Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа
Актуальность, предмет и объект исследования в данной теме обусловили основную цель работы. Она заключается в анализе расчетно-кассовых операций коммерческого банка, выявлению проблем и формулировке рекомендаций по повышению экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
– изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
– проанализировать и дать оценку расчетно-кассовым операциям в анализируемом коммерческом банке;
Введение …...3
Глава 1 Теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 5
1.1 Экономическая сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций…………………………….
1.2 Организация расчетно-кассовой работы в банке 10
1.3 Выбор методики оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 20
Глава 2 Анализ и оценка расчетно-кассовых операций на примере ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.2 Анализ величины доходов от расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ» ..25
2.3 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»………………………………………..27
Глава 3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»……………………………………………………………………..40
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций………...…40
3.2 Направления повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций 44
Заключение 49
Литература 51
Приложения
Для установки и работы
системы «Клиент + Банк» необходима
следующая минимальная
Таблица 11
Необходимое оборудование и программное обеспечение
Оборудование: |
Требования |
Процессор |
Intel Celeron M |
Оперативная память, не менее |
2048 Мб |
Свободного места на жестком диске (при установке) |
20 Гб |
Свободного места на жестком диске (при текущей работе) |
300 Гб |
Программное обеспечение: |
«Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений» |
Операционная система |
Microsoft Office, Windows Movie Maker |
До начала установки программного обеспечения клиент должен убедиться в отсутствии вирусов на своем компьютере, ввести пароль для доступа к дистрибутиву, после этого загружает дистрибутив из раздела «Загрузка»;
а) самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и после этого он присылает дистрибутив;
б) самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к специалисту лично, обратится в ОПЕРО или филиал, в котором он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44.
в) с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт туда и обратно. Плата за установку взимается банком согласно утверждённым тарифам.
Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.
К таким программным продуктам относится система «Cognitive Forms: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплект системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС).
На этапе сканирования бумажный документ пропускается через сканер и в результате получается файл – графический прототип бумажного документа, который передается на обработку в систему.
На этапе распознавания
система анализирует
На заключительном этапе система «Cognitive Forms: ВПП» конвертирует электронный прототип платежного поручения в формат автоматизированной банковской системы и осуществляет загрузку в банковскую систему.
Таким образом, все предложенные меры помогут увеличить скорость прохождения платежей в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
Банком России будет продолжена работа по поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области многих банков в единую универсальную платежную систему.
Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все ее технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. [27, c. 270]
Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России.
Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.
Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга [10, c. 315]:
– открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
– разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.
Таблица 12
Общее время, затрачиваемое контролерами ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
№ п/п |
Наименование работ, операций РКО |
Общее время, затрачиваемое контролерами |
Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей |
Изменение | |
1 |
Работы по привлечению юридических лиц на обслуживание |
30 |
20 |
10 | |
2 |
Работы по открытию рабочего дня |
30 |
20 |
10 | |
3 |
Работы по закрытию рабочего дня |
30 |
20 |
10 | |
4 |
Работа в операционное время (непосредственное обслуживание одного клиента) |
15 |
10 |
5 | |
4.5 |
Проверка правильности заполнения платежных поручений |
10 |
5 |
5 | |
4.7 |
Сверка образцов подписей лиц, подписавших поручение |
5 |
2 |
3 | |
4.8 |
Ввод реквизитов поручения в компьютер |
15 |
10 |
5 | |
4.10 |
Отметка о проводке на всех экземплярах поручения |
15 |
10 |
5 | |
4.40 |
Работа в системе Клиент-банк (распечатка, проведение платежей) |
40 |
30 |
10 | |
5 |
Прочая работа |
40 |
30 |
10 | |
Итого: |
230 |
157 |
73 |
Исходя из данных таблицы 12, можно сделать следующие выводы: общее время, затрачиваемое контролерами, составляет 230 мин, а после внедрения предложенных мероприятий по ускорению платежей оно стало составлять – 157 мин. это на 73 мин. улучшает работу контролера и сокращает время непосредственного обслуживания клиентов.
Таким образом, предлагаемая
стратегия повышения
Тема курсовой работы актуальна тем, что на данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.
В первой главе рассматривали
теоретические аспекты
Во второй главе был проведен анализ и дана оценка рассчетно-кассовым операциям в ОАО «БАНК УРАЛСИБ». Актуальность данной темы нашла свое подтверждение.
В ходе оценки была выявлена основная проблема в расчетно-кассовом обслуживании Банка – это медленное внедрение новых технологий, технологическое отставание от банков конкурентов.
На основании чего было рекомендовано:
- Внедрение электронного документооборота, в частности такого программного продукта как система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений».
Предлагаемая стратегия повышения эффективности расчетно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности время проверки правильности заполнения одного платежного поручения, кроме того появится возможность через модемную и спутниковую связь перечислять денежные суммы из различных регионов России, ускорятся расчеты между банками и их клиентами; Банк добьется четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Таким образом, в данной работе был проведен детальный анализ расчетно-кассовых операций ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и выявлены возможные пути повышения эффективности платежей в условиях рыночной экономики.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2. – М.: «Ось-89», 2004.
2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Положение ЦБРФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01.10.2002 г. №199-П
5. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изм. и доп. от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.)
6. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г., 11 июня 2004 г.)
7. Аверченко В.А., Сильвестров С.Н., К вопросу о безналичном денежном обращении в России // Банковское дело. – 2008. – №4. – с. 15–17.
8. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи, 2007. – 423 с.
9. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2007. – 511 с.
10. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2006. – 415 с.
11. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 564 с.
12. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статисика, 2008. – 592 с.
13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Логос, 2006. – 387 с.
14. Белов В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2008. – №12. – с. 17–21.
15. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2009. – №1. – с. 15–19.
16. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2007. – 412 с.
17. Бломштейн Г.Д. Саммерс. Б.Д. Банковское дело и платежная система. – М.: Дело, 2006. 493 с.
18. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2006. –147 с.
19. Ван ден Берг П. Операционная и финансовая структура платежной системы. – М.: ЮНИТИ, 2009. 569 с.
20. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2008. – №12. – с. 12–17.
Информация о работе Анализ расчетно-кассовых операций коммерческого банка