов или услуг  во многом определяется операциями, при  помощи которых услуги банка становятся достоянием многочисленных клиентов. Так, например, на рынке депозитных продуктов для выполнения услуг  по открытию и ведению счетов юридических  и физических лиц банк выполняет  следующие операции: 

открытие расчетного или валютного счёта;

выдача чековых  книжек;

приём и выдача наличных денег;

перечисление  денежных средств со счета;

предоставление  выписки о текущих операциях  по расчётному или другому счету  и т.д.  
 

На рынке кредитных  продуктов и услуг банк выполняет  операции по: 

анализу целесообразности выдачи ссуды;

оформлению решения  об открытии кредитной линии;

оформлению выдачи и погашению ссуды;

начислению и  выдачи процентов и т.п.  
 

По мере выполнения этих и других операций по формированию портфеля услуг банки выступают  в разнообразные кредитные отношения  со своими клиентами.

Кредитные отношения, по мнению Г.Г. Коробовой, одного из соавторов  учебника «Банковское дело» - это  отношения, складывающиеся между банком и его клиентом по поводу сделки ссуды, то есть передачи денег или  материальных ценностей на условиях возврата в определенный срок и, как  правило, с уплатой ссудного процента1.

В данном определении  кредитные отношения несколько  сужены, фактически они охватывают более широкий диапазон отношений  между банком и его клиентом не столько по поводу «передачи денег  на условиях возврата», но и целевого их использования в интересах  экономических субъектов.

Возникновение кредитных отношений в экономике  связано с развитием товарно-денежных отношений, когда денежные средства каждого предприятия в процессе производства и обращения совершают  индивидуальный кругооборот, обособленный, с одной стороны, от индивидуальных кругооборотов других предприятий, а с другой – от обращения средств  государства и населения. Закономерности кругооборота производственных фондов обуславливают постоянное изменение  потребности отраслей и предприятий  в денежных средствах, а относительная  самостоятельность индивидуальных кругооборотов приводит к разновременности этих потребностей: в то время как  одни производственные звенья испытывают повышенную потребность в средствах, у других образуются временно свободные  средства.

В результате возникают  объективные экономические противоречия, главным из которых, на наш взгляд, является противоречие между потребностью предприятия в денежных средствах  и их наличием. Противоречие это  может иметь, по меньшей мере, две  формы проявления и выступать  как противоречие между наличием средств и временным отсутствием  потребности в них и между  временной потребностью в дополнительных денежных средствах и их отсутствием.

Смысл первого  из них заключается в том, что  если какая-то часть средств предприятия находится в бездействии, не используется, то снижается эффективность производства. Поэтому высвобождающиеся средства обязательно должны найти себе сферу применения. Это как раз и может быть достигнуто посредством кредита. Первое противоречие будет тем самым разрешено.

Однако здесь  проявляется лишь возможность функционирования кредита. Дело в том, что временно свободные денежные средства могут  быть переданы другим предприятиям только на началах возвратности. Поэтому, для  того чтобы возникновение кредитных  отношений стало необходимым, в  обществе должна существовать потребность  именно в таких возвратных средствах. Такая потребность выступает  и одной из сторон второго противоречия.

Если противоречие между потребностью в дополнительных денежных средствах и их отсутствием  не будет разрешено, то нарушится  непрерывность процесса воспроизводства. Следовательно, эта потребность обязательно должна быть удовлетворена. Теоретически возможны три источника для её удовлетворения.

Во-первых, можно  создать резервный фонд собственных  средств. Но этот способ нельзя признать удовлетворительным. При покрытии временной  потребности в дополнительных средствах  за счет собственного резервного фонда  будут созданы предпосылки для  обострения в дальнейшем противоречия между наличием средств и временным  отсутствием потребности в них. Таким образом, в этом варианте одно противоречие «разрешается» ценой  обострения другого.

Во-вторых, можно  покрыть эту потребность путём  безвозвратного бюджетного финансирования. С точки зрения индивидуального  воспроизводства потребность, кажется, удовлетворена. Но с позиции общественного  воспроизводства это удовлетворение формально, так как в масштабах  общества потребность не исчезла, а  просто переместилась с одного уровня хозяйствования на другой (перешла  от предприятия к государству  в том же размере). Таким образом, противоречие не получило действительного разрешения. Кроме того, поскольку средства госбюджета не подлежат возврату, а становятся для предприятия собственными, возникает тот же эффект, что и в первом случае.

Остаётся последний, третий путь – заимствование временно свободных средств (других предприятий, государства, населения). В этом случае произойдёт действительное удовлетворение потребности. А после того как  потребность в дополнительных средствах  отпадёт (в процессе кругооборота), заёмные средства безболезненно  могут быть возвращены.

Таким образом, естественным источником покрытия временной  потребности в дополнительных денежных средствах являются временно свободные  средства1. А такие средства могут предоставляться только в форме ссуды. 

Итак, в процессе эволюционного развития рынка банковских услуг возникают и реализуются  три типа кредитных отношений:

непосредственные  отношения между кредитором и  заёмщиком;

кредитные отношения  с участием посредника;

регулируемые  кредитные отношения.  
 

Исторически и  логически первым, простейшим типом  кредитных отношений являются непосредственные отношения между кредитором и  заёмщиком, когда обладатель временно свободных средств и носитель временной потребности в дополнительных средствах вступают в контакт  друг с другом без участия каких  бы то ни было третьих лиц. Хотя это наиболее простые, примитивные отношения, они содержат в себе внутренние противоречия, которые служат источником дальнейшего развития кредитных отношений2.

Общепризнано, что  важнейшим внутренним противоречием  кредитных отношений является противоречие между кредитором и заёмщиком. Данное противоречие имеет разнообразные  формы проявления. На первом этапе  развития кредитных отношений формами  его проявления в числе других выступают: 

противоречием между размером высвободившихся  средств у кредитора и размером потребности заёмщика;

противоречие  между продолжительностью высвобождения  средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в  дополнительных средствах у заёмщика.  
 

Конкретное кредитное  отношение может возникнуть лишь при условии совпадения срока  и размера высвобождения средств с продолжительностью и размером потребности в заёмных средствах, т.е. при совпадении интересов кредитора и заёмщика. Кредитор отдаст средства в ссуду, лишь, будучи уверен в их возврате: он стремится к исключению момента случайности в возврате средств. При этом возникает парадокс: с уменьшением одной случайности (случайности возврата средств) возрастает другая случайность (случайность сужения средств).

Образуется препятствие  функционированию кредитных отношений  и тем самым возникает новое  противоречие: между необходимостью осуществления кредитных отношений  в обществе в целом и случайностью заключения каждой конкретной сделки.

Имманентной формой движения данного противоречия является развитие кредитных отношений и  возникновение второго, более сложного типа – кредитных отношений с  участием посредника. Важнейшим типом  профессиональных посредников в  кредите являются, конечно же, банки.

Важно отметить, что при возникновении кредитных  отношений с участием посредника происходит отрицание одного типа кредитных  отношений другим, однако это отрицание  не означает уничтожения первого  типа кредитных отношений. Поскольку  мы имеем дело с объективными диалектическими  противоречиями, постольку и методом  их разрешения является диалектическое отрицание, предполагающее сохранение в новом элементов старого.

Итак, в результате развития и разрешения внутренних противоречий кредита возникают кредитные  отношения с участием посредника. Важнейшей формой кредитных отношений  этого типа является банковский кредит, при котором в роли посредника выступает банк. Образуется банковская система, но исчезает ли при этом противоречие между кредитором и заёмщиком? Конечно, нет. Оно лишь приобретает новые формы проявления и выступает теперь как: 

несовпадение  во времени актов поступления  временно свободных средств в банковскую систему и их вложения в народное хозяйство;

несоответствие  структуры кредитных ресурсов (которые  в зависимости от характера образования  могут быть долгосрочными и краткосрочными) и структуры потребностей и в  дополнительных средствах;

несоответствие  объёмов кредитных ресурсов и  кредитных вложений. Если вложения меньше ресурсов, замедляется оборачиваемость  средств в хозяйстве. Снижается эффективность общественного производства. Превышение объема вложений над объемом ресурсов (что становится возможным в условиях развитой банковской системы в результате выполнения банками эмиссионной функции) приводит к «перекредитованию» народного хозяйства, нарушению товарно-денежных отношений.  
 

Развитие и  усложнение банковской системы, появление  новых кредитно-банковских институтов не снимает указанных противоречий. Скорее наоборот, они усиливаются, особенно противоречием между объёмами кредитных  ресурсов и кредитных вложений. Деятельность кредитной системы (выражающая коллективные или групповые интересы кредитных  учреждений) приобретает тенденцию  входить в противоречие с требованиями общественного прогресса, развития производительных сил (т.е. общественными  интересами).

Важное значение в реализации указанного противоречия будет иметь возрождение системы посредников в кредите, которая станет необходимым элементом установления причинно-следственных связей между банками. Однако, более удобной формой разрешения данного противоречия станет выделение из самой банковской сферы такого органа, который взял бы на себя функции координирующего центра всей системы и тем самым способствовал бы гармонизации интересов. Речь идёт о выделении на эту роль центрального банка, который как показывает мировая практика, должен быть государственным, обладать законными полномочиями по денежно-кредитному регулированию отношений между коммерческими банками.

Регулируемые  кредитные отношения представляют диалектическое отрицание кредитных  отношений второго типа (т.е. не уничтожение  системы посредников в кредите  как таковой, а отрицание её стихийно-анархического  варианта) и усиление регулирующего, планомерного начала в кредитных  отношениях. Тем самым кредитные  отношения поднимаются на новую  ступень своего развития, возникает  их третий тип – регулируемые кредитные  отношения1.

Поскольку смена  этим типом кредитных отношений  второго – отрицание отрицания, он представляет собой синтез элементов  кредитных отношений обоих предшествующих типов.

Информация о работе Банковские услуги и их сущность и перспективы развития