Диаспоры, их сущность и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Диаспоры оказывают серьезное влияние на принимающие страны. Они меняют их демографическую структуру, этнический и конфессиональный состав. Диаспоры не только сохраняют свои традиции, обычаи, обряды, но зачастую и навязывают обществу чуждые для него ценности. Возрастает воздействие диаспор не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику принимающих стран, поскольку крупные транснациональные диаспоры, располагающие значительными финансовыми ресурсами, активно лоббируют интересы тех стран, которые еще недавно были для них родиной и с которыми они имеют тесные связи.

Оглавление

Введение
1. Классическая и современная диаспора………………………...……………..5
2. Классификация диаспор………………………………………………………..8
3. Многообразие подходов к определению понятия «диаспора»………….....13
4 Диаспора, как транснациональное сообщество……………………………...22
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии диаспоры,их сущность и перспективы развития.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирский государственный  индустриальный университет»

 

Кафедра социологии, политологии и права

 

 

 

Реферат по социологии на тему:

Диаспоры, их сущность и перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. МХА-09

Воросцов П.А.

Проверил: ст. преподаватель

Морозов С.Б.

 

 

 

 

Новокузнецк

2012

Содержание

Введение

1. Классическая и современная  диаспора………………………...……………..5

2. Классификация диаспор………………………………………………………..8

3. Многообразие подходов к определению понятия «диаспора»………….....13

4 Диаспора, как транснациональное сообщество……………………………...22

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Характерной особенностью глобализирующегося мира становится усиление миграционных процессов. Глобализация делает "национальные перегородки" более прозрачными, и потому миллионы людей в поисках лучшей доли покидают родину и устремляются в другие страны. За последние 50 лет численность международных мигрантов увеличилась почти в три раза.

Резкое увеличение масштабов  миграции идет параллельно с консолидацией  иммигрантских этнических сообществ. Оказавшись на новом месте, переселенцы, как правило, стремятся объединиться, чтобы не только выжить, но и сохранить  свои обычаи, традиции, язык в чуждой для них, зачастую весьма враждебной этнокультурной среде. С этой целью  они либо присоединяются к уже  существующим диаспорам, либо создают  новые. В результате число диаспор  в мире непрерывно увеличивается.

Диаспоры оказывают серьезное  влияние на принимающие страны. Они  меняют их демографическую структуру, этнический и конфессиональный состав. Диаспоры не только сохраняют свои традиции, обычаи, обряды, но зачастую и навязывают обществу чуждые для  него ценности. Возрастает воздействие  диаспор не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику принимающих  стран, поскольку крупные транснациональные  диаспоры, располагающие значительными  финансовыми ресурсами, активно  лоббируют интересы тех стран, которые  еще недавно были для них родиной  и с которыми они имеют тесные связи.

"Диаспоры правят миром,  устанавливают международные нормы,  формируют правительства и государства  и даже ставят задачи создания  мирового правительства - утверждает  Э.Григорьян, профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Армении. - В широком смысле можно сказать, что последние полвека мировые процессы проходят при экономическом и даже идейном доминировании диаспор".

Любая наука начинается с  определения терминов. С этой точки  зрения ситуация с изучением диаспоральных проблем выглядит парадоксально. Феномену диаспоры посвящены многочисленные исследования, но само понятие "диаспора" до сих пор не имеет четкого определения и трактуется учеными по-разному. Объяснение, очевидно, в том, что диаспора является предметом изучения самых разных наук и дисциплин - истории, социологии, этнологии, политологии, культурологии и т.д., и уже одно это предполагает неизбежность многообразия подходов к пониманию этого сложного и многообразного феномена. Едва ли не каждый исследователь трактует его по-своему и дает ему собственное определение. - серьезные дискуссии о его смысловой нагрузке десятилетиями ведутся даже в рамках одних и тех же научных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классическая и современная диаспора

Многие словари определяют термин "диаспора" как "расселение евреев со времени Вавилонского плена  в VI в. до н. э. вне Палестины". При  этом отмечается, что постепенно термин стал применяться к другим религиозным  и этническим группам, живущим в  новых районах своего расселения. В "Британской энциклопедии" это понятие трактуется исключительно сквозь призму еврейской истории и относится к жизни только этого народа. Еврейская диаспора становится, при таком подходе, если не единственным критерием, то, по крайней мере, отправной точкой, по которой принято проверять все остальные народы рассеяния на предмет их соответствия термину "диаспора". "На первый взгляд кажется совершенно ясным, что термин "диаспора", может быть, применим только к общепризнанным народам рассеяния, например, таким, как евреи, армяне или цыгане. Тогда все становится на свои места, позволяя судить о диаспоре, согласовываясь с фактами еврейской истории", - пишет известный российский исследователь, д.соц.н. В.Д. Попков.

Об этом же говорит и  автор многочисленных работ по проблемам  диаспор Г. Шеффер. Он отмечает, что  в 1980-е годы, в самом начале дискуссии  по диаспоральной тематике, практически для всех исследователей отправной точкой служила еврейская диаспора.

При таком подходе другие этнические образования, находящиеся  вне страны своего происхождения, являются "всего лишь" этническими группами или меньшинствами. Однако данную позицию  многие находят устаревшей. По мнению В.Д. Попкова, она неоправданно упрощает проблему, поскольку не учитывает  наличие множества образовавшихся к настоящему времени различных  видов транснациональных сообществ.

В последние годы любые  перемещения людей, связанные с  пересечением государственных границ, напротив, все чаще рассматриваются  с точки зрения процессов диаспоризации. Диаспорами стали называть любые этнические группы, по каким-либо причинам проживающие за пределами страны происхождения. Это привело к частичному отказу от классической интерпретации и более широкому толкованию термина, который в специальной литературе стали называть "новой" или "современной" диаспорой.

Однако некоторые вопросы  остаются открытыми. С какого момента  можно считать, что этническая группа уже превратилась в диаспору? Возможна ли обратная трансформация? При каких  условиях и как происходит данный процесс? Все это сводится к поиску критериев, определяющих диаспору и  дающих четкие теоретические и методологические ориентиры.

Ни одну из "новоиспеченных" диаспор нельзя поставить в один ряд с армянской, греческой или  еврейской, хотя в их практике и присутствуют некоторые признаки классической диаспоры. Однако понятие "современная диаспора" уже существует, предпринимаются  попытки его теоретического осмысления, и отвергать его было бы бессмысленно. Проблема, по мнению В.Д. Попкова, состоит  в том, где следует искать поле для размещения современной диаспоры, как определить ее место в обществе и соотнести с классическим пониманием термина. Как считает этот автор, "феномен современных диаспор  содержит в себе до сих пор слабо  исследуемое явление наложения  друг на друга социальных, этнических и политических пространств, вследствие чего стало возможным возникновение  и существование глобальных этнических анклавов, пересекающих границы культур и государств".

Как отмечают С.А. Арутюнов и  С.Я. Козлов, "евреи - если и не уникальный, то уж точно хрестоматийный пример "диаспорического" народа. Израиль (наряду с Арменией и Ирландией) входит в группу государств, преобладающая часть титульных этносов которых и ныне проживает в диаспоре". Они напоминают, что выдающийся английский ученый Арнольд Дж. Тойнби в кратком изложении своего монументального 12-томного труда "Исследование истории", которое вышло в 1972 г., указывал на еврейскую диаспору как на модель будущего мироустройства и подчеркивал, что при все более активной экономической и политической глобализации решающее значение приобретают социальные структуры, ассоциированные с этническими группами, которые рассредоточены на больших территориях, но объединены языком, культурой, историей, то есть диаспоральные сообщества, характернейшим примером которых в силу своей истории являются евреи.

И все же говорить о еврейских  диаспорах как о какой-то унифицированной  модели, по мнению С.А. Арутюнова и  С.Я. Козлова, довольно затруднительно, поскольку еврейские диаспоральные общности в разное время и в разных странах сильно отличались и продолжают отличаться друг от друга и по собственным характеристикам, и по положению в окружающем обществе.

К этническим группам, максимально  приближающимся к диаспорам модельным  или стереотипным (еврейской и армянской), различные исследователи относят также греческую, цыганскую, кубинскую, китайскую, ирландскую и ряд других.

Однако опыт изучения классических диаспор с выделением их основополагающих черт и групповых характеристик  трудно распространить на исследование новых процессов. Все больше национальных групп оказываются вне устоявшихся  систем координат, принятых при рассмотрении идеальных моделей, хотя и решают по сути те же информационные, коммуникационные, идеологические задачи выживания и  приспособления в новой среде. "Поэтому  положения о том, что такое  диаспора, сформулированные применительно  к диаспорам классическим или  историческим (к которым традиционно  относят еврейскую, армянскую и  т.д.), требуют нового осмысления в  условиях глобализации и создания единого  экономического и хозяйственного пространства".

  1. Классификация диаспор

Исследователи выделяют различные  типы диаспор и предпринимают  попытки классифицировать их. Так, С.А. Арутюнов и С.Я. Козлов различают диаспоры по времени их образования. В группу старых они включают те, которые существовали со времен древности или Средневековья: это еврейские, греческие, армянские диаспоры в странах Европы и Западной Азии, китайские и индийские в странах Юго-Восточной Азии. Относительно молодыми авторы считают турецкие, польские, алжирские, марокканские, корейские, японские диаспоры; совсем новыми - диаспоры, формируемые гастарбайтерами (выходцами из Палестины, Индии, Пакистана, Кореи) в нефтяных государствах Персидского залива и Аравийского полуострова с начала 1970-х годов.

Р. Брубейкер ввел в научный оборот новое понятие - "диаспоры катаклизма". Появление таких диаспор он связывает с дезинтеграцией и распадом крупных государственных образований, приводящих к изменению политических границ. Главной идеей, положенной Р. Брубейкером в основу выделения "диаспор катаклизма", служит не перемещение людей через границы, а движение самих границ. "Диаспоры катаклизма", в отличие от уже знакомых исторических или трудовых диаспор, возникают мгновенно, в результате резкого изменения политического устройства, вопреки желанию людей. Они более компактны по сравнению с трудовыми диаспорами, имеющими тенденцию быть рассеянными в пространстве и слабо укорененными в принимающих странах.

Британский социолог, профессор  университета Уорвик Р. Коэн выделяет четыре типа диаспор: диаспоры-жертвы (еврейская, африканские, армянская, палестинская), трудовые диаспоры (индийская), торговые (китайская) и имперские (британская, французская, испанская, португальская).

Профессор Висконсинского университета (США) Дж. Армстронг при классификации диаспор исходит из характера их взаимодействия с мультиэтничным государством, в котором они обосновались. Он выделяет два типа диаспор: "мобилизованные" и "пролетарские". "Мобилизованные" диаспоры имеют длительную и сложную историю, они складывались веками. Эти диаспоры обладают способностью к социальной адаптации и потому глубоко укоренились в принявшее их общество. Как подчеркивает Дж. Армстронг, "хотя c точки зрения занимаемого ими положения в обществе эти диаспоры не превосходят другие этнические группы мультиэтничных государств, тем не менее по сравнению с ними они обладают целым рядом материальных и культурных преимуществ". К категории "мобилизованных" диаспор Дж. Армстронг относит прежде всего еврейскую диаспору (он называет ее архетипичной, т.е. истинной, первоначальной диаспорой) и армянскую. "Пролетарские" диаспоры - это молодые, возникшие недавно этнические сообщества. Дж. Армстронг считает их "неудачным продуктом современной политики".

Г. Шеффер выделяет следующие  типы диаспор:

- диаспоры с глубокими  историческими корнями (сюда относятся  армянская, еврейская и китайская);

- "дремлющие" диаспоры (американцы в Европе и в  Азии и скандинавы в США);

- "молодые" диаспоры (их образуют греки, поляки  и турки);

- "зарождающиеся", то  есть находящиеся лишь в начальной  стадии своего становления (их  только начинают формировать  корейцы, филиппинцы, а также русские  в бывших советских республиках);

- "бездомные", то есть  не имеющие "своего" государства  (в эту категорию попадают диаспоры  курдов, палестинцев и цыган);

- "этнонациональные" - самый распространенный тип диаспор. Их характерная особенность в том, что они чувствуют за спиной незримое присутствие "своего" государства;

- диаспоры "рассеянные" и диаспоры, живущие компактно  (23, с. 165).

Очень интересна детально разработанная типология, предложенная В.Д. Попковым. Он классифицирует диаспоры на основе восьми критериев.

I. Общность исторической судьбы. По этому критерию выделяются два типа: 1) диаспорные образования, члены которых проживают на территории своего бывшего государства, но за пределами отделившейся страны исхода (например, армянские или азербайджанские диаспоры в России, русские (и "русскоязычные") общины в государствах Средней Азии); 2) диаспорные образования, члены которых ранее не были связаны с территорией нового проживания единым правовым, языковым полем и никогда не являлись частью единого государства (сюда относится большинство ныне существующих диаспор - например, армяне в США или во Франции, турки в Германии и др.).

Информация о работе Диаспоры, их сущность и перспективы развития