Анализ расчетно-кассовых операций коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, предмет и объект исследования в данной теме обусловили основную цель работы. Она заключается в анализе расчетно-кассовых операций коммерческого банка, выявлению проблем и формулировке рекомендаций по повышению экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
– изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
– проанализировать и дать оценку расчетно-кассовым операциям в анализируемом коммерческом банке;

Оглавление

Введение …...3
Глава 1 Теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 5
1.1 Экономическая сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций…………………………….
1.2 Организация расчетно-кассовой работы в банке 10
1.3 Выбор методики оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 20
Глава 2 Анализ и оценка расчетно-кассовых операций на примере ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.2 Анализ величины доходов от расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ» ..25
2.3 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»………………………………………..27
Глава 3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»……………………………………………………………………..40
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций………...…40
3.2 Направления повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций 44
Заключение 49
Литература 51
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Ващенко А.Е. Ф-01-10.docx

— 114.17 Кб (Скачать)

Для установки и работы системы «Клиент + Банк» необходима следующая минимальная конфигурация оборудования и программного обеспечения (табл. 11):

Таблица 11

Необходимое оборудование и  программное обеспечение

Оборудование:

Требования

Процессор

Intel Celeron M

Оперативная память, не менее

2048 Мб

Свободного места на жестком  диске (при установке)

20 Гб

Свободного места на жестком  диске (при текущей работе)

300 Гб

Программное обеспечение:

«Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений»

Операционная система

Microsoft Office, Windows Movie Maker


 

До начала установки программного обеспечения клиент должен убедиться  в отсутствии вирусов на своем  компьютере, ввести пароль для доступа  к дистрибутиву, после этого загружает  дистрибутив из раздела «Загрузка»;

а) самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и после этого он присылает дистрибутив;

б) самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к специалисту лично, обратится  в ОПЕРО или филиал, в котором  он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44.

в) с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт  туда и обратно. Плата за установку  взимается банком согласно утверждённым тарифам.

Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно  повышает качество работы банка.

К таким программным продуктам  относится система «Cognitive Forms: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплект системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС).

На этапе сканирования бумажный документ пропускается через  сканер и в результате получается файл – графический прототип бумажного  документа, который передается на обработку  в систему.

На этапе распознавания  система анализирует отсканированный  графический образ, находит поля ввода данных, читает введенный в  полях текст и создает встроенный библиотек проверок. Затем документ поступает на этап верификации. Если система обнаруживает в платежном поручении какое-либо несоответствие, система сообщает оператору об ошибочном документе и указывает поле с некорректной информацией, предлагая оператору либо вручную скорректировать информацию (если это возможно), либо изъять документ из обработки.

На заключительном этапе  система «Cognitive Forms: ВПП» конвертирует электронный прототип платежного поручения в формат автоматизированной банковской системы и осуществляет загрузку в банковскую систему.

Таким образом, все предложенные меры помогут увеличить скорость прохождения платежей в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.

3.2 Направления  повышения экономической эффективности  проведения расчётно-кассовых операций

Деятельность Банка России в ближайшие годы будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных  расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронныхдокументов [19, c. 480]. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Банка России.

Банком России будет продолжена работа по поддержанию ликвидности  участников расчетов, совершенствованию  тарифной политики в области многих банков в единую универсальную платежную  систему.

Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все ее технические возможности  предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. [27, c. 270]

Необходимо полное техническое  переоснащение банков на базе персональных компьютеров, внедрение локальных  сетей по обработке счетов, осуществление  электронных расчетов между клиентами  банков, между банками и РКЦ, а  также с различными регионами  России.

Банки активно овладевая  передовой технологией, стремятся  перенять:

- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;

- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.

Необходимо выделить некоторые  банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга [10, c. 315]:

–   открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

– разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных  операций в банках подобных систем.

Таблица 12

Общее время, затрачиваемое  контролерами ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

№ п/п

Наименование работ, операций РКО

Общее время, затрачиваемое  контролерами

Общее время, затрачиваемое  контролерами, после мероприятий  по ускорению платежей

Изменение

1

Работы по привлечению  юридических лиц на обслуживание

30

20

10

2

Работы по открытию рабочего дня

30

20

10

3

Работы по закрытию рабочего дня

30

20

10

4

Работа в операционное время (непосредственное обслуживание одного клиента)

15

10

5

4.5

Проверка правильности заполнения платежных поручений

10

5

5

4.7

Сверка образцов подписей лиц, подписавших поручение

5

2

3

4.8

Ввод реквизитов поручения  в компьютер

15

10

5

4.10

Отметка о проводке на всех экземплярах поручения

15

10

5

4.40

Работа в системе Клиент-банк (распечатка, проведение платежей)

40

30

10

5

Прочая работа

40

30

10

 

Итого:

230

157

73


 

Исходя из данных таблицы 12, можно сделать следующие выводы: общее время, затрачиваемое контролерами, составляет 230 мин, а после внедрения предложенных мероприятий по ускорению платежей оно стало составлять – 157 мин. это на 73 мин. улучшает работу контролера и сокращает время непосредственного обслуживания клиентов.

Таким образом, предлагаемая стратегия повышения эффективности  расчетно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности время проверки правильности заполнения одного платежного поручения, а также появится возможность для перечисления денежных сумм из различных регионов России за счет средств модемной и спутниковой связи, внедренные меру буду способствовать ускорению расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.

 

 

Заключение

Тема курсовой работы актуальна тем, что на данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.

В первой главе рассматривали  теоретические аспекты рассчетно-кассовых операций в кредитных организациях. Организация расчётно-кассового  обслуживания базируется на главных принципах: списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; субъекты рынка обладают свободой выбора форм безналичных расчетов. Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию.

Во второй главе был проведен анализ и дана оценка рассчетно-кассовым операциям в ОАО «БАНК УРАЛСИБ». Актуальность данной темы нашла свое подтверждение.

В ходе оценки была выявлена основная проблема в расчетно-кассовом обслуживании Банка – это медленное внедрение новых технологий, технологическое отставание от банков конкурентов.

На основании чего было рекомендовано:

- Внедрение электронного документооборота, в частности такого программного продукта как система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений».

Предлагаемая стратегия повышения эффективности расчетно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности время проверки правильности заполнения одного платежного поручения, кроме того появится возможность через модемную и спутниковую связь перечислять денежные суммы из различных регионов России, ускорятся расчеты между банками и их клиентами; Банк добьется четкости, гибкости и надежности расчетных операций.

Таким образом, в данной работе был проведен детальный анализ расчетно-кассовых операций ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и выявлены возможные пути повышения эффективности платежей в условиях рыночной экономики.

 

Литература

1.      Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2. – М.: «Ось-89», 2004.

2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Положение ЦБРФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01.10.2002 г. №199-П

5. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изм. и доп. от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.)

6. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г., 11 июня 2004 г.)

7. Аверченко В.А., Сильвестров С.Н., К вопросу о безналичном денежном обращении в России // Банковское дело. – 2008. – №4. – с. 15–17.

8. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи, 2007. – 423 с.

9. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2007. – 511 с.

10. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2006. – 415 с.

11. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 564 с.

12. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статисика, 2008. – 592 с.

13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Логос, 2006. – 387 с.

14. Белов В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2008. – №12. – с. 17–21.

15. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2009. – №1. – с. 15–19.

16. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2007. – 412 с.

17. Бломштейн Г.Д. Саммерс. Б.Д. Банковское дело и платежная система. – М.: Дело, 2006. 493 с.

18. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2006. –147 с.

19. Ван ден Берг П. Операционная и финансовая структура платежной системы. – М.: ЮНИТИ, 2009. 569 с.

20. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2008. – №12. – с. 12–17.

Информация о работе Анализ расчетно-кассовых операций коммерческого банка